Ваш бизнес - От идеи до реализации

Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.

Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.

Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу - то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.

Специфика репортажной фотосъемки

Фоторепортаж - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.

Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда.

Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.

При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора - с учетом условий освещения и скорости движения людей.

Спортивные состязания

Фоторепортаж о любом виде спорта делать нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труд- нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки.

Особенностью спортивного фоторепортажа является то, что оператор, как правило, не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, вот почему надо работать в режиме многокадровой съемки. Если вы всерьез намерены заняться этим нелегким делом, то при выборе фотоаппарата обратите особое внимание на данную функцию. Причем важна не только скорость съемки, но и такие параметры, как продолжительность серии кадров и разрешение. Встречаются модели фотоаппаратов, обеспечивающие очень быструю серийную съемку, но: с разрешением не более одного мегапиксела. Такого показателя недостаточно даже для печати фотографий размером 10х15 см.

Другая важная особенность для съемки спортивных состязаний - быстрота автофокуса. Этот параметр обычно не указывается в технических характеристиках, и его приходится оценивать, взяв камеру в руки. Причем нужно иметь в виду, что во многих случаях модель может демонстрировать высокое быстродействие системы автофокусировки при ярком освещении, но при снижении яркости это значение падает.

Репортаж с праздника

Застолье лучше снимать с верхней точки, например встав на стул. В таких условиях вам будет все хорошо видно, в кадре поместится больше людей, сидящих за столом, и в то же время руки одних гостей не будут загораживать лица других. Возможно, на первом плане такого снимка окажутся руки гостей, здесь важно не пересветить.

Лишний раз хочу напомнить, что в композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее "спрячется" фотограф, тем лучше получится снимок.

Съемка концерта

Концертная съемка - один из самых сложных видов фоторепортажа. Условия там редко способствуют получению качественных снимков, чаще наоборот, поэтому хорошая аппаратура в данном случае - условие номер один. Особенно важна светосила оптики: снимать на концерте со вспышкой - это убить сценическое освещение, а вместе с ним и атмосферу. Часто для оформления концертов используют дым, а что такое вспышка в дыму? Это загубленный кадр. Огромное значение при такой съемке имеет возможность безболезненно для картинки повышать эквивалентную чувствительность матрицы. У цифровых "зеркалок" благодаря существенным размерам матриц больше и размер единичной приемной ячейки - пиксела, поэтому при усилении сигнала (повышении чувствительности) шумов на изображении появляется немного и картинка остается достаточно чистой.

Здесь, кстати, уместно еще раз упомянуть об огромном преимуществе цифровых камер перед пленочными - речь идет о балансе белого. Сохранить на снимке цвета сценического освещения - это значит передать все нюансы атмосферы концерта. На пленке в такой степени управлять цветом в данных условиях невозможно.

Съемка с проводкой и без

Обычно во время съемки движущейся толпы очень сложно найти момент, когда люди "не сливаются". В этом случае от фотографа требуется огромная наблюдательность - надо следить за всеми планами и держать в поле зрения все действующие лица. Это, может быть, самое сложное в документальной фотографии, этому надо учиться. И мой вам совет: идете ли вы по улице, едете ли вы в транспорте, старайтесь находить вокруг кадры со сложной композицией, с большим количеством действующих лиц и учитесь "останавливать глазом" эти мгновения.

В ситуациях, когда основной объект - автомобиль, желательно снимать на длительной выдержке с проводкой, за счет этого получается большая динамика, и композиция намного выигрывает.

Съемка с проводкой осуществляется при совпадении угловых скоростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в определенной точке кадрового пространства, фотограф нажимает на спусковую кнопку во время поворота камеры за движущимся объектом.

Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий или четвертый этаж), выбирать боковое освещение, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.

Кстати, собрания и заседания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.

Выступающих с трибун лучше не фотографировать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

Требования к аппаратуре

Как мы уже говорили, художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно - они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы - это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно - фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки.

Несомненно, репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре "засвеченных" объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) - это обычные условия для съемки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя пленочный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы.

Для репортажной съемки было бы неплохо обзавестись "цифровиком", в котором уже заложена функция непрерывной съемки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.

Набор светосильных объективов (1:1.5-1:2.8) должен помочь в самых неблагоприятных для съемки световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив - обязательный комплект оптики для фоторепортера.

Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь негромоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. (Сейчас многие имеют фотоаппараты, и люди все меньше реагируют на "мыльницы" и маленькие камеры, но профессиональная фототехника, как правило, сразу же бросается в глаза.) Фоторепортер должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. И не надо пытаться сразу вытаскивать фотоаппарат, потому что этим очень легко можно разрушить естественную атмосферу происходящего. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Конечно, чтобы фотографировать совершенно незнакомых людей, когда те спешат по делам и уж точно не хотели бы сохранить свою унылую физиономию для истории, нужно набраться изрядной наглости или использовать телеобъектив или скрытую камеру. Как бы то ни было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и соответственно более интересно.

Смартфон - это компактная фотокамера с широкоугольным объективом, которая в...

ТАКЖЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО

Сегодня пару строк я решил посвятить такому понятию, как фоторепортаж . Как и во всех учебных заведениях давайте начнем с понятий, насколько бы скучными они не были. Ученье, как говорится, высокая экспозиция, неученье - низкая.

В широком смысле репортаж - это вид газетно-журнальной деятельности или информация, которая поступает в СМИ через печать и публикации о событиях текущего дня. Короче говоря, все, что пишут в газетах - является репортажем с того или иного места событий.

Репортажная съемка - неотъемлемая часть фоторепортажа . Другими словами, это фиксирование интересных событий в хронологической последовательности. Например, история вашей жизни в различных ситуациях, рассказанная посредством сделанных снимков, также называется фоторепортажем .

Фоторепортаж используется в презентациях различных кампаний на всевозможные тематики. Репортажные снимки интересны еще и тем, что могут включать в себя фотографии-сюжеты, которые представляют собой художественные произведения.

Качественный фоторепортаж - это основной материал для оформления буклетов, открыток, а также украшение сайтов. Особенно хорошо это заметно на свадебных листовках. Каждый фотограф должен иметь в портфолио хотя бы несколько таких фотографий (и не только со своей свадьбы).

Живые и интересные репортажные кадры , на которых изображены, например, внимательные сотрудники фирмы, вызывают гораздо больше доверия, чем просто рекламные фотографии.

Темы для фоторепортажа могут быть бесконечны: деловые фото, наука, техника, культура, искусство и спорт. Даже обычный день рождения может стать хорошей темой. Такие снимки можно разделить на два типа: событийный и обычный репортаж.

Вся прелесть репортажной съемки состоит в ее убедительности и искренности, показе правды, такой, какая она есть, без излишеств. Этим частенько пользуются папарацци - в интернете валяется куча фоток знаменитостей в нелепых позах.

Так что такое фоторепортаж ? Это небольшой, беглый рассказ о жизни, поэтому лучше всего фотографировать на короткой выдержке. Она поможет получить лучшую детализацию и проработку. Снимки и сюжеты для газет и журналов как раз нуждаются в этом.

«Сделай нам фоторепортаж с…» - так чаще всего ставят задачу корреспонденту и так чаще всего обрекают материал на бессмысленность. Ибо такая формулировка:

1) не дает представления о том, в чем же история,

2) подразумевает, что все можно и нужно снять в одном месте и примерно в одно время (как правило, речь идет о мероприятиях),

3) требует того, чтобы фотографий было много, даже если все самое главное можно рассказать при помощи одного снимка,

4) даже если снимки бестолковые, их все равно нужно ставить на полосу в одном номере, единым блоком, иначе будет не «фоторепортаж». В итоге полоса выглядит так, как будто на нее фотоаппарат стошнило случайными фотографиями. Посмотрим, что можно сделать (ну, и чего делать нельзя).

ОШИБКИ РЕДАКТИРОВАНИЯ.

1) Определитесь, что и зачем вы публикуете. Если просто лица местных жителей, то это должна быть именно серия портретов.

2) Групповые портреты (в том числе чиновников) в этом случае не нужны.

3) Как в любом тексте должна быть главная мысль, так и в подборке фотографий должен быть главный снимок. Здесь его нет.

4) Сейчас центром композиции является текст, а он здесь не нужен совсем.

5) Содержание всех снимков и планы практически одинаковы, трудно сказать, что каждый из них добавляет к рассказу.

ОШИБКИ ПЛАНИРОВАНИЯ. «Фотоотчеты» с «мероприятий», прошедших несколько дней назад, не нужны. Фото с мероприятий нужно ставить, если:

там что-то случилось, но тогда история - о том, что произошло,

нужно показать лица местных людей, чтобы люди узнавали себя, покупали газету (но это не должны быть начальники, и лица должны быть видны). Во втором случае текст не нужен, как не нужен текст и в приведенном справа примере. Чего только стоит начало: «Глава администрации городского поселения «Поселок Разумное» не любит пустых обещаний». Все так и кинутся читать.

МАЛЫЙ РАЗМЕР. Групповые фотографии и широкие планы заведомо будут нечитаемы, еслы вы ставите их на полторы колонки. Сейчас это просто потеря места.

ПЛОХИЕ ПОДПИСИ . Формально фотографии подписаны, но они несут или слишком мало, или совсем никакой инфомации: пустые и короткие.

ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ И МЕСТА

(без основного текста). Это фотозарисовка из газеты «Интекс-Пресс» из г. Барановичи в Беларуси. Журналист и фотокорреспондент поехали в деревню, не зная, что именно они там найдут. Фотографии, таким образом, не привязаны к какому-то сюжету. (Это чем-то похоже на ситуацию, когда корреспондента отправляют «на фоторепортаж».) Ничего не происходило. Материал - просто набор картинок-фактов, которые должны дать читателю почувствовать, что такое сейчас маленькая белорусская деревня. Так как нет сюжета, нет никакого развития, а есть набор открыток, то нет смысла делать какой-то общий текст. Вся описательная информация ушла в подписи к фото (они достаточно большие и информативные). Эта информация привязана к изображению и вместе с фото сама по себе представляет маленькую историйку. Одна историйка - одна грань жизни в деревне. Все вместе они дают более или менее цельную картину, какой ее увидели авторы.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СНИМОК. В материале есть совершенно очевидный главный снимок (он в центре), снимок второго уровня важности (там, где зеркало и радио), снимки третьего уровня и один четвертого (маленький портрет с цитатой). Главный снимок должен содержать в себе фокус публикации: там должны быть и главные герои, и главные эмоции, и самая ключевая информация в подписи.

РАЗВЕРНУТЫЕ ПОДПИСИ. Когда нет основного текста, фотографии становятся способом организации информации. В подписях обозначено, что и кто изображены на снимках и в какой ситуации, сообщается фактическая информация о деревне, добавляются цитаты героев. Все это требует места, что и должно быть предусмотрено версткой.

РАЗНЫЕ СНИМКИ. Фотографии отличаются по планам (общий, деталь), по содержанию (группа, портрет, объект или предмет), по динамике (статичное фото, взаимодействие героев, движение). Это делает всю картинку живой и разнообразной, ты видишь историю как бы со всех сторон. Важно, что журналисты не просто стояли на одном месте, а перемещались по деревне, сознательно искали то, через что можно рассказать про эту деревню.

ФОТОИСТОРИЯ

Это история из того же «Интекс-Пресса». Она о единственной в городе патронажной сестре, которая ухаживает за больными стариками, и о том, как она работает. Здесь есть история, сюжет, а значит, и основной текст. Хотя фотографии сделаны на протяжении нескольких дней, они как бы выстраиваются в описание одного дня, который читатель проживает вместе с сестрой Катей. День начинается с того, как Катя идет к больным, а далее описываются разные ситуации и проблемы, с которыми она сталкивается. Здесь есть центральный снимок, но остальные фотографии - примерно одного размера и веса, так как они представляют что-то вроде «кадров» документального фильма. Снимки по содержанию (ракурсы, планы, герои, действие) разные, хотя это и не так просто сделать, когда вы описываете день одного и того же человека и он почти всегда оказывается в кадре. В данном случае фотожурналисту пришлось доснимать кадры, которых не хватало.

Многие сейчас заняты бурной деятельностью в Интернете, имеют активную жизненную позицию. Ведут блоги, в которых, помимо всего прочего, освещают различные события и мероприятия. Митинги оппозиции, открытие выставок, какие то вечеринки. Фотографирование события с целью рассказать о нем другим называется фоторепортажем . Давайте обсудим техническую сторону этого дела.

Всем известна старинная истина: информирован - значит готов к делу. Информация - это главное орудие в любом деле. Вот мы и постараемся вооружить вас. Расскажем, как подготовиться к съемке фоторепортажа.

Снаряжение фотографа

Самое первое - вы должны быть обладателем удобного фоторюкзака или кофра. Кофр - это специальная сумка для фотоаппаратуры. С тяжелыми и неудобными сумками трудно быть мобильным, с ними просто неудобно передвигаться. А передвигаться вам нужно оперативно. Кофр и рюкзак должны быть достаточно плотными, лучше - на каркасе. Это для того, чтобы в сутолоке или давке аппаратура, находящаяся в нем, была в безопасности. Во времена пленочной фотографии умельцы даже самостоятельно мастерили такие прочные кофры, что фотограф на них мог спокойно встать, для того чтобы сделать снимок с верхней точки. Сумка для аппаратуры, плюс ко всему, должна быть вместительной - ведь в ней нужно разместить несколько камер, объективов, вспышку и тысячу других мелочей. Причем разместить всё это надо так, чтобы любую веешь можно было за секунду и не задумываясь, на автопилоте, так сказать, достать и точно так же положить на место.

Оптика фоторепортера

Теперь про объективы. Их нужно несколько. Первым делом - широкоугольник, объектив с фокусным расстоянием от 16 до 35 мм. С его помощью удобно захватывать в кадр большие пространства, не отходя далеко от происходящего события. Он незаменим при съемке групповых сцен, архитектуры, общего плана мероприятия. А такие кадры необходимы в репортаже, они несут очень много информации.

Длиннофокусником хорошо снимать удаленные объекты, к которым трудно или вообще невозможно подойти. Это и отдельные лица из толпы присутствующих, и какие то детали происходящего, чтобы не привлекать всеобщего внимания. Например, плакаты в руках митингующих оппозиционеров.

Удобнее, конечно, пользоваться одним объективом с переменным фокусным расстоянием. Это так называемые зум-объективы. В этом случае отпадает необходимость постоянной смены объективов во время работы (ох, как неудобно было фотографам еще лет 20-25 назад, когда таких чудес техники еще не было). Самый оптимальный вариант зума для репортажной съемки - 16-300 мм. Но беда в том, что качественных объективов с такими параметрами довольно мало и они дороги. Поэтому приходится иметь как минимум два объектива - 18-70 мм и 70-300 мм.

Объектив для съемки фоторепортажа должен обладать хорошей светосилой. Далеко не всегда приходится снимать при хорошем освещении и в таких условиях, что нельзя применить вспышку. Смысл в ней, например, отпадает, если вы находитесь в 30-40 метрах от объекта съемки.

Вспышка и аксессуары

Вспышка тоже нужна. При съемке в помещении без нее чаще всего не обойтись. Вспышка должна хорошо взаимодействовать с вашей камерой и её автоматикой, обладать достаточной мощностью. Хорошо, если вспышка будет оснащена фильтром-рассеивателем. Не забудьте и о достаточном запасе элементов питания. Вспышки - очень активные потребители их энергии. Так же нужно взять с сбой и запасные аккумуляторы для фотоаппарата, лучше - не один комплект. И несколько карт памяти. Почему флешек несколько? Всё просто. Лучше если заглючит одна на 4 гига, чем такая же на 32. Все они так ненадежны. И, кроме всего прочего, маленькие, легко теряются.

Если событие, о котором вам нужно будет сделать фоторепортаж, планируется на улице, а возможно и на фоне красивого пейзажа или архитектуры, хорошо иметь с собой светофильтры. На то, зачем они нужны в данном случаем, мы сейчас отвлекаться не будем. Об этом вы сами почитаете в других источниках.

Теперь давайте поговорим о том, как снимать.

Еще до того, как начать снимать, до начала мероприятия нужно понять - а что, собственно, вы хотите показать и сказать своим зрителям или заказчикам. Сформулируйте для себя главную цель заранее. Это очень поможет вам в поисках нужного кадра, в выработке общей схемы, концепции репортажа. По возможности хорошо бы почитать сценарий мероприятия, чтобы знать, кто, когда и откуда выйдет и заранее приготовиться к этому, без суеты занять нужную точку съемки.

Организатор мероприятия тоже может заказать вам фоторепортаж. Заказчику нужно угождать, делать как можно больше кадров с его логотипом, снимать так, чтобы в кадре почаще были первые лица фирмы-заказчика, значимые гости мероприятия. Это заказчику обычно нравится. Может случиться, что ваши снимки он использует не только в своем корпоративном альбоме, но еще и в собственной рекламе. А это - уже другая тема для беседы и у вас с ним, да и у нас с вами.

В фоторепортаже нужно отразить дух, масштаб всего происходящего. А это - общие планы. Необходимы и средние планы - собственно факт события: вручение грамоты, выступление кого-то на трибуне. Выигрышно смотрятся крупные планы, например, лица участников. Хороши детские лица. Они порой очень эмоциональны и способствуют передаче зрителю настроения происходящего. Можно и вообще укрупнить детали, показать, например, чьи-нибудь глаза, логотип фирмы на чашке с чаем. Еще раз обратим внимание - не забывайте о важных гостях. Это ваш, так сказать, пассивный пиар, реклама вас как фотографа. Это важно, это заделка на будущее.

  • На съемку постарайтесь придти пораньше, до начала мероприятия. У вас будет время и возможность оценить место события, точки съемки, возможности освещения и многое другое, что поможет работать без суеты.
  • Во время съемки репортажа не отказывайте присутствующим в групповом портрете. Снимайте просящих. А потом смело давайте им свои визитки. Это ли не бесплатная реклама?
  • Не считайте кадры. Снимайте смело и много. Благо, современные цифровые камеры, в отличии от старых плёночных, позволяют это сделать. А когда есть из чего выбирать - значит и результат будет лучше. Для этого нужно обзавестись несколькими флешками.
  • Старайтесь быть вежливыми и улыбчивыми и вообще - побольше позитива. Это располагает людей к вам.
  • Больше снимайте движение. Движение - это жизнь. Статика - это натюрморт. Мёртвая натура.
  • Не забывайте следить за настройками фотокамеры. Возможно, в процессе работы вы могли случайно задеть какую-нибудь кнопочку или рычажок и сбить настройки. Потом жалеть будете.
  • Если вы - не один фотограф на мероприятии, если рядом работают ваши коллеги, старайтесь не мешать им. Не перекрывайте им кадр, не лезьте в кадр других. Опытный фотокорреспондент должен всегда поддерживать товарища и спиной чувствовать чужие объективы.
  • Во время компьютерной обработки снимков следите за балансом белого цвета. Экспозиция и тональность снимков в репортаже должны быть одинаковыми.
  • Людям нравятся яркие репортажные снимки. Старайтесь сделать свой репортаж не только насыщенным событиями, но и насыщенным в цветовом плане. Он может быть даже слегка вызывающим и в том, и в другом отношениях.

Подборка фотографий:

Давно собирался написать этот пост, да всё руки не доходили. А тут в последнее время меня периодически спрашивают о всяко-разных репортажных деталях, вот я и решил устроить ликбез-экспромт. Хотя, это громко сказано, конечно. Как бы то ни было, всё что написано ниже, ни в коем случает не претендует на истину в последней инстанции, однако, надеюсь, кому-нибудь может оказаться полезным.


1. Как назовём, так и поплывёт.

Название, безусловно, должно зацепить читателя, заставить немедленно пройти под кат. Однако, здесь важно не переборщить, иначе будет нечто в стиле "Life News" или газеты "Твой день". Особенно "не айс", если крикливое название не совпадёт с содержимым статьи. Некоторые топовые блогеры (не будем называть имён), с целью накрутить побольше просмотров, к сожалению грешат этим и даже не используют вводный текст. Но мы же с вами хотим сделать правильный репортаж, не правда ли?

2. Заглавная фотография.

Нет никаких сомнений в том, что фоторепортаж должен начинаться с заглавной фотографии. Это как обложка журнала или газеты. По мне, лучше, чтобы фотография была одна. Некоторые вывешивают сразу две, а между ними помещают вводный текст. На мой взгляд, когда одинарная фотография визуально привлекает больше внимания. Также можно использовать коллаж из нескольких снимков, здесь, как говорится, на вкус да на цвет образца нет.

3. Пост без шапки - не пост.

Мне кажется, здесь вполне достаточно текста примерно на 7-10 строчек, разделённого одним-двумя абзацами. При этом, между каждым из них непременно должна быть пустая строка. Компьютер - не бумажная книга, нагрузка на глаза здесь больше, а потому такой рваный текст будет читаться легче. Содержимое с одной стороны должно отразить суть фоторепортажа, а с другой - получиться несколько недосказанным и тем самым создать интригу.

4. Заходим под кат.

Некоторые блогеры, как, например, Артемий Лебедев, не признают кат как таковой и вываливают всю простыню напрямую в ленту. А если ты не собирался это читать. Так что, такой экстремум даже рассматривать нет никакого смысла. Читатель достоин уважения. Так вот, на мой взгляд, под катом, специальным образом озаглавленном, должно находиться примерно 35-40 фотографий (размер я ставлю 1000х667), непременно пронумерованных. Понимаете, да, почему пронумерованных?

Когда фоток лишь десяток-два, создаётся впечатление некоторой недосказанности, особенно, если пост весьма увлекательный. С сильно большим количеством тоже не стоит экспериментировать. Как-то я сделал репортаж о Дне святого Патрика в Москве и по неопытности забил в пост более сотни картинок. А потом долго удивлялся, почему нет казалось бы заслуженной отдачи и такое малое количество комментариев. Читатель устаёт, раздражается и порой даже не досматривает материал до конца.

Фотографии в посте не должны быть активными ссылками, это может помешать просмотру. Поэтому исходный код следует соответствующим образом обрезать. Не забывайте адаптировать снимки под дисплеи с высоким разрешением (ретина), друзья будут вам благодарны. Про то, как это сделать, а также в целом про фотообработку моими глазами, можно почитать .

5. Над или под?

Среди репортажников до сих пор нет чёткого определения, где ставить сопроводительный текст - над или под фотографией. Я считаю, что если в посте одно фото, описание должно быть ПОД ним, а если это большой отчёт, то исключительно НАД. Опытным путём я установил, что так фотоисторию читать удобнее. То есть - текст, за ним сразу без пробела фото, далее пробел и всё повторяется.

6. Как должна звучать история?

Иногда на меня нападает азарт и я начинаю писать чересчур витиевато. Ну в принципе, бывают такие темы, когда это украшает репортаж, но, как правило, подобное словоблудие отвлекает от визуального контента. Право же, лучше не кичиться острословием, для этого есть отдельный жанр. Одна, максимум две строчки сопутствующего текста, просто и ясно раскрывающего суть момента.

Однако, чересчур уж скупо и телеграфно писать тоже не годится. "Вчера в Москве прошёл митинг. Пришло 100500 человек. Всё прошло спокойно." Читатель начнёт зевать и может не дочитать пост.

Важный момент - если вы не профессиональный литератор и сомневаетесь в безупречности текста, допуская наличие в нём орфографических и пунктуационных ошибок, попросите отредактировать его специалисту или просто какому-нибудь знакомому "граммар-наци". Поверьте, грамотная писанина в наше время вызывает только уважение, а встречается, к сожалению, всё реже.

7. А что в конце?

Наверняка, если вы вернулись из поездки в какую-то интересную страну, у вас собой материала не на один и не на два репортажа. Рекомендую в конце второго ставить ссылку на первый, в конце третьего на первый и второй и так далее. Пусть это будет как многосерийный фильм.

Чтобы о вашей истории узнала не только аудитория ЖЖ, но и других сервисов, поставьте в конце кнопку репоста (в HTML-редакторе в тулбаре рука с поднятым большим пальцем). И кнопки на ваши инстаграмы-твиттеры-фейсбуки. Глядишь, и занесёт будущих друзей. Ну и конечно же - теги. По ним и вам и вашим читателям будет проще найти ту или иную запись.

Вот так. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу вышенаписанного, а особенно дополнения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации