Конспект открытого урока
Тема урока: «Потребительская корзина и прожиточный минимум».
Цели урока:
Цель деятельности педагога – создание условий для изучения обучающимися и формирования представления о потребительской корзине и прожиточном минимуме.
Цель обучения – обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины.
Цель воспитания – создание условий для групповой работы при изучении материала.
Цель развития – содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей.
Задачи:
–
–
–
–
Приемы преподавания: анализ, синтез, управление исследовательской деятельностью.
Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, обобщение по проблеме в целом.
Этапы занятия;
задачи в деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Подготовка к восприятию темы урока.
Учитель приветствует учеников.
Каждому человеку необходим минимальный набор для обеспечения жизнеспособного состояния.
Предлагаю вам определить, что может входить в этот набор, на ваш взгляд.
На столах у вас карточки. Выберите из представленных вариантов, что необходимо каждому человеку для обеспечения жизнедеятельности?
Представьте, пожалуйста, что вы выбрали.
(Если дети выбрали карточки, не входящие в состав потребительской корзины, то необходимо предложить обосновать свой выбор. Ребятам из других групп предложить оспорить представленный вариант).
Дети обсуждают в группах. Выбирают, что бы они включили в потребительскую корзину.
Каждая группа называет.
Обсуждение.
Коммуникативные
(участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других).
Личностные
(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).
Познавательные (перерабатывать, выбирать нужную информацию).
2. Целеполагание, планирование деятельности
Ребята, какой экономический термин можно использовать для обозначения этого набора?
Правильно, «потребительская корзина».
Тема нашего урока – потребительская корзина и прожиточный минимум.
Таким образом, целью нашего урока является изучение понятий «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», а такжеосознание социальной, практической и личностной значимости.
Изучение темы предполагает разбор теоретических вопросов. Как вы считаете, на какие вопросы нам предстоит найти ответы?
Задачи:
– изучить структуру потребительской корзины;
– изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;
– какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;
– определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.
Теоретическое определение данного понятия звучит следующим образом:
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Ответы детей.
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Ответы детей.
Дети записывают понятие в тетрадь.
Личностные
(самоопределение).
Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).
Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).
3. Осуществление деятельности по плану
А изучать теоретические вопросы будем на примере потребительской корзины Вологодской области.
Учитель выдает распечатки Закона «О потребительской корзине Вологодской области» от 2001 и 2013 года.
Учитель задает вопросы:
1. Какова структура потребительской корзины? (11 групп продовольственных товаров, 10 групп непродовольственных товаров, 7 видов услуг).
2. Потребительская корзина рассчитывается для населения в целом или для определенных групп? (группы: трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет за исключением неработающих инвалидов 1,2 групп этого возраста, пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет и лица, получающие пенсию по инвалидности, дети – население в возрасте до 15 лет).
3. Что бы вы отметили из данного Закона, что привлекло ваше внимание?
4. Сравните Законы Вологодской области, принятые в 2001 и 2013 годах? Как изменилась потребительская корзина за 12 лет?
Мы видим, что изменения произошли в количественном составе на 1 человека. Меняется структура потребления продовольственных товаров.
А кто же тогда вносит изменения и на основании чего?
Представление теоретической информации:
В России потребительская корзина определяется федеральным законом один раз в пять лет, при этом в ее разработке принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. Сегодня потребительская корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для каждой конкретной местности.
Оптимальный состав Потребительской корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком. Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в еде, одежде и т.д., ниже которого недопустимо существование человека.
Что это значит в расчете на одного человека в день?
А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день:
300 г. хлеба;
Картошки – 280 г.,
Овощей – 300 г.,
Фруктов свежих – 160 г.,
Сладкого – 60 г.,
Молока и молочных продуктов – 800 г.,
Масла растительного и жиров – 40 г.
1 раз в 2 дня съедать одной яйцо;
Довольствоваться в день 160 г. Мяса;
Употреблять за неделю 350 г. рыбы.
Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.
Понятие «потребительская корзина» тесно связано с понятием «прожиточный минимум».
Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных ценах.
Для этих целей используется индекс потребительских цен – показатель изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Официально бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный минимум меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные денежные средства из государственного бюджета.
Обратите внимание, как менялся прожиточный минимум в РФ и Вологодской области за период 2001-2014.
Дети анализируют Закон «О потребительской корзине Вологодской области» за 2013 год и за 2001 год.
Ответы детей.
Записывают состав потребительской корзины.
Записывают группы населения, для которых рассчитывается потребительская корзина.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети смотрят на презентацию и слушают учителя.
Дети записывают определение «прожиточный минимум» в тетрадь.
Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).
Личностные (оценивание усваиваемого содержания).
Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).
5. Рефлексия
Подведем итоги.
Достигли мы цели? Все ли поставленные задачи мы выполнили?
Выводы:
1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который составляется раз в 5 лет для 3 основных групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, который позволяет минимальную черту бедности.
Учитель называет оценки за работу на уроке. Дает обоснование оценки.
Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).
Дети отвечают, что они узнали на уроке. Свои выводы.
Дети записывают выводы.
Дети записывают домашнее задание.
Регулятивные (удержание цели и задач урока).
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Потребительская корзина
Закон «О потребительской корзине» в целом по Российской Федерации был принят Государственной Думой в конце ноября 2012 г. Он вступит в силу с января 2013 года, срок его действия составляет пять лет.
Продуктовый набор для трудоспособного населения, в том числе, включал: 126,5 килограмма хлебопродуктов (включая крупы), более 100 килограммов картошки, 60 килограммов фруктов и 114,6 килограммов овощей, 58,6 килограммов мяса и 18,5 килограммов рыбы, 290 литров молокопродуктов и 21 десяток яиц в год.
Правила расчета стоимости продовольственных товаров в новом году останутся теми же, изменятся только доли продуктов в потребительской корзине. В ней существенно снижается доля хлеба, картофеля, растительного масла и маргарина, в то же время увеличиваются объемы мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов.
Если быть более точными, то в 2013 году в годовой продуктовый набор для трудоспособного населения войдет 126,5 кг хлебопродуктов (включая крупы), более 100 кг картошки, 60 кг фруктов и 114,6 кг овощей, 58,6 кг мяса и 18,5 кг рыбы, 290 л молокопродуктов и 21 десяток яиц.
Согласно новому закону, в потребительскую корзину будет включаться "необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания", а также непродовольственные товары и услуги, которые будут устанавливаться не в натуральных показателях, как раньше, а в относительных, то есть в процентах от стоимости продуктов питания.
Стоимость непродовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, теперь будет определяться как половина стоимости продуктов питания. Еще четверть от общей стоимости корзины будет приходиться на потребляемые услуги. Раньше стоимость непродовольственных товаров вычислялась в натуральных показателях – например, сколько пар обуви или чулок человек должен износить за год.
Кроме того, содержание потребительской корзины будет рассчитываться с учетом особенностей региона в зависимости от факторов, влияющих на потребление продуктов питания. Так, к примеру, северным регионам страны правительство рекомендует собирать корзину так, чтобы в ней было больше жиров, белков и углеводов.
« Предлагаемый порядок расчета с использованием поправочных коэффициентов позволяет учесть реальные изменения стоимости непродовольственных товаров и услуг в потребительской корзине», – говорится в правительственном сообщении.
В Астраханской области последний раз это было сделано в 2007 году. Состав и объем потребительской корзины устанавливается для каждой социально-демографической группы населения региональным законом и пересматривается раз в пять лет.
Прожиточный минимум Понятие прожиточного минимума (ПМ) в нашей стране было введено в 1997 году. Прожиточный минимум – это месячный минимальный набор продуктов, товаров, услуг и платежей, который необходим человеку для жизни. Прожиточный минимум оценивается в рублях и рассчитывается по специально разработанным федеральной властью методикам.
Считается, что это порог бедности, ниже которого человек попадает в разряд малоимущих и нуждается в помощи государства.
Величина прожиточного минимума по России устанавливается правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, и расходов по обязательным платежам и сборам. Для нетрудоспособного населения (детей и пенсионеров) прожиточный минимум равняется величине потребительской корзины.
Правительство в III квартале повысило россиянам прожиточный минимум до 6643 рублей. Премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об установлении прожиточного минимума в целом по России в III квартале 2012 года на уровне 6643 рублей, что на 258 рублей больше, чем во II квартале (6385 рублей).
Прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 7191 рубль, для пенсионеров - 5229 рублей, для детей - 6387 рублей. Для сравнения, в предыдущем квартале эти показатели составили соответственно - 6913 рублей, 5020 рублей, 6146 рублей.
В Астраханской области прожиточный минимум устанавливается ежеквартально постановлением областного правительства. Величина ПМ меняется в зависимости от изменения потребительских цен. Сейчас в Астраханской области установлена величина прожиточного минимума за третий квартал 2012 года. В среднем на душу населения она составляет 5715 рублей в месяц, для трудоспособного населения – 6112 рублей, для пенсионеров – 4993 рубля, для детей – 5602 рубля.
Разделы: Экономика
План урока.
“Благо народа – высшая цель общества”.
Образовательные цели:
Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
Форма проведения: групповая работа
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод
Задача учителя деятельности: минимум информационных функций, максимум управленческой
Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ, оценка, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью
Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.
Ценностные отношения
Знания:
1. Опорные знания: определение потребительской корзины, инфляция, прожиточный минимум. Правильно употреблять экономическую терминологию (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен)понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке заданий. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
2. Новые знания: достоверная информация по данной теме посредством использования информационного содержания Сети.
Способы действий:
1. Опорные способы: умение работать в программе Microsoft Office Excel (позволяет выполнять вычисления, анализировать данные) и Power Point. Использование поисковых программ Rambler/Index и ссылок на различные сайты.
2. Новые способы: учащимся дается возможность использовать компьютер при нахождении информации через Сеть; знакомство с Федеральным Законом “О потребительской корзине в целом по РФ”, Законом “ О потребительской корзине в районах приравненных к северным”.
Дидактические материалы и оборудование: компьютеры, проектор, справочный материал, пакет документов Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4, Приложение 5.
Этапы урока.
1. Подготовка к восприятию темы урока. Постановка цели урока.
2. Работа в группах.
3. Представление и защита результатов своей деятельности.
4. Пресс-конференция (подведение итогов основной работы на уроке).
5. Оценивание своей деятельности.
6. Задание на дом.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию темы урока. Приложение 5.
Постановка цели занятия.
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Определяют цели урока:
Учитель: “Как вы понимаете эти слова “Благо народа – высшая цель общества”?
(учащиеся высказывают свое отношение и вместе с учителем приходят к выводу).
Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины (еще говорят по модели питания населения) можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.
В РФ впервые в 1999 году был принят Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по РФ”.
Учитель: Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина?
Для чего используется прожиточный минимум?
Как определяется прожиточный минимум и потребительская корзина?
Учащийся: Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.
Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум используется:
Для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных программ;
Обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;
Для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
А также для формирования бюджетов.
Для расчета прожиточного минимума:
1. определяется ПК - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов; 2. подсчитывается стоимость ПК плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума.
ПК определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), в целом по РФ, в субъектах РФ. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях.
Гипотеза: потребительская корзина в Российской Федерации несовершенна.
2. Учитель : “ Вам предлагается найти и отобрать нужную информацию по теме урока посредством использования информационного содержания Сети, проанализировать ее и представить отчет в виде презентации.
Класс делится на группы.
Учитель предлагает ознакомиться с планом занятия, где указаны задания для каждой из групп: - Анализ (объем потребления, ценность, составляющие) потребительской корзины РФ за 1999-2006года;
Анализируем стоимость минимального набора продуктов питания РФ 2001-2005г.;
Анализ картографии ИПЦ по регионам РФ (2006 г.);
Анализ потребительской корзины РФ за 1999-2006года (непродовольственные товары и услуги);
Опережающее задание. Составить потребительскую корзину города (продукты питания), определить ее стоимость. Сравнить полученные результаты с достоверной информацией (ПК Красноярского края). Сделать выводы.
Сравнить данные с прожиточным минимумом.
Распределить обязанности в группе:
менеджер среднего звена (ответственный за поиск и достоверность информации), статист (ответственный за анализ информации), программист (за представление отобранной информации) и менеджер высшего звена (защита своей деятельности).
Учащиеся знакомятся с планом работы в группе, распределяют обязанности. Отбирают нужную информацию посредством использования информационного содержания Сети (используя поисковые программы Rambler/Index и ссылок на различные сайты), либо находят нужную информацию в папке “Экономика”. Приложение 4.
Анализируют ее и представляют в виде презентации.
Перечень сайтов:
3. По окончанию работы учитель предлагает проанализировать свою деятельность (заполнить лист оценивания). Каждая группа предлагает решение проблемы, обосновывая свои выводы, при этом имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и аргументы.
Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.
4. Учитель : “Ребята, вы в будущем ученые, управленцы, депутаты… Какие бы вы вопросы лоббировали в органах власти? Совершенна ли потребительская корзина? На ваш взгляд, что должно учитываться в потребительской корзине?”
После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой учащиеся обсуждают групповую работу, суть проблемы, ту новую для себя информацию, которую они смогли узнать при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения.
5. Выводы учащихся:
6. Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).
Литература: