Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ Арбатская средняя школа
с. Арбаты
Таштыпского района
Республики Хакасия
2016г.
Типы ВНД и темперамента.Разнообразие чувств
Типы высшей нервной деятельности
Эмоции
Б-8кл.
П. 32
01.11.2016
Тип высшей нервной деятельности
Тип высшей нервной деятельности – совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, сказывающихся на всех функциях организма и определяющих характер его взаимодействия со средой
Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе
ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.
Немного о темпераменте
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
Немного о темпераменте
Темперамент зависит от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента
Тип нервной системы и темперамент
Типы темперамента
Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу
СТРЕСС
ТИПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
И. E. Репин. 1885 г. 199 х 254 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Юсуф Карш. Фотография
Ганс Селье (1907 – 1982)
Повторим, что узнали?
Тип нервной системы Тип нервной системы Сильные Сильные Сильные Слабые
Тип нервной системы Тип нервной системы Безудержный Живой Инертный Слабые
Особенности нервной системы Сила
Особенности нервной системы Уравновешенность
Особенности нервной системы Подвижность
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Самостоятельная работа - дополнить таблицу (схема с. 254)
Соотношение типов нервной системы и темперамента
Сильный
?
Сильный
Сильный
Слабый
Неуравновешенный
Уравновешенный
Подвижный
Подвижный
Инертный
Подвижный или инертный
Уравновешенный
Неуравновешенный
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П. 67
Термины В. 1-6, с. 261
Подведём итоги – с. 262-263
CD-диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф»
Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс:поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша/авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
Источники информации
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Типы высшей нервной деятельности человека.Темперамент Педагог-психолог Павлова Л.В. Темперамент Врожденные способности человека, которые обуславливают устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент и профессиональная сфера Сангвиник Частая смена работы, хорошие организаторы и руководителиФлегматик Четко спланированная деятельность, пунктуальность, стереотипные действияХолерик Высокие притязания, идут навстречу трудностям, загружают себя работойМеланхолик Сильная мотивация на выполнение монотонной работы Известные личности и их темперамент Н.В. Гоголь(меланхолик) Известные личности и их темперамент А.В. Суворов(холерик)М.И. Кутузов(флегматик) Поведенческие признаки темперамента Холерик? Флегматик? Меланхолик? Сангвиник? ХОЛЕРИК Отличительная черта холерика - это сильные эмоции и быстрая смена настроений. То есть за одну минуту может быть, как очень весёлым, потом сникнуть, а дальше начать злится. При этом, он сам может не понимать, отчего только что смеялся, а теперь плачет. На первом месте у них стоят виды деятельности, подразумевающие общение с людьми. У холерика - сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. ХОЛЕРИК Движения резкие, голос громкий, речь быстрая. Быстро загорается что-либо делать и так же быстро может бросить. Подвижность нервной системы холерика больше её торможения. Начиная что-то, вкладывает туда всю свою энергию, быстро истощается и бросает это дело, потому что сил больше не остается. Например, может по нескольку раз переписывать статью и так и не дописать недописанную. Холерикам нежелательно выбирать работу, требующую монотонности. Для них некоторое время это будет интересно, а потом наскучит. САНГВИНИК Сангвиник занимается тем, что хочет и из-за этого не может долго находится на одном месте. При этом у него огромная работоспособность. И если что-то делает, то делает это запоем, за один раз. Сангвиник - он жизнерадостный и энергичный, распространяет вокруг себя радость и теплоту. Как и у холерика эмоции сильные и подвижные, но уравновешенные. То есть он внешне очень активен, зато внутри царит спокойствие. Если случается неудача, то сангвиник за счет своих качеств быстро приходит в себя и продолжает жить, как не бывало. САНГВИНИК Движения быстрые, как у холериков. Преобладает торопливая речь и громкий голос. Строение тела - полное, как у китайского Хотея - толстого и веселого. Сангвиник - это Хотей.Сангвиник - нервная система сильная, подвижная, уравновешенная. У этого типа темперамента преобладает хорошее настроение, поэтому сангвиники легко сходятся с другими людьми. ФЛЕГМАТИК Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен и его трудно вывести из этого состояния. Когда о чем-то говорит, то безо всяких эмоций, монотонно, поэтому с ними трудно общаться. В каждом его движении чувствуется основательность и уверенность. Думает и принимает решения флегматик очень долго, зато, сделав выбор, он от него не отступится. Флегматик копит в себе эмоции и, когда наступает переломный момент, он их выплёскивает. ФЛЕГМАТИК Попав в новую обстановку, флегматик, скорее всего будет одинок, так как ему нужно время, чтобы привыкнуть к ситуации. Он будет общаться с теми людьми, с которыми знаком и предпочтёт не замечать других, ведь они создают для него дискомфорт. Для флегматика лучше всего будет однообразная, постоянная работа, без смены вида деятельности. Тут он проявит себя лучше других, потому что очень работоспособен, когда входит в колею. У флегматика - сильная, уравновешенная, инертная нервная система. МЕЛАНХОЛИК Меланхолик - это печальный человек, который ведет себя так, что вот-вот заплачет. Грусть распространяется вокруг него на много метров. Мысли в голове меланхолика о неизбежном и обязательно скорбном. Примечательно, что всё это происходит внутри и почти не видно снаружи. Если его обидеть, то на лице и теле мало чего отразится, зато в душе останется глубокая рана. МЕЛАНХОЛИК Внешне меланхолики выглядят худыми, грустными и суетливыми. Они тянутся к людям и очень хорошо реагируют на то, что происходит вокруг. При этом быстро выпадают в эмоции и не могут их контролировать. В основном боятся или печалятся. Занимаются тем, чем скажут другие. Например, девушки-меланхолики читают советы в женских журналах и безукоризненно следуют им. Лучше всего меланхоликами удаются виды деятельности не связанные с эмоциональной сферой - программирование, конструирование, бухгалтерия.Меланхолик - слабый, подвижный, неуравновешенный тип НС. - не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;- давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; Специальные приемы работы со «слабыми» учениками: - желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме;не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, лучше отложить опрос на следующий урок;- путем правильной тактики опросов и поощрений - «хорошо», «умница», «молодец» формировать уверенность в своих силах;обязательно нужно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;- во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;- в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать их внимания, создавать спокойную обстановку; осторожно оценивать неудачи таких учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; - по возможности спрашивать в начале урока, лучше, не на последнем уроке, а в начале школьного дня; Специальные приемы работы со «слабыми» учениками: важно научить школьника умению пережить неудачу, для этого ему нужно объяснить, что порой терпеть неудачу - это нормально и неизбежно: неуспех - не повод для отчаяния и презрения к себе. - помните, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые вообще отказываются выполнять такие задания; - следует предъявлять задания постепенно, не торопить инертных учащихся с их выполнением;- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; - учащимся необходимо время на обдумывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;-не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку; избегать ситуаций, когда от инертного ученика нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; Специальные приемы работы с «инертными» учениками: - не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; Специальные приемы работы с «инертными» учениками: - в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое;- не следует заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить опрос до следующего раза, дав ему возможность позаниматься дома. -не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций; Учащиеся с сильной и подвижной нервной системой не требуют специальной организации учебной деятельности СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Биология, 8 классЕмельянова О.А. Что такое внутренняя среда организма? 1 2 3 Функции крови - ? транспортная регуляторная(гуморальная) защитная терморегуляторная 1578 – 1657 гг. Уильям Гарвей Английский врачОписал большой и малый круги кровообращения; «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628) - движение по замкнутому кругу; заложил основы физиологии. Состав крови (учебник стр. 118) 1 2 плазма крови форменные элементы крови 3 4 5 5л-7%_1_13 Состав плазмы 1 2 3 вода – 90 % белки – 7 % неорганические вещества – 0,9 %углеводы, липиды, … - 2,1 % Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг эритроциты Двояковогнутый диск, заполнены гемоглобином (120 г/л) Ядра нет, 100-120 суток 4,5 -5,5 млн. Перенос О2 и СО2 эритроциты Количество уменьшается - ? Малокровие! Эритроциты Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезёнка Лейкоциты:гранулоцитымоноцитылимфоциты Бесцветные различная форма, подвижны Ядро, несколько дней – несколько лет 5 – 10 тыс защитная: фагоцитоз выработка антител лейкоциты Количество увеличивается-? Воспалительный процесс!! Лейкоциты И.И. Мечников Форменные элементы крови Место образования Клетки крови Форма, особенности строения Продолжительность жизни, наличие ядра Количество в 1мм3 Значение Красный костный мозг тромбоциты Бесцветны, неправильная форма 5-7 дней, нет ядра 150 - 400 тыс. Свертывание крови тромбоциты Свертывание крови Фермент протромбин Фибриноген(растворимый белок) Фибрин(нерастворимый волокнистыйбелок) Тромб –сгусток крови Повреждение тромбоцитов ↓тромбин Ca+ Гемофилия! Заживление раны рана тромб струп Общий анализ крови Что можно рекомендовать больному? Количество эритроцитов – 3,5 млн. Количество лейкоцитов – 7 тыс. Гемоглобин – 70 г/л Общий анализ крови Что можно рекомендовать больному? Количество эритроцитов – 5 млн. Количество лейкоцитов – 14 тыс. Гемоглобин – 130 г/л Домашнее задание: Учебник – стр.118 – 121Беседа с родителями о переливании кровиИнформация о группах крови (беседа с родителями)
? Венозная кровь(гемоглобин) О2
? Артериальная кровь(оксигемоглобин) Венозная кровь(гемоглобин) О2 О2 О2 +
Приложенные файлы
Тема: «Высшая нервная деятельность»