Ваш бизнес - От идеи до реализации

Гжель - это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» - привычного термина из лексикона гончаров.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика - в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса - технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель - это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора - идеально гладкая, а фон - белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели - лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

Гжель доклад 2 класс кратко расскажет Вам много полезной информации о народном искусстве филигранной росписи глиняных изделий. Гжель доклад 3 класс можно использовать для подготовки к занятиям.

Рассказ о гжели для детей

Что такое гжель?

Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а такжевид народной росписи.

Гжель история возникновения для детей

Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели. Вначале народный промысел именовался как «жгель».

Особенности народного промысла гжели

Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре.

В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.

Этапы изготовления изделий

Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:

  1. Создание заготовки. Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
  2. Подготовка к росписи и первый обжиг . Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов.
  3. Контроль и отбраковка изделий. Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
  4. Роспись . Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу.
  5. Второй обжиг. Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.

Особенности росписи

  • Белый фон
  • Рисунок насыщенного синего цвета
  • Глазурованная поверхность изделия
  • Сложный и многообразный растительный орнамент
  • Ручная работа

  • Гжельский фарфоровый завод является самым крупным производителем гжельского фосфора.Предприятию 200 лет и оно производит около 600 разных изделий.
  • Первое упоминание о гжели приходится на деятельность Ивана Калиты.
  • В XVII веке гжельская глина по указу Алексея Михайловича использовалась для алхимических и аптекарских сосудов.
  • Во времена крепостного права художники по гжельской росписи считались свободными людьми.
  • Вначале роспись была разноцветной . В XIX веке впервые применился кобальт, который так и остался.
  • Мастера гжели различают 20 оттенков синего.

Надеемся, что гжель сообщение кратко помогло узнать об этом народном промысле. А краткий рассказ о гжели Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

МКОУ РАООП

« Старогородковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

Направление:

нравственно-патриотическое

Тема: «Знакомство

с гжельским промыслом»

Воспитатель: Мерзликина Т.В

Тема: «Знакомство с гжельским промыслом»

Цель: Приобщение детей истокам народно прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма.

Задачи:

Воспитательные задачи: Воспитывать уважение к русским традициям. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела.

Прививать интерес к рисованию. Воспитывать желание украшать предметы быта гжельской росписью.

Образовательные задачи : Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; Учить выделять традиционные особенности росписи : белый фон и сине-голубой рисунок.

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладному искусству. правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; Развивать художественный вкус, чувство цвета , умение передавать характерные сочетания цветов ; Развивать моторику рук

Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, гжель), слушание народных мелодий, чтение стихов о гжеле , рассматривание иллюстраций с гжельской росписью .

Материалы и оборудование

1. Посуда, раскрашенная гжельской росписью .

2. Образцы элементов гжельской росписи .

3. Трафареты посуды, вырезанные из бумаги и затонированные.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования №2 и №3 .

6. Стаканчики для воды, салфетки.

Используемые педагогические технологии: коллективного творческого воспитания, игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, технология воспитания на основе системного подхода, здоровьесберегающая, технология современного и проектного обучения.

Методы:

1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

2. Наглядные методы (демонстрация, показ, действия и практические методы (показ способа действия, алгоритмарешения, практикум, упражнения)

3. Методы контроля и самоконтроля

4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания)

5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.)

Ход занятия

    Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем :

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рада, вас видеть я!

Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А, о каком, вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение :

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель : Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

    Вводная часть

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ

    Основная часть

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель . Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.

Сами гжельцы любили говорить , что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 4-6

Украшали свои изделия бордюрами различными, Цветами и капельками, полосками и сеточками.

Этот прием рисования получил название «мазок на одну сторону» , «мазок с тенями» , живописный, или тональный мазок. Он бывает разной конфигурации.

С помощью мазка рисовали гжельские розы и волшебных птиц. Все гжельские узоры сами придумывали.

И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Один слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, и придумал свой чайник в виде паровозика. Дым из трубы ручкой служит, а свисток паровозика – носиком.

Третий мастер подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Добрый молодец на коне скачет, а за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками. Глаза рыбы, точно роза.

Закипела работа у мастера. Разными маслёнками удивил он свой народ : масленка «Бычок» , «Заяц» , «Емеля на печи» , «Курочка ряба» .

Четвертый мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие,

другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые

Лепили гжельские мастера причудливые и самовары, а также затейливые фигурки людей из их жизни.

Это работница взбивает в ступе масло.

Здесь женщины застыли при чаепитии.

А это – девушка с коромыслом и вёдрами. Называется «По воду»

А здесь – целый ансамбль музыкантов.

Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки : петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.

Разные зверушки

Милые кошечки

Слоник-дом

Хрюшка

Чебурашка

Семейство сов

Осётр на блюде.

Подставка под телефон

Ёмкость под крупу

Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера.

Делают в Гжели и часы . Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и, кажется, сейчас прокукарекает : «спать пора!»

Елена Бушуева
Картотека легенд, сказок, стихов о гжели

Легенда «Синее чудо Гжели » .

В одной деревушке с названием Гжель , которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь» . Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников . А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской » . Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями,а то и сценки из жизни людей изобразят : чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду , но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина . Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет,она уж на ногах : печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать , ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка,но так и не успела закончить свою работу : ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку : «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные , ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело!Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал : разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную , радовалась несказанно , а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель » . Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят , что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет » .

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель , полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она . И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Стихотворения о Гжели .

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Здесь рисуют девицы

Белые картинки ,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель !

П. Синявский.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель !

Сколько сказочных мест у России ,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идёт!

* * * Гжель .

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты ,

И лёгким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой ,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнём камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Светлана Ледкова.

* * * Гжель .

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки !

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины .

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель .

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду :

Чашки и тарелки – настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель !

Поверить трудно : неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели ?

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель !

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто , много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели , словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье – Гжель !

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая :

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит .

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

П. Синявский.

Есть в Подмосковье такое местечко :

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая ,

Незабудковая Гжель !

Что может быть прекрасней Гжели ?

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

Н. Кутузова.

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась ,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

В. Горичева.

В нашей мастерской чистота, уют, покой.

В печке обжигаются, на весь мир прославятся

Гжельские поделки : кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы.

Гжельские картины чудесной красоты !

Н. Кутузова.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель .

ГЖЕЛЬ. История промысла

Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам никому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари - кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава - основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами - новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации