Самый востребованный способ определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) — это анализ рынка. Собирается ли бюджетная организация воспользоваться одним из конкурентных методов закупок или же рассматривает вариант приобретения товара или услуги у единственного поставщика — не имеет значения, ведь, в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 44-ФЗ), необходимо предоставить обоснование НМЦК. Для того чтобы сделать это без нарушений, заказчику потребуется найти актуальные ценовые данные. Для этого необходимо собрать ряд коммерческих предложений от различных поставщиков, предлагающих искомый товар или услугу.
Для определения НМЦК бюджетная организация, которая выступает в роли заказчика, должна запросить коммерческие предложения минимум у пяти потенциальных исполнителей. В качестве ответа она должна получить как минимум три ценовых письма с описанием товаров или услуг, отвечающих всем заявленным в плане закупки условиям.
Основной целью является сбор действующей ценовой информации с целью последующей ее аналитики. По результатам тщательного анализа и выводится НМЦК.
Вот пример запроса коммерческого предложения по 44-ФЗ.
Когда заказчик в поиске трех поставщиков для расчета НМЦК планируемой закупки рассылает письмо, ему приходят официальные ответы от выбранных организаций. Ответ — это документ на официальном бланке поставщика, заверенный «живой» печатью и подписью руководителя, финансового директора или главного бухгалтера. Он включает в себя информацию:
Ответ носит исключительно информационный характер и не является прямым побуждением к заключению коммерческого договора.
Срока действия полученные данные о стоимости не имеют. Это необходимо отметить в ответе. При использовании этого материала для расчетов в будущих периодах текущая цена про индексируется в соответствии с коэффициентом пересчета.
Если бюджетное учреждение оказывает дополнительные услуги населению, то есть ведет предпринимательскую деятельность и получает официальный доход, оно имеет вправе вывести часть закупок из-под жестких регламентаций 44-ФЗ и воспользоваться более лояльным к бюджетным заказчикам 223-ФЗ. Образец, как сделать запрос на коммерческое предложение в этом случае составляется аналогично 44-ФЗ. Принципиальных различий нет.
Стоит различать конкурентный способ определения поставщика и непосредственно запрос ценовой информации для проведения конкурса или аукциона по ФЗ-223. Данные о стоимости товаров, работ и услуг запрашиваются с той же целью, что и в ФЗ-44 — для выявления актуальных цен и определения НМЦК.
На основании этого закона действует дополнительный конкурентный способ определения поставщиков, именуемый запросом предложений. Заказчик размещает в системе извещение о проводимой закупке и подробно указывает всю необходимую информацию. В торги приглашаться определенные исполнители, соответствующие техническим критериям заказчика. В процедуре вправе участвовать любая организация, которая удовлетворяет требованиям организатора закупки. Затем идет прием, рассмотрение и финальная оценка заявок. Членами комиссии учитываются как минимум два установленных критерия для оценки. В результате, по итогам процедуры, заключается контракт с тем поставщиком, который предложил самые выгодные условия. Итог ЗП отражается заказчиком на официальном сайте в открытом доступе.
Одним из обязательных этапов при подготовке технической документации на проведение закупки является определение и обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Она может определяться различными способами, но наибольшей популярностью среди заказчиков пользуется метод сопоставимых рыночных цен.
Именно в процессе анализа рынка заказчику требуется запросить коммерческие предложения от потенциальных поставщиков.
Независимо от того, каким способом будет проводиться , заказчик в обязательном порядке должен привести обоснование начальной максимальной цены контракта. Рассчитанная им цена будет фигурировать во всей документации по закупке: в извещении, в по государственному контракту и в разосланных поставщикам приглашениях принять участие в закупке.
Правила определения и приведены в ст. 22 ФЗ-44. Правильная и справедливая цена контракта способствуют эффективному расходованию бюджетных средств и привлечению к торгам надежных заказчиков, а также служит дополнительной гарантией получения качественных товаров.
По ч. 1 ст. 22 ФЗ-44 цена контракта может определяться с учетом метода сопоставимых рыночных цен, затратного, проектно-сметного, тарифного или нормативного метода.
Метод сопоставимых рыночных цен является самым популярным и предполагает анализ рынка поставляемых товаров или услуг. Для того чтобы процедура проведения рыночного анализа была унифицирована и стандартизирована, Минэкономразвития разработало рекомендации №567, содержащие перечень мероприятий, которые нужно провести для сбора данных.
Согласно указанному документу, заказчик перед проведением закупки должен запросить как минимум три коммерческих предложения.
Если количество ответов, полученных от поставщиков, будет больше, чем три, то при дальнейших расчетах используются те, которые содержат минимальные значения стоимости услуг или товаров.
Коммерческое предложение, которое запрашивается у поставщика, – это документ, подтверждающий стоимость товаров и услуг, предполагаемых к закупке. Все товары и услуги при этом должны соответствовать заявленным характеристикам. Коммерческое предложение, полученное исполнителем, не влечет обязательств по заключению договора.
В целях получения предложений от поставщиков заказчику необходимо подготовить запрос и разослать его поставщикам необходимых товаров и услуг.
Хотя заказчику необходимо получить ответы от 3 поставщиков, лучше изначально отправить запросы большему количеству компаний, так как никто не гарантирует, что все компании ответят (они предоставляют коммерческие предложения по своему усмотрению и закон не принуждает их к этому).
При выборе поставщиков для направления запроса заказчику следует придерживаться рекомендаций п. 3.7.1. Приказа №567. Так, здесь указано, что:
Также ФЗ-44 допускает возможность размещения в ЕИС запроса цен от поставщиков, чтобы не заниматься их поиском самостоятельно. При этом в извещении о запросе коммерческих предложений необходимо указать финальную дату, до которой их требуется предоставить.
Заказчик может комбинировать способы получения нужной информации: одновременно направив запросы по почте и разместив данные в ЕИС.
Если же запросы не привели к получению нужной информации, то провести анализ цен можно на основании ранее заключенных контрактов в отношении аналогичной продукции. Для этого можно воспользоваться реестром контрактов из ЕИС.
Стоит отметить, что заказчик не вправе рассматривать для расчета НМЦК предложения, поступившие от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют установленным требованиям.
Требования к запросу на предоставление коммерческого предложения содержится в п. 3.10 Приказа №567. Данный документ должен содержать в себе следующие сведения:
Запрос необходимо также сопроводить текстом о том, что коммерческое предложение не обязывает поставщика контракт. Также нужно прописать, что ответ поставщика должен позволить однозначно определить предложенные товары и услуги, а также сроки действия данного ценового предложения.
Желательно сопровождать письмо на электронную почту телефонным звонком поставщику, так как письмо может уйти в спам, или на сайте могут быть указаны некорректные сведения.
Можно дополнить текст письма дополнительной фразой, которая бы стимулировала поставщика к предоставлению коммерческого предложения.
Коммерческое предложение оформляется поставщиком в установленные сроки на фирменном бланке организации. В данном документе должны содержаться такие сведения:
Оно должно быть заверено официальной печатью компании (если такая есть) и подписью руководителя. Стоит отметить, что коммерческие предложения без синей печати поставщики принимают с определенной опаской, так как в рекомендациях указано на необходимость такого заверения полученного предложения.
Поставщику желательно прямо указать в тексте, что коммерческое предложение не является публичной офертой (это означает, что поставщика не могут привлечь на основании него к заключению договора).
Стоит отметить, что коммерческое предложение имеет ограниченный срок действия. Связано это с постоянными изменениями рыночной конъюнктуры, что может потребовать от поставщика изменения ценовой политики. Срок действия цен на предлагаемые товары и услуги определяется поставщиком по своему усмотрению. Обычно в тексте ответа исполнителем указывается дата, до которой предложенные цены считаются действительными.
Если поставщик не пропишет в коммерческом предложении временные рамки, то такое предложение будет признано бессрочным. Но по рекомендациям Минэкономразвития №567 п. 3.14 при расчете НМЦК следует учитывать только те предложения, которые поступили не позднее, чем за полгода до проведения рыночного анализа . Поэтому перед проведением закупки следует всегда запрашивать актуальные предложения от поставщиков.
Только в исключительных случаях заказчику разрешают использовать старые сведения из коммерческих предложений. При этом актуальная стоимость товаров и услуг пересчитывается с учетом поправочного коэффициента (методика расчета приводится в п. 3.18 Приказа №567).
В Методических рекомендациях указано, что полученные от поставщиков коммерческие предложения подлежат хранению вместе с остальной закупочной документацией. Это могут быть как оригиналы коммерческих предложений, так и снимки экрана, содержащие изображения поступивших предложений и даты их формирования.
Таким образом, запрос рыночных предложений в рамках государственных закупок производится в целях анализа рынка при определении и обосновании НМЦК методом сравнимых рыночных цен. Рекомендации Минэкономразвития №567 содержат перечень информации для формирования запроса коммерческих предложений. Требования к определению НМЦК на основании полученных предложений прописаны в 22 ст. 44-ФЗ. Запрос допускается отправить на личную почту поставщика либо опубликовать извещение о запросе ценовой информации в ЕИС. Полученное от поставщика коммерческое предложение носит только ознакомительный и информационный характер и не может служить основанием для принуждения его к заключению договора на указанных условиях.
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Тендер в форме запроса котировок предусмотрен федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ . В нем побеждает участник, предложивший наименьшую цену договора.
Преимущество этого вида тендера заключается в сроках его проведения. Согласно нормам 44-ФЗ, сроки проведения составляют:
Более детально о сроках проведения процедуры, вы узнаете .
При проведении тендера этим методом в соответствии с федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ существует ряд отличий:
Подробнее о процедуре запроса цен по 223-ФЗ читайте в .
Все закупки, проводимые заказчиком, отражаются в плане-графике, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В некоторых случаях процедура признается несостоявшейся. При этом действия заказчика прописаны в 44-ФЗ :
Действия поставщика следующие:
Важно! Договор заключается не ранее 7 дней с момента размещения и не позднее 20 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок.
Если поставщик не направил подписанный договор заказчику в установленные сроки, он признается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае заказчик может подать иск о возмещении издержек в суд и заключить договор с другим поставщиком.
Заказчик может изменить извещение о закупке не позднее, чем за 2 дня до окончания подачи заявок. В этом случае, если поданная участником заявка оказывается неактуальной, ее можно отозвать и направить вместо нее новую. Если первая заявка не будет отозвана, заказчик вернет их, не рассматривая.
О важных пунктах документа и правилах составления, вы узнаете в .
Извещение – документ, содержащий информацию о предстоящей закупке. Заказчик обязан опубликовать его в установленные законом сроки.
Подробнее о проведении запроса через извещение вы узнаете .
В извещении должны быть указаны:
Извещение публикуется на портале госзакупок совместно с проектом контракта. Срок опубликования документации указан в п.1 ст. 74 44-ФЗ . Одновременно с опубликованием извещения заказчик вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, способным поставить предмет закупки.
На заметку. Извещение о закупке должно быть доступно на протяжении всего приема заявок без взимания платы.
Как публикуется электронная форма котировки на портале, вы узнаете .
В запросе указывается:
Запрос ценовой информации не влечет возникновения каких-либо обязательств перед поставщиком и не является основанием для заключения договора.
При возникновении вопросов по закупочной документации, поставщик вправе направить заказчику запрос. Запросы на разъяснение аукционной документации направляются через ЭТП. Порядок и сроки их подачи указываются в