Наблюдение за рябиной осенью.
Наблюдение на прогулке за рябиной для детей старшей группы.
Описание материала:
Предлагаю вам конспект наблюдения на прогулке для детей подготовительной группы (5-6лет) по теме «Наблюдение за рябиной». Данный материал будет полезен воспитателям. Этот конспект познавательного характера, направлен на закрепление знаний по данной теме и воспитание любви к природе.
Также я предлагаю небольшую подсказку по планированию прогулки.
Цель:
продолжать наблюдение за рябиной осенью;
Ход наблюдения:
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)
Вопросы детям:
- Как выглядит рябина?
- Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
- Какие звери любят ягоды рябины?
- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
- Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.
Схема планирование прогулки.
Прогулки:
- Типовые (максимально свободная деятельность)
- Комбинированные (целевая+свободная деятельность)
- Прогулка – экскурсия
- Тематическая
Структура прогулки:
Наблюдение, рассматривание;
Опыты и эксперименты;
Трудовая деятельность;
Подвижные игры;
Индивидуальная работа с детьми;
Организация свободной деятельности;
Дидактические и сюжетно ролевые игры.
Наблюдение.
- Индивидуальное,
За живыми объектами.
- Групповое,
За неживыми объектами.
- Фронтальное,
За явлениями окружающей среды.
- Эпизодическое,
- Длительное.
Индивидуальная работа.
- разучивание, закрепление физических упражнений.
- заучивание стихотворений.
-закрепление изученного ранее материала.
Хозяйственно бытовой труд.
- индивидуальный
- на участке
- групповой
- на веранде
-коллективный.
- на клумбе
Цель: учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев.
Методические приемы
Во время сборов на прогулку показать детям приглашение, а они должны отгадать, от кого:
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется?
(Рябина.)
Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
- Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
- Чем это дерево отличается от других?
- Расскажите, какие у нее ягоды?
- Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
- Почему такие холодные?
Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем.
Цель: продолжать учить видеть красоту заснеженного дерева.
Методические приемы
Загадать загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
По зимние метели
В меха его одели.
(Дерево.)
Что за меха, в которые одела деревья зима?
Предложить посмотреть, как чувствует себя на участке наша рябина: может, ей нужна наша помощь.
- Как сейчас рябина выглядит?
- Что лежит на ее ветках?
- Как бы вы ее сегодня назвали? (Заснеженная, белая, пушистая.)
- Как ты, рябинка, сегодня себя чувствуешь?
- Дети, а вы знаете, почему ей тяжело?
- Что может случиться с ветками?
- Как ей можно помочь?
Предложить палкой осторожно стряхнуть снег с верхних веток, а с нижних - стряхнуть рукой. Обратить внимание на то, что ветки поднялись, благодарят детей за помощь.
- Хорошо, чго сегодня мы подошли к нашей рябине, нашей подружке.
Цель : закрепить внешний вил рябины после снегопада, дать поня¬тие о том, кто любит лакомиться ягодами рябины.
Методические приемы
Утром воспитатель говорит детям, что когда она шла в детский сад, то заметила, что около нашей рябины на снегу все покраснело.
- Что случилось с ней?
Предлагает на прогулке спросить у нее и самим догадаться:
- Что произошло?
Около рябины обратить внимание детей на красную мякоть ягод на снегу.
- Кто оборвал и раскинул ягоды около нашей рябины?
- Сколько их осталось на ветках?
Рассмотреть ягоды на снегу, предложить сравнить их с ягодами, сорванными с дерева. Обратить внимание на то, что в сорванных ягодах есть семена, а в ягодах на снегу - только мякоть.
- Кто же угощался ягодами?
Сказать, что ягоды любят снегири. Пояснить, что они раскусывали ягоду, язычком выбирали семена и сладкий сок, а мякоть - выплевывали на снег.
Догадались, почему снег красный?
- Молодцы.
Цель: отличать рябину от хорошо знакомого дерева - березы, ви¬деть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.
Методические приемы
Обратить внимание на рябину.
Спросить:
- Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?
- А какое еще дерево отличается от остальных, и мы его можем узнать в любое время года?
- Чем береза отличается от других деревьев?
Сравнить рябину и березу. Найти отличительные признаки и сходство. Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).
Цель: учить выражать свое отношение к дереву, как живому существу, через слово.
Методические приемы
На прогулке предложить составить сказку о рябинке на тему: «Если бы я был деревом» или «О чем думает (мечтает) рябина».
Сказать: «Мы давно знакомы с нашей подружкой - рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем мечтает рябинка», «Если бы я был деревом*’.
При затруднении задавать вопросы:
- Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?
- Почему?
- Какое время года ей нравится больше всего?
- О чем шепчут ее веточки (листочки), когда мы выходим на участок?
- Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить. Поощрить детей
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА
«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»
Цель:
Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.
Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (рябина)
Ребята, посмотрите на это дерево.
Где его можно встретить?
Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)
Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?
Ответы детей.
Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».
Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?
Ответы детей.
Потрогайте ягоды рябины. Какие они?
Ответы детей.
Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.
Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?
Ответы детей.
Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».
Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?
Ответы детей.
Целевая прогулка "Рябина-рябинка"
В ходе прогулки у детей расширяется представление о растениях ближайшего окружения.Мы учимся сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщениесамостоятельно.Воспитывает у детей любовь к ро...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»
В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...
Целевые ориентиры и этапы их формирования. Листы наблюдений продвижения воспитанников по целевым ориентирам.
В МБДОУ д/с № 16 идет работа по апробации листов наблюдений продвижения воспитанников по целевым ориентирам, как инструмента педагогической диагностики....
Цель. Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. Развивать наблюдательность. Обогащение словаря: рябина, дерево, гроздья.
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах.
Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев,Кто любит ягоды рябины? Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.
Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды.
Что дает рябина людям? Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный.
Дидактические игры:
«Золотые ворота» В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят:
Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается,
Второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс.
Индивидуальная работа : хождение по бревну. Цель: учить удерживать равновесие. (Определить длину бревна, измерив его шагами. Спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов).
Расширить и уточнить знания детей о рябине.
Развивать любознательность, интерес к природе.
Воспитывать умение видет красоту природы.
Картинки с изображением рябины в разное время года (при отсутствии возможности наблюдения в природе).
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ). Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).
Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.
И не спроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.
Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем самми сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины). А когда вы будете делать рябиновые бусы, я расскажу вам легенду о возникновении этого дерева.