Ваш бизнес - От идеи до реализации

Лекция 1: Чувства. Как дизайн влияет на чувства человека. Почему дизайнер задумывается о чувствах пользователя прежде всего. (39:26)

Лекция 2: Структура-хаос. Как дизайн стал инструментом порядка в мире хаоса. Восприятие структур, впечатление от хаоса. Почему дизайнер проектирует закономерности, которые говорят о принадлежности объекта порядку, логике, а, значит, разумны и близки. (42:44)

Лекция 3: Функция. Приспособление к среде, комфортность работы и эффективность результатов — основные критерии хорошего дизайна. Дизайнер размышляет над тем, как будет работать проектируемое. Зачастую именно функциональность определяет внешний вид и привлекательность продукта. (46:59)

Лекция 4: Идентичность. Как дизайн создает связи, как объединяет между собой различные объекты, формирует идентичность восприятия, так популярную в маркетинге и брендинге. Дизайнер создает правила, способы организовывать системы идентификации, единство стиля, целостность визуальных атрибутов. (39:32)

Лекция 5: Скрытое. Что скрывает дизайн? Какие процессы и решения остаются за пределами потребительского внимания. Как смотреть на дизайн, подмечая детали, которые отличают мастерство от кустарной поделки. (1:08:22)

Лекция 6. Упражнения. (20:01)

Всем привет!

В преддверие скорого выхода нашего нового тренинга «40-дневная школа айдентики» предлагаю вашему вниманию статью , автора и ведущего предстоящего курса.

Алексей Ромашин:

Более 20 лет я занимаюсь фирменными стилями, разработал их больше сотни, некоторые из которых стали «классическими».

Мои знаки и логотипы вошли в различные анналы российские и европейские, но речь не об этом… Речь о том, что параллельно с проектной работой, я преподаю основы графического дизайна и преподаю именно с упором на айдентику . Почему именно на неё, а не на типографику, плакат, или, скажем, каллиграфию?

По двум причинам. Первая, приземлённая, это - монетизация навыков, ведь именно айдентика на сегодняшний день является наиболее востребованной рынком специализацией в графическом дизайне.

Вторая причина более глубинная. Дело в том, что в айдентике содержится главный ген профессии, навык извлекать знак-символ, умение переводить сообщение, выраженное словами, вербально, на изобразительный язык.

Почему этот навык столь важен для современного дизайнера? А потому что, миссия дизайнера-графика, в первую очередь – это «упаковка» и передача информации , а не украшение поверхностей.

Вообще, согласно современной модели профессии, всё ­­­­­­­­­­­­произведённое дизайнером, является знаками, или «визуальными текстами». Язык знака – это язык культуры постиндустриальной эпохи, то есть нашей с вами. Им пользуется и кинематограф, и театр, и литература, и мода, я не говорю уже про дисциплины, где задача передачи информации является магистральной, скажем Web.

Помимо того, что знак является средством передачи информации, он еще является и средством установления непрерывного соединения, «коннекта с брендом», средством поддержания непрерывности коммуникации производителя и потребителя, через которую актуализируется причастность потребителя к той или иной торговой марке, к той или иной модели потребления. Множество окружающих нас знаков образовывают новую параллельную реальность - символическую сферу, называемую знакосферой .

Я позволю себе циничную мысль, что в обществе потребления, в котором мы живём, среднестатистический человек представляет собой сумму брендов, которым он симпатизирует. И на вершине всей этой пирамиды ценностей торчит знак, как звезда на вершине рождественской ёлки.


Немного истории


История знака древняя и покрытая мхом. Не буду рассказывать легенды про шумерских скотоводов, которые клеймили своих коров индивидуальными клеймами уже в IV тысячелетии до н. э. – это к нам не имеет никакого отношение.

Но то, что уже в XVI веке в Европе начали возникать правительственные учреждения, чтобы регистрировать и защищать знаки, используемые различными ремесленными гильдиями – это уже ближе к теме.

Позже, во время Промышленной революции XVIII-XIX веков знаки из простого идентификатора стали превращаться в носители ценностей, в первую очередь корпоративных, то есть начали превращаться из просто указателя в коммуникативный объект.

Айдентику 19 века отличала повышенная декоративность и символизм, порой не понятный современному зрителю. Декоративный характер был присущ ей в первую очередь в силу того, что одной из их важных задач было декорирование изделия, на которое наносились знаки или логотипы.

Айдентика XIX века изобиловала изображениями
мифологических животных – химер, грифонов, единорогов. Её концентрированный символизм, как я думаю, был связан в первую очередь с тем, что «дизайнеры» того времени черпали вдохновение в геральдике - науке о составлении, описании и расшифровке гербов.

Считается, что одним из первых негеральдических товарных знаков, было изображение собаки по имени Ниппер, слушающей фонограф компании Gramophone. Этот факт сопровождает следующая история:


Хозяин собаки Марк Барро умер в 1887 и оставил пса своим братьям Фрэнсису и Филиппу. Братья обратили внимание на то, как внимательно Ниппер слушает фонограф. Есть версия, что он слушал голос своего умершего хозяина. Тронутый этой сценой, брат Фрэнцис написал живописное полотно “Собака слушающая фонограф”, и украсил им стену в гостиной.

Впоследствии картина была подарена и украшала офис фирмы Gramophone. Когда возникла потребность в брендирование продукции - граммофонных пластинок, из-за отсутствия идей, было принято решение использовать именно это изображение. Кстати, в сильно стилизованном виде оно используется и по сей день.

В 20 года, бурный рост промышленности стимулирует развитие айдентики. Впервые знак перестаёт выполнять функцию украшения предмета и становится элементом коммуникации . Знаки расстаются со своей повышенной декоративность, упрощаются, начинают тяготеть к обобщённому пятновому решению.

Окончательное формирование айдентики как отдельной проектной дисциплины, произошло сразу после II мировой войны. Европа бурно развивалась, осваивая американские инвестиции и отстраиваясь. Рынку было нужно много «быстрого и недорогого дизайна».

Интернациональный типографический стиль, известный как родился в Швейцарии в 1950-60 х гг. первым дал ответы на запросы глобального рынка. Отличительными признаками швейцарской школы стали минимализм художественных средств, сетка, использование гротескных шрифтов, в первую очередь Гельветики и глубокий символизм.


В 60-70-е годы «брызги швейцарской школы дизайна стали перелетать через железный занавес». В основном благодаря монографии Йозефа Мюллера-Брокмана «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков и типографов» , которое было контрабандой привезено в СССР и переведено энтузиастами дизайна на русский.

С тех пор, метод швейцарского минимализма и осмысленное использование его приёмов стало синонимом мастерства в профессии советского да и постсоветского дизайнера-графика.


Оторвитесь от этого текста на секунду, зажмурьтесь и постарайтесь вспомнить, как выглядят знакомые вам знаки. Что вы вспомнили в первую очередь? Apple, Мерседес, Peugeot, Burberry, Coca-Cola, Mcdonald’s, Единая Россия, Camel?

Согласитесь, образы брендов прошиты в нашей памяти намертво, несмотря на то, что мы не прилагали к запоминанию никаких усилий. Мы, возможно, не сможем их нарисовать, но помним их во всех мельчайших деталях и даже в цвете.

Существует целый арсенал профессиональных приёмов, как сделать так, чтобы знак «ввинчивался» в наше сознание и там надолго оставался. Для получения эффекта запоминаемости и узнаваемости профессионалы пользуются разными приёмами означения . Вот появилось новое, и не всем понятное слово.

«Означение» - это процесс перевода актуально-значимой информации, смысла, в конкретную знаковую форму.

Я обязательно расскажу о способах и алгоритмах означения в следующих постах, а пока хочу закончить с типологией знака.


Типология знака


Классический, или шрифтовой знак появился еще в середине XIX века в британском книгопечатном искусстве. Основой уникального знака становился какой-либо шрифт. Создание такого знака предполагает ручную прорисовку отдельных букв создаваемого оригинального шрифта, эта технология и по сию называется леттерингом.


Символьный знак появился в начале ХVIII века в Голландии, когда случился бум производства луковичных растений и каждый фермер, маркировал свою продукцию рисунком цветка, на котором он специализировался.

На данный момент существует 2 вида символьных знаков - это конкретный и абстрактный типы. Символьные знаки ­ могут содержать в своей основе либо реальное изображение кого-то или чего-то, либо быть совершенно абстрактными, не отсылать к какому-то конкретному образу, предмету, или живому существу.

Исходя из степени абстрактности они разделяются на знаки конкретного и абстрактного типа. Пример: крокодильчик Lacoste - конкретный, а «сабля» Nike – абстрактная.


Синтетический знак появился в начале ХХ века в Германии и связан он с ростом производства военной техники. Считается, что именно в Германии начали впервые сочетать буквы и символы в логотипе. Это наиболее распространенный способ формирования логотипа в дизайнерской практике. Изображение сливается с логотипом, составляя с ним неразрывную композицию.


Формообразование в айдентике


Знак в первую очередь - это форма. Форма - это то, что мы оцениваем сначала, погружение в содержание знака происходит спустя некоторое время. С точки зрения формообразования и согласно классификации профессора С.И. Серова знаки бывают:

  • Плоскостные не расчленённые
  • Линейные равнонажимные
  • Линейные разнонажимные
  • Псевдообъёмные

Зачем дизайнеру все эти мудрёные классификации? Скорее всего незачем, однако…

Недавно я, с целью донести информацию до студентов в наиболее усвояемом виде, сделал простенькую таблицу, где по оси «Х» располагались типы знаков – шрифтовой, символьный, синтетический, а по оси «Y» способы их формообразования – плоскостной, линейный, псевдообъёмный и т.д.

Так вот, все «качественные» знаки из моей коллекции, собираемые годами, относящиеся к разным временам и школам, абсолютно вписывались в эту таблицу, их можно было описать посредством комбинации 3 типов и 4 способов формообразования.

Некоторое количество знаков, которые у меня хранились в папочке «странное», как примеры экстравагантных постмодернистских экспериментов, подлежавших анализу и осмыслению, в данную таблицу не вошли, их невозможно было описать через вышеприведённые характеристики, они попали в столбец «зона творческого эксперимента».

По завершении процедуры, я сделал вывод, что, скорее всего, «странные» знаки из моей коллекции с маркетинговой точки зрения знаками не являются, и с облегчением снёс их за ненадобностью в корзину.

Прошу не заподозрить меня в ханжестве и отсутствии толерантности к новому и экспериментальному. Маркетинг, ничего личного.

О способах означения, о содержательной стороне айдентики, о том, как расшифровывать месседж, как сделать знак «умным» и где для этого брать вдохновение и жизненные силы, я расскажу в следующих постах.

Желаю вам творческих успехов!


УДК 111.08:7.042.2 Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ЯЗЫКЕ ДИЗАЙНА

Аннотация:

Центральной проблемой статьи является рассмотрение языка дизайна в качестве социокультурного феномена, что обусловливает необходимость выявления специфики природы языка дизайна, понимаемого в качестве искусственного языка, насыщенного различными знакообразовани-ями. Доказано, что сигналы, знаки и их системы, символы заполняют смысловое поле языка дизайна. Исследуется цветовая символика, используемая в дизайнерском творчестве. Показано, что символическая природа языка дизайна реализует возможность полифонизации художественного образа дизайнерского искусства, понимаемого в качестве всеобщей категории художественного творчества и рассматриваемого как способ и результат воспроизведения реалий жизни в искусстве.

Ключевые слова:

дизайн, язык дизайна, цвет, искусство, символика, символизация, культура.

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

COLOUR SYMBOLISM IN DESIGN LANGUAGE

The article focuses on consideration of the language of design as a sociocultural phenomenon, which determines the study of specific nature of the design language interpreted as an artificial language filled with various families of signs. It is proved that signals, signs and their systems, symbols fill a semantic field of the language of design. The colour symbolism used in design works is investigated. It is shown that the symbolical nature of the design language fulfill the possibility to bring multidimensional content to an art image of the design art understood as a general category of art creativity and as a way and result of reproduction of life in the art.

design, design language, colour, art, symbolism, sym-bolization, culture.

Символичность языка дизайна порождает множественность прочтения смыслообразов дизайнерского искусства, направленного на гармонизацию эстетического и утилитарного принципов, что вызывает интерес широкого круга исследователей современной философии дизайна. Проблема изучения дизайна и его языка требует осмысления, так как дизайн через образную систему, насыщенную разнообразной символикой, в частности символами цвета, активно воздействует на становление идеологических установок человека (общества), не только отражая происходящие изменения в социокультурной сфере, но и воспитывая художественный вкус и формируя мир ценностных ориентаций.

В наши дни вопросы поиска специфики языковых средств дизайна находятся в центре интереса отечественных исследователей (Е.Г. Бердичевский, Н.П. Бесчастнов, М.С. Кухта, Р.М. Ло-бацкая, В.А. Ляшенко, М.В. Панькина, Г.И. Петрова) , применяющих различные методы для изучения и дальнейшего обоснования механизмов символотворчества: диалектический способ рассмотрения языка дизайна в единстве и многообразии его свойств; сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять соотношение динамики и статики в его развитии, обусловленных сменой стилистических приемов конкретной исторической эпохи, происходящего в дизайнерском творчестве.

Использование семиотического подхода в отношении языковых средств дизайна представляется перспективным, так как позволяет рассматривать дизайн как особый искусственный язык, где бытийствуют системы знаков (символов).

Основная цель данной статьи заключается в выявлении специфики природы языка дизайна, что вызывает потребность в анализе мира символов, используемых в дизайнерской деятельности.

Особый интерес для исследования представляет цветовая символизация, под которой понимается процесс наделения переносным значением цветовых феноменов, функционирующих в дизайнерском творчестве. Следует отметить, что цвет обладает дополнительным значением лишь в контексте определенной знаковой ситуации. К тому же чем выше культура восприятия и степень образованности субъекта дизайнерского творчества, тем большими значениями «обрастает» дизайнерский образ.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дизайн как особая деятельность по производству культурных объектов направлен на сочетание практической целесообразности и эстетичности. В процессе своего исторического развития дизайн формирует систему художественных средств, за которыми в процессе их функционирования закрепляется символическое значение, то есть дизайн становится особым языком, элементами которого являются точка, линия, пятно, форма и другие средства выразительности.

Таким образом, язык дизайна представляет собой сложившуюся в процессе исторического развития дизайна систему художественных средств, среди выразительных (изобразительных) средств которой цвету, понимаемому в данной работе как определенное свойство тел вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого (излучаемого) ими света, обладающему следующими характеристиками: цветовой тон, то есть различные оттенки цвета; насыщенность, другими словами, степень яркости цвета; светлота - отражающая способность цветовой поверхности, принадлежит ведущая роль в формировании дизайнерских образов.

Практика свидетельствует о том, что, несмотря на то что в дизайнерском творчестве используется все многообразие символики, созданной в результате длительного процесса развития мира культуры, особое значение в дизайнерской практике придается символике цвета.

В ходе выявления социокультурных предпочтений культуры современные исследователи, в частности Г.Ю. Османкина, указывают на то, что «...синтез линий и цвета... наиболее ярко отражает художественный процесс любого произведения и определяет его историческое значение в художественной культуре» . Чем обусловлена ситуация, сложившаяся в истории искусства вообще и декоративно-прикладного в частности?

Констатируем тот факт, что различные цвета наделялись символическим значением еще в древнем искусстве (Египет, Индия, Китай и Греция), олицетворяя природные стихии (огонь, землю, воду и воздух); нередко выступая знаком творения всего сущего; выражая по преимуществу наилучшие человеческие качества, к примеру, активность, мужество, невинность, скромность; выступая знаком идеальных образований, например, истины, добра и красоты; олицетворяя богатство и власть. Современные исследования отмечают, что «древние народы делают попытку постичь законы мироздания, найти организующее место в мире» , и в этом им помогает цветовая система, где «.символы становятся средством, которое позволяет "визуализировать" и конкретизировать невидимое, божественное.» .

Отметим, что в мире искусства христианского Средневековья и последующей за ним бунтарской эпохи Возрождения в результате смены художественной парадигмы цвет рассматривался как проявление метафизического света, который находит воплощение в природе, что влияет на продолжающееся формирование цветовых канонов изобразительного искусства.

Теоретическое осмысление цвета наиболее глубоко происходит в философии Нового времени в творчестве Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма, что проявит себя в дальнейшей разработке методологии дизайна.

Х1Х-ХХ века отмечены экспериментами художников-дизайнеров в области цветовосприя-тия, что отразилось в области разработки методологии художественного творчества.

В наши дни возрастает интерес к цветовой символике ввиду увеличения внимания к семиотическим проблемам языковых феноменов. Семиотика как наука о знаках и их системах все чаще проявляет интерес к феноменам художественного творчества , а также активизируется работа по составлению специальных словарей знаков и символов, используемых в науке и искусстве .

Проведенное исследование дизайна и его языка свидетельствует, что процесс символизации в дизайнерском творчестве направлен на сочетание канона, проявляющегося в использовании специфических художественных приемов построения композиции, в частности цветовой символики, сохраняющей культурные традиции, и процесса модернизации, предлагающей новейшие методы работы с материалом художественной композиции. Но следует помнить, что базовой идеей в создании произведений дизайнерского творчества выступает триединство красоты, пользы и необходимости, отражающее непримиримую борьбу «старого» и «нового» в современном искусстве, сочетающем приемы новации и инновации. Динамика изменений языка дизайна свидетельствует о пополнении системы его выразительных элементов, но незыблемой остается верность художника-дизайнера принципу символизма.

Таким образом, язык дизайна - культурный феномен, он представляет продукт символической деятельности людей. Художественные образы, создаваемые посредством языка дизайна, содержат особый мир знаков и символов. В языке дизайна функционирует развитая система символических образований, где символике цвета принадлежит особая роль в формировании смыслов дизайнерского творчества. Цветовая символика отражает смену мировоззренческих ориентиров конкретной исторической эпохи, меняя образную систему дизайна.

1. См.: Бердичевский Е.Г. Инновационный дизайн ювелирных изделий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 13. С. 1-10 ; Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с. ; Кухта М.С., Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 12. С. 1-8 ; Лобацкая Р.М., Сорокина В.Е., Генеральченко П.С. Новые дизайнерские решения для создания ювелирных украшений // Там же. 2012. № 12. С. 9-30 ; Ляшенко В.А. Дизайн как социокультурный феномен // Вестник ОГУ. 2008. № 9 (91). С. 21-25 ; Панькина М.В. Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 50-55.

2. Османкина Г.Ю. Канон изобразительного искусства египтян как синехология культуры // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). С. 223-226.

3. Шалимова Л.А. Социокