Ваш бизнес - От идеи до реализации

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и .

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности , ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения . Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;
  5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
  6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель . Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией . Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности

— это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и , выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).

Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.

Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Рис. 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):

  • СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
  • ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
  • МЦ — мотив цели;
  • МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
  • Ц- цель;
  • Д — деятельность

Характеристика направленности

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п.

Направленность личности характеризуется:
  • уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
  • широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
  • интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
  • иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки человека основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в поведении человека обусловлено общественными нормами. Например, такие врожденные реакции, как переживание чувства страха, стремление к избеганию опасности или самозащите, способные вызвать физиологический аффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием человека. Кроме того, эти эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. При этом все специфическое для поведения человека не является врожденным, а все врожденное не носит черт, специфических только для человека. Так, переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит.

Направленность в разных научных подходах к личности выделяется в качестве ведущей характеристики, хотя и толкуется по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Как говорилось выше, мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека, совокупность мотивов, определяющие деятельность и поведение человека.

Тема проекта:

Планирование индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и самоконтроль за эффективностью

Цель: Научиться планировать индивидуальные занятия физическими упражнениями различной направленности и самоконтроль за эффективностью.

Задачи: Изучение литературы по заданной проблеме

Составление Дневника самоконтроля

Анализ полученных результатов

Введение

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: "Жизнь требует движения"... "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие".

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию сердца.

Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому каждый может привести множество.

Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.

Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

Цель:Научиться планировать индивидуальные занятия физическими упражнениями различной направленности и самоконтроль за эффективностью.

Объект исследования: Самоконтроль на занятиях ФК и С;

Предмет исследования: методы и диагностика самоконтроля;

Задачи исследования:

1) Основы самоконтроля;

2) физиологические аспекты самоконтроля;

Задачи: Изучение литературы по заданной проблеме

Составление Дневника самоконтроля

Анализ полученных результатов

Глава 1. Основы самоконтроля

1.1 Объективные и субъективные приемы самоконтроля

Большое практическое значение для занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует, прививает навыки самоанализа, делает более эффективной работу врача, тренера и преподавателя, положительно влияет на рост спортивных достижений.

Под самоконтролем понимается наблюдение за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок. Он включает в себя наблюдение и анализ состояний организма, проводимые с помощью объективных и субъективных приемов. К объективным относятся приемы, используя которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические показатели (длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.), спортивные результаты, силовые показатели отдельных групп мышц. Субъективными методами можно оценить самочувствие, настроение, чувство утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, нарушение аппетита и сна, боязнь соревнований и другие состояния.

Лучшей формой самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями.

1.2 Самоконтроль спортсмена

Самоконтроль - систематическое наблюдение спортсмена за состоянием своего организма.

Самоконтроль позволяет спортсмену следить за состоянием своего здоровья, оценивать влияние физической нагрузки на физическое развитие, его изменение под влиянием занятий спортом. Эти данные также помогают тренеру определять функциональные сдвиги в организме под влиянием различных методов тренировки на этапах и в периодах круглогодичной тренировки.

Результаты самоконтроля записываются в тетради, которая оформляется по данным самоконтроля.

Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое. Самочувствие отражает наиболее общее состояние организма человека, его центральной нервной системы. Если нет отклонений в состоянии здоровья и спортсмен регулярно тренируется, а форма и содержание тренировки правильно спланированы, то у спортсмена хорошее самочувствие, он полон желания учиться, работать и тренироваться, у него хорошая работоспособность.

В дневнике самоконтроля фиксируется продолжительность и качество сна, процесс засыпания, пробуждение (причина), сновидения, прерывистый или беспокойный сон, бессонница.

Во время сна в организме спортсмена продолжаются восстановительные процессы, и если человек плохо спит, то нарушаются процессы восстановления, что особенно влияет на функцию центральной нервной системы. Незначительные отклонения в состоянии здоровья, еще не подтвержденные другими симптомами, сразу же отражаются на сне.

Сон считается нормальным, когда наступает быстро и протекает без сновидений. После такого крепкого сна человек чувствует себя бодрым и отдохнувшим. При плохом сне человек долго не может заснуть. Прерывистый сон со сновидениями и раннее пробуждение должны настораживать спортсмена и тренера, поскольку наверняка являются следствием нарушения спортивного режима или не совсем правильной методики тренировки.

Работоспособность оценивается как хорошая, удовлетворительная и пониженная. Обычно при хорошем самочувствии и после крепкого сна у спортсмена проявляется и хорошая работоспособность. Но бывают случаи, когда у спортсмена хорошее самочувствие, а работоспособность в процессе тренировки оказывается пониженной. Если появляется нежелание тренироваться, пониженная работоспособность, особенно в течение нескольких дней подряд, то необходимо об этом поставить в известность тренера и обратиться к врачу. Такое явление может возникнуть в результате перенапряжения или даже перетренировки.

Аппетит также может характеризовать состояние организма. Хороший аппетит указывает на нормальный процесс обмена веществ. Спортсмен, выполнив зарядку и туалет, испытывает потребность в приеме пищи. Отсутствие аппетита утром и после тренировки в течение 2-3 часов дает основание считать, что произошло нарушение нормальной функции организма. Аппетит может быть хорошим, умеренным и плохим.

Потоотделение при физической работе является нормальным явлением и зависит от состояния организма. С ростом тренированности потоотделение уменьшается. Повышенное потоотделение при высокой спортивной форме и нормальных метеоусловиях (температура и влажность воздуха) может указывать на переутомление. Потоотделение бывает обильное, умеренное и пониженное.

Желание тренироваться обычно поддерживается тогда, когда нет отклонений в состоянии здоровья, а сон, аппетит и самочувствие хорошие. Однако бывают моменты, когда у спортсмена снижается желание тренироваться и участвовать в соревнованиях. Возникают они, как правило, при недостаточной психологической подготовке, связанной с преодолением трудностей в принятии положения, сложными метеоусловиями для ведения стрельбы, появлением переутомления или начальной фазы перетренированности.

В дневнике самоконтроля в обязательном порядке необходимо отмечать отклонения от общего режима. Очень часто состояние организма и его работоспособность зависят от правильного выполнения режима. Нарушение одного из пунктов режима дня вызывает изменение других, и обычная тренировочная нагрузка может вызвать значительные изменения в функциях различных систем организма. А это, в свою очередь, снижает качество и результат планирования тренировочного процесса. Например, спортсмен плохо поужинал, так как спешил на вечер, пришел домой поздно, долго не мог заснуть, утром встал поздно и с трудом. Хотелось есть, поел плотно; на тренировке появились боли в животе, началось обильное потоотделение. Тренировку пришлось прекратить. Из приведенного примера видно, какими отрицательными явлениями сопровождается нарушение режима.

Спортсмены, решившие добиться высоких результатов в спорте, кроме выполнения больших по объему и высоких по интенсивности тренировочных нагрузок, должны строго соблюдать определенный режим.

Многие спортсмены содержание тренировки достаточно подробно фиксируют в дневнике тренировок, а в графе дневника самоконтроля описывается только объем (большой, средний, малый) и интенсивность (слабая, средняя, сильная, максимальная). При этом необходимо указывать, как перенесена физическая нагрузка: хорошо, удовлетворительно, тяжело.

Кроме приведенных субъективных данных самоконтроля, в дневник заносятся результаты измерения пульса. ЖЕЛ, частоты дыхания, веса, динамометрии.

Женщины, наряду с этим, должны записывать все, что связано с протеканием и изменениями менструального цикла.

По частоте пульса можно определить характер деятельности сердечно-сосудистой системы и интенсивности физической нагрузки. По динамике пульса можно судить о приспособляемости организма к нагрузке и о процессах восстановления. У спортсменов частота пульса реже, чел у не занимающихся спортом. С ростом тренированности и квалификации спортсмена частота пульса может уменьшаться.

В процессе самоконтроля измерения пульса проводят несколько раз в течение дня, подсчет необходимо вести за 1 мин. На тренировке, как правило, подсчет ведут за 10-15 с, потом пересчитывают пульс в 1 мин.

Измерение других объективных показателей, их динамика в течение микроцикла, этапа и периода тренировки являются важными при оценке состояния организма. Например, сопоставляя вес спортсмена или показатели динамометрии с оценкой его работоспособности и лучшими результатами, можно судить о его спортивной форме.

Регулярное ведение самоконтроля позволяет накопить полезный материал, который помогает спортсмену и тренеру в анализе тренировки и дальнейшем корректировании плана тренировочного процесса.

Однако самый тщательный самоконтроль не может заменить врачебного контроля.

1.3 Самоконтроль в массовой физической культуре

Самоконтроль важен не только для спортсмена, но и для любого человека, самостоятельно занимающегося физическими упражнениями: плаванием, бегом, ездой на велосипеде и т.д. Все данные самоконтроля должны также фиксироваться в дневнике, который несколько отличается от дневника спортсмена.

Занимающийся физической культурой, особенно самостоятельно, должен отражать в дневнике самоконтроля, как данные покоя, так и определенную информацию о характере проделанной мышечной работы и о реакции на нее организма (на основании самых простых физиологических показателей). То же можно сказать и о результатах проведения простейших функциональных проб.

Самостоятельно занимающимся, особенно во время занятий дозированной ходьбой, рекомендуется использовать простые приборы - шагомер и "Ритм". Данные, получаемые с помощью шагомера, также следует заносить в дневник самоконтроля.

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных проб. Из наиболее доступны ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и вертикальном положениях), а также тест Руфье, в котором основная информация получается по данным измерения ЧСС. Динамика обеих проб позволяет судить об эффективности тренировочной работы.

Специалистами в области спортивной медицины разработана методика определения физической работоспособности с использованием в качестве тестирующей нагрузки дозированной ходьбы. Расчет ведется по специальной формуле. Величины мощности в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й нагрузках (два режима ходьбы с различной скоростью) по следующему выражению (В.Р. Орел):

W = МvК,

где М - масса человека в одежде и обуви; v - скорость движения, м/сек; К - эмпирический коэффициент, который, в свою очередь, определяется по специальной таблице. Рассчитанная по этой формуле мощность совпадает с мощностью, рассчитанной с помощью велоэргометра.

Таким образом, каждый занимающийся может определить индивидуальную величину физической работоспособности. Чтобы не производить дополнительных расчетов уровня PWC, предложено у всех определять величину PWC 130 . Все эти данные заносятся в дневник самоконтроля. Динамические наблюдения за индивидуальными изменениями физической работоспособности под влиянием занятий физической культурой можно вести по данным тестирования, проводимого 1 раз в 1,5 - 2 месяца.

1.4 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П,

где Д - минимальное давление, а П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Самоконтроль необходимо вести регулярно каждый день во все периоды тренировки, а также во время отдыха. Учет данных самоконтроля проводится спортсменом самостоятельно, однако на первых этапах вести дневник самоконтроля спортсмену помогает тренер. В дальнейшем он должен периодически проверять, как осуществляется спортсменом самоконтроль и ведение дневника.

Самоконтроль состоит из простых, общедоступных приемов наблюдения и учета субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и данных объективного исследования (вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ и др.).

Для ведения дневника самоконтроля необходима небольшая тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам.

Самочувствие - весьма важный показатель влияния занятий спортом на организм человека. Обычно при регулярной и правильно проводимой тренировке самочувствие у спортсмена бывает хорошее: он бодр, жизнерадостен, полон желания учиться, работать, тренироваться, у него высокая работоспособность. Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние нервной системы. В дневнике самоконтроля самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное, плохое. Самочувствие как показатель физического состояния надо оценивать с учетом настроения спортсмена.

При ведении самоконтроля дается следующая общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

Во время сна человек восстанавливает свои силы и особенно функцию центральной нервной системы. Малейшие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляемые другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Нормальным считается сон, наступающий быстро после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, протекающий без сновидений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости, свежести. Физическая работа и нормальный режим способствуют улучшению сна.

В дневнике самоконтроля фиксируется длительность сна, его качество, нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон.

Аппетит - очень тонкий показатель состояния организма. Перегрузка на тренировке, недомогания, недосыпание и другие факторы отражаются на аппетите. Усиленный расход энергии, вызываемый деятельностью человеческого организма, в частности занятиями физкультурой, усиливает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в энергии. В дневнике самоконтроля отражается хороший, нормальный, пониженный, повышенный аппетит или его отсутствие.

В дневнике отмечаются и характеристики функции желудочно-кишечного тракта. При этом обращается внимание на регулярность стула, степень оформленности кала, наклонность к запорам или поносам и т.д.

Во время усиленной физической работы потоотделение является вполне нормальным явлением. Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и состояния организма. Нормальным считается, когда спортсмен на первых учебно-тренировочных занятиях потеет обильно. С нарастанием тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение принято отмечать как обильное, большое, среднее или пониженное.

Желание тренироваться и участвовать в соревнованиях характерно для здоровых и особенно молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П. Павлова, приносят "мышечную радость". Если спортсмен не испытывает желания тренироваться и участвовать в соревнованиях, то это очевидный признак наступившего переутомления или начальной фазы перетренированности. Желание заниматься спортом отмечается словами "большое", "есть", "нет".

В графе дневника самоконтроля " Содержание тренировки и как она переносится" в очень короткой форме излагается существо занятия, т.к эти данные в комплексе с другими показателями значительно облегчают объяснение тех или иных отклонений. В этой графе отмечается продолжительность основных частей тренировочного занятия. При этом указывается, как спортсмен перенес тренировку: хорошо, удовлетворительно, тяжело.

Без сведений о нарушении общего режима порой невозможно бывает объяснить изменения показателей в других графах дневника. Спортсменам достаточно хорошо известно о необходимости соблюдения общего режима: если спортсмен действительно серьезно решил заниматься спортом и добиваться высоких результатов, то соблюдение им режима должно быть строго обязательным.

Дневник заведен:13.05.2015г.

Объективные данные

Показатели

Возраст, лет 14лет

Длина тела,см

Масса тела, кг

6 тренировок

Месяц, май

Даты, месяц

Показатели

13.05

15.05

17.05

19.05

21.05

23.05

Утренняя пробежка, утренняя гимнастика.

Утренняя пробежка, утренняя гимнастика,

Утренняя пробежка, подтягивание на перекладине.

Утренняя пробежка, поднимание туловища.

Пульс:

до тренировки

После тренировки

Аппетит

нормальный

нормальный

нормальный

нормальный

нормальный

нормальный

Самочувствие

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

Сон

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

Муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников

«Президентские состязания»

Сводный протокол

Спортивное многоборье

Дневник самоконтроля ученика 7 «А» класса Орешкова Юрия.

Объективные данные

Показатели

Возраст, лет 14лет

Длина тела,см

Масса тела, кг

Окружность грудной клетки, см

Месяц, май

Даты, месяц

Показатели

26.05

27.05

28.05

29.05

30.05

31.05

Утренняя пробежка, подтягивание на перекладине, утренняя гимнастика.

Утренняя пробежка, бег в горку с горки 4 повторения, сгибание рук в упоре лежа.

Утренняя пробежка, бег в горку с горки 4 повторения, сгибание рук в упоре лежа.

Пульс:

До тренировки

После тренировки

Аппетит

нормальный

нормальный

нормальный

нормальный

нормальный

нормальный

Самочувствие

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

Сон

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

9ч. сильный

Настроение, желание заниматься

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Утомление работа- способность

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

хорошее

Региональный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников

«Президентские состязания»

Сводный протокол

Спортивное многоборье

Дневник самоконтроля ученика 8 «А» класса Орешкова Юрия.

На летний период

Объективные данные

Показатели

Возраст, лет 14лет

Длина тела,см

172,5

Масса тела, кг

69,7

Окружность грудной клетки, см

Месяц, июнь, июль, август.

Месяц, неделя.

Показатели

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

неделя

Пон.

Сред.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Пон.

Ср.

Пят.

Утренняя пробежка, подтягивание на перекладине, утренняя гимнастика .

Утренняя пробежка, бег в горку с горки 4 повторения, сгибание рук в упоре лежа

Утренняя пробежка, подтягивание на перекладине, утренняя гимнастика.

Катание на велосипеде утренняя гимнастика, закаливание. (купание в реке)

Утренняя пробежка, подтягивание на перекладине, утренняя гимнастика.

Утренняя пробежка по пересеченной местности. Сгибание разгибание туловища.

Утренняя пробежка по пересеченной местности. Вечерняя прогулка катание на роликах.

Утренняя пробежка, бег в горку с горки 4 повторения, сгибание рук в упоре лежа. (купание в реке)

Пульс:

До тренировки

После тренировки

Аппетит

хор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

нор

Самочувствие

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

Сон

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

9ч. Нор.

Настроение, желание заниматься

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Уд.

Утомление работа- способность

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

хор

Всероссийские спортивные соревнования школьников

«Президентские состязания»

Сводный протокол

Спортивное многоборье

Рег

Мун

Рег

Д.Дмитрий

З. Дмитрий

П.Александр

Н. Екатерина

Ч. Анастасия

Сводный протокол трех этапов

Всероссийских спортивных соревнований школьников

«Президентские состязания»

Спортивное многоборье

Приложение1

комплекс упражнений утренней гимнастики для учащихся 14-15 лет

1. Ходьба на месте и в движении (рис. 5)

2. И. П.-основная стойка, руки за головой. 1-шаг правой, локти в стороны, прогнуться (вдох). 2-шаг левой, руки в стороны. 3-шаг правой, руки за голову. 4-шаг левой, локти вперёд, голову вниз (выдох). (8-12 раз)

3. Ходьба в полуприседе, ладони на коленях. (2-3 круга по комнате)

4. И. П.-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1-2-поднять одновременно туловище и ноги, достать кончиками пальцев рук носки ног (выдох). 3-4-медленно вернуться в и. п. (вдох). (8-10 раз)

5. И. П.-упор лёжа. 1-2-согнуть руки (выдох). 3-4-выпрямить руки (вдох). (6-10 раз)

6. И. П.-стоя, левая нога на сиденье стула, руки на поясе. 1-наклониться влево, достать кончиками пальцев рук носок левой ноги (выдох).2-вернуться в и. п. (6-8 раз в обе стороны)

7. И. П.-основная стойка, руки вперёд-вниз на спинке стула. 1-выпад левой назад (выдох). 2-вернуться в и. п. 3-4-то же правой ногой. (5-6 раз каждой ногой)

8. Бег трусцой на месте и в движении. (6-8 кругов по комнате)

9. И. П.-основная стойка, ноги на ширине плеч. 1- руки вверх (вдох). 2-руки перед грудью. 3-локти прижать к туловищу. 4-руки вниз (выдох). (12-14 раз)

Схема последовательности упражнений в утренней гимнастике

Упражнения

Методические пояснения

Цель упражнения

Ходьба на месте и в движении

Ходьба с высоким подниманием колен и энергичным размахиванием руками. Шагать, постепенно ускоряя темп движений в течение 25-35 сек.

Умеренное разогревание организма. Постепенное усиление деятельности различных систем организма, в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной.

Упражнения в потягивании

Выполнять в медленном темпе. При потягивании-глубокий вдох, при возвращении в и. п.-полный выдох.

Выпрямление позвоночника. Улучшение кровообращения туловища.

Упражнения для мышц ног

Выполнять в медленном темпе. Дыхание равномерное, углублённое.

Укрепление мышц и увеличение подвижности в суставах ног. Улучшение кровообращения.

Упражнения для мышц живота и спины

Выполнять в медленном темпе. При сгибаниях-выдох, при разгибаниях-вдох. Дыхание не задерживать.

Укрепление мышц брюшного пресса и спины. Улучшение кровообращения и деятельности органов брюшной полости.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Выполнять в медленном темпе (или среднем). Дыхание равномерное. Чередовать напряжение с расслаблением мышц.

Укрепление мышц рук и плечевого пояса. Улучшение кровообращения.

Упражнения для мышц туловища

Выполнять в медленном темпе. Дыхание не задерживать.

Укрепление мышц туловища. Улучшение кровообращения и деятельности органов брюшной полости.

Маховые упражнения для рук и ног

Выполнять в среднем темпе. Амплитуда движений максимальная. Дыхание равномерное.

Увеличение подвижности в тазобедренных и плечевых суставах. Усиление деятельности кровообращения и дыхания.

Упражнения в прыжках или беге

Выполнять в среднем или быстром темпе. Дышать равномерно и глубоко. Не напрягаться.

Укрепление мышц и суставов ног и стопы. Улучшение кровообращения, дыхания и повышение общего обмена веществ в организме.

Заключительные упражнения (на дыхание, на расслабление и т. п.)

Выполнять в медленном темпе, совершенно свободно, стремиться к расслаблению. Дыхание глубокое, равномерное с разведением рук в стороны.

Приведение организма в спокойное состояние. Замедление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма.

Приложение 3

Режим дня

Элементы режима

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, одевание

Дорога в школу, утренняя прогулка

Учебные занятия в школе

Дорога из школы домой (прогулка)

Послеобеденный отдых, чтение, тихие игры

Игры и развлечения на открытом воздухе (занятия спортом), общественно полезный труд в семье и школе

Приготовление уроков дома (через каждые 30-45 мин. перерыв 5-10 мин.), уборка книг, рабочего места

Пребывание на воздухе

Ужин, свободные занятия (творческая деятельность, чтение и т. п.), прогулка

Приготовление ко сну (гигиена одежды, обуви, проветривание комнаты, вечерний туалет)

  • Тема 2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • 1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
  • 2.Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
  • 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
  • 5. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни
  • 6. Критерии эффективности здорового образа жизни
  • Тема 3. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
  • 1. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
  • 2. Основные причины изменения психофизического состояния в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • Тема 4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • 1. Методические принципы и методы физического воспитания
  • 2. Основы и этапы обучения движениям
  • 3. Воспитание физических качеств
  • 4. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • 5. Общая физическая подготовка ее цели и задачи
  • 6. Специальная физическая подготовка
  • 7.Зоны и интенсивность физических нагрузок
  • Тема 5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 1.Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
  • 2. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
  • 4. Характер содержания занятий в зависимости от возраста
  • 5. Гигиена самостоятельных занятий
  • 6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма
  • Тема 6. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
  • 1. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 2. Студенческий спорт. Его организационные особенности
  • 3. Студенческие спортивные соревнования и организации
  • 4. Нетрадиционные системы физических упражнений
  • 5. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
  • Тема 7. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
  • 1. Краткая историческая справка. Влияние избранного вида спорта или
  • 2. Планирование тренировки в избранном виде спорта
  • 3. Пути достижений физической, технической, тактической и психической подготовленности
  • 4. Виды и методы контроля над эффективностью
  • 5. Календарь студенческих внутривузовских и невузовских соревнований
  • Тема 8. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при
  • 2. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля
  • 3. Использование различных методов для оценки физического
  • Тема 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • 1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду
  • 2. Определение понятия ппфп, ее цели и задачи. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
  • 3. Факторы, определяющие содержание ппфп
  • 18. Словарь терминов (глоссарий)
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности

    Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий:

    1. Ходьба – естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно происходить постепенно.

    При хорошем самочувствии можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее. Затем можно переходить к непрерывному бегу.

    2. Бег – наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности. Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие – темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, «мышечную радость». Бег должен быть легким, свободным, ритмичным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Нагрузка особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем – верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.

    Для укрепления здоровья и поддержания хорошей физической подготовленности достаточно бегать ежедневно по 3-4 км или в течение 20-30 мин. Наиболее важен не объем работы, а регулярность занятий.

    3. Плавание. При занятиях плаванием необходимо соблюдать следующие правила:

    Заниматься следует не ранее чем через 1,5-2 ч после приема пищи.

    Запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваниях.

    Лучшее время для занятий плаванием – с 10-11 до 13 ч и с 16 до 18 ч.

    4. При ходьбе на лыжах должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм и обморожений.

    Полезно заниматься на лыжах хотя бы 1 раз в неделю по одному часу.

    5. Езда на велосипеде , благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благотворно воздействующих на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

    6. Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела. Упражнения могут сочетаться с прыжками, с бегом и небольшими продвижениями во всех направлениях, танцевальными элементами.

    Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45-60 мин ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно–сосудистую и дыхательную системы. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде.

    Занятия могут проводиться в группах или самостоятельно, индивидуально.

    В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме утренней гимнастики, физкультурной паузы, спортивной разминки или специального занятия. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.

    7. Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

    При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах необходимо следить, чтобы не было задержки дыхания. Дыхание должно быть ритмичным и глубоким.

    Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка). После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнения для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части проводится медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

    Атлетическая гимнастика полезна и женщинам. С ее помощью укрепляется опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.

    8. Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность.

    Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут комплектоваться произвольно («Третий лишний», «Мяч по кругу»). Спортивные игры требуют более высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведение играющих (волейбол, футбол, теннис).

    9. Занятия на тренажерах применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями, делают их более эмоциональными и разнообразными. Они используются как средство профилактики гипокинезии (ограничение двигательной активности) и гиподинамии (снижение силы мышц), избирательно воздействуя на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно–сосудистую системы, укрепляют и способствуют их развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.

    Перечень упражнений на тренажерах и методические рекомендации по их применению широко представлены в литературе по физической культуре и спорту.

    "

    На здоровье спортсменов и их тренированность оказывает существенное влияние характер тренировочного процесса. Дело в том, что функцию и морфологию организма спортсмена формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Характер этих упражнений определяется не столько видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое необходимо развивать в данном виде спорта. В сущности, в разных видах спорта вырабатываются в той или иной степени одинаковые качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и их различные сочетания). Поэтому нет смысла давать физиологическую характеристику каждому отдельному упражнению, так как при этом многие из них повторяли бы друг друга. Надо искать критерии, характерные для групп спортивных упражнений, направленных на развитие конкретных качеств, которые позволят изучать общие закономерности. Для этого целесообразно объединить различные виды спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Очевидно, что у спортсменов различных видов спорта, объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени возникают сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы. Такое распределение видов спорта на определенные группы позволяет изучать закономерности, лежащие в основе того или другого явления, возникающего при занятиях спортом.

    Исходя из этого в основу распределения основных видов спорта на группы правильно положить различные сочетания трех критериев, характеризующих физические нагрузки. К ним относятся: 1) преимущественная мощность работы, выполняемая в тренировках (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная, различная по интенсивности); 2) преимущественная цикличность или ацикличность работы; 3) преимущественное развитие тех или иных двигательных качеств.

    За последние годы как перспективность оценки состояния организма спортсменов с точки зрения направленности тренировочного процесса, так и целесообразность самой группировки в целом подтвердилась. Удалось показать, что в зависимости от направленности тренировочного процесса имеются существенные различия в функции внешнего дыхания, артериального давления в большом и малом круге кровообращения, в ритме сердца, в составе крови, гемодинамике, в объемах сердца, в скорости кровотока и во всех других системах и органах.

    Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке выделяют три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

    I тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

    II тип - циклические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

    III - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

    Распределение нагрузки различной направленности в течение года

    Рациональное сочетание тренировочных средств различной направленности и ритмичности нагрузки.

    Для достижения максимального оздоровительного эффекта необходимо обеспечить рациональное сочетание средств различной направленности. Ученые рекомендуют придерживаться следующего соотношения:

    -аэробная работа - 50-60 % времени;

    -анаэробная работа (скорость, скоростная выносливость) 5-10 %;

    -сила (силовая выносливость) - 15-20 %;

    -ловкость - 15-20 %;

    -гибкость - 5-10%.

    Если одно из физических качеств развито недостаточно и мешает достижению максимального показателя здоровья, то рекомендуется до 70 % тренировочного времени посвятить его развитию.

    Из спортивной тренировки известно, что при построении микро- , мезо- и макро- циклов целесообразно строго определенным образом планировать направленность нагрузки.

    Так на одном занятии можно объединить такие качества как:

    Гибкость и силу;

    Гибкость и выносливость;

    Быстроты и силу;

    Быстроту и выносливость.

    Включение других качеств допустимо в виде фоновой нагрузки, иначе возможет отрицательный перенос качеств и снижение показателя здоровья с признаками перетренировки.

    МОНСТР:

    Надо пройти зону (5 метров), чтобы у пяти человек, было только три ноги.

    Если кто- то коснулся, все начинается заново.

    ЖЕЛОБ:

    Необходимо прокатить мячик (настольный, теннисный) по ладошкам всей группы за …секунд (Зависит от количества человек)

    ПЯТАЧОК:

    Всем встать плотно, как можно меньше занимая места и простоять 30 секунд. (Вокруг кампании чертиться круг). А потом круг уменьшают и надо выполнить задание еще один раз.

    МУХИ:

    Необходимо чтобы участники не разговаривали между собой, поэтому им даётся задание жужжать как мухи. С закрытыми глазами, жужжа, им необходимо построиться по команде - сначала в круг. Потом в треугольник или квадрат.

    СЧЁТЧИК:

    Все стоят в кругу, каждому даётся номер по порядку. Ведущий рассказывает сказку с цифрами. Обладатель должен на свою цифру делать шаг вперёд. Если большие числа, они раскладываются на цифры… Ведущий считает ошибки.

    ЭЛЕКТРОЦЕПЬ:

    В колонне 10 раз присесть, чтобы цепь не разорвалась. (Возможно по парам, потом по тройкам и все, но держась за руки и лицом к др др)

    ТРОПА ГОБЛИНОВ:

    Играющие делятся на две команды. Маркером им ставят свой цвет. Например, красный и синий. Клетки на асфальте. Красные не могут вставать на синие, и наоборот. Задача всей командой перебраться на тот берег. Но прыгать через клетки нельзя, только с помощью другого цвета. Если заступ или другая ошибка команда начинает выполнять задание заново.

    КОЛЕНКИ:

    Как «Слон» на коленках сидя, у заднего человека пройти какую-то длину.

    БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК:

    Натянута верёвка с флажками, треугольником. В нём находиться команда, задача выбраться из треугольника, не трогая верёвки, и выбираться верхом, т.е. на ней. Подсаживать подбрасывать, можно. Если ошибка – дотронулись до верёвки всё заново.

    СКАЛА:

    В ряд стоят все на поребрике или на доске. Задача поменяться местами, но идти по ногам.

    ПАУТИНА:

    Верёвка развешена как паутина вертикально. Необходимо пролезть через ячейки, но чтобы они не повторялись или в зависимости от обстоятельств, хотя бы что бы повторы были через сколько- то человек.

    ПЕРЕПРАВА:

    Перебраться через «речку» 3-4 метра, но в «воде» мостик из 4-6 человек. Остальные перебираются по ним.

    СТЕНА ИЛИ БРЕВНО:

    Не упасть, не заговорить. Все стоят на поребрике, необходимо поменяться местами. Начинают двигаться вдоль «Скалы». Ошибка и всё заново.

    РОЗА ВЕТРОВ:

    Необходимо всем отрядом убедить ведущего где север. (Убедить, а определять необязательно)

    ВЕРЁВКА:

    Задание – необходимо построить верёвка в круг, треугольник, квадрат, овал. Но делать это надо молча!

    МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ:

    Создаётся из верёвок лабиринт. Необходимо выйти из него, бегут по одному, а другие не смотрят, как он проходит.

    БРОСОК:

    Три минуты отряд собирает шишки. Три минуты бросает их в круг, или ведро в центре большого круга. Но бросать можно только по - одному, а не одновременно.

    ПУТАНИЦА:

    Круг из всех ведущий запутывает, не расцепляя рук. Необходимо молча, не разрывая рук распутаться. Можно запутывать с закрытыми глазами.

    ИСПЫТАНИЕ КОЛЛЕКТИВА.

    УЗЕЛКИ в колонне левая руки между ног, а правой поймать руки впереди стоящего. Задача распутаться, не разжимая рук.

    ТАНЦЫ - синхронно за ведущим исполнить танец.

    НЛО необходимо чтобы полиэтиленовый пакет удержался в воздухе больше минуты.

    ПОСТРОЕНИЯ построиться (можно без слов) по алфавиту, по цвету глаз….

    ДЖОЙСТИК Необходимо перенести какой-то предмет. Все держатся за толстые пальцы и первый двигает одного, все по цепочке передают действие. Все кроме первого с закрытыми глазами.

    ОПОРЫ Даны 4 точки опоры. Необходимо чтобы вся команда на них поместилась. (Зависит от количества человек в командах)

    ПРОГУЛКА– в полном молчании с закрытыми глазами кроме лидера надо прогуляться по пересечённой местности.

    МОКРЫЙ КРУГ – все сидят в кругу. Необходимо без рук по коленкам передать шарик с водой по кругу за х время.

    БИГ-МАГ - По парам тихо договорившись о словосочетании из двух слов, которые употребляются вместе. Необходимо с закрытыми глазами перемещаться и по команде выкрикивая своё слово найти друг друга.

    ОТЖИМАНИЯ – группа по 4 человека. Задача отжаться от земли, чтобы в неё упирались только руки, и продержаться не менее 5 секунд (колодцем – ноги на спине другого)

    ВСЕ НА БОРТ. На любой обозначенной площади (Банкетка, ящик, брусок.) Задача удержаться всей командой несколько секунд.

    ТРОЛЛИ (не большая дощечка) задача не касаясь земли перебраться через «реку».

    ПЕРЕПРАВА - но мешает маятник. (ведро с водой, мешок) и надо пронести воду.

    ЛАБИРИНТ – нарисованный лабиринт только у ведущих. Команда ходит по клеткам как бы виртуального лабиринта. Ведущих проверяет, при ошибки возвращаются обратно.

    ТРАСТ-ФОЛ – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ –

    Две линии к друг другу лицом (Снять кольца и украшения, вынуть всё из карманов) руки углом 90º руки чередуются между собой образуя колыбель для падающего, ладони вверх. Но не соединены. В середине самые сильные.

    Падающий туловище и ноги прямые, руки скрещены на груди и сцеплены. Голова откинута немного назад.

    Маэстро руководит.

    Падающий: Вы готовы?

    Страхующие: Да!

    Страхующие: Ты готов?

    Падающий: Да!

    Маэстро: Падай.

    После обсуждение. Что ты чувствовал перед самым падение? Во время него? А что вы чувствовали перед падением другого человека?

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш бизнес - От идеи до реализации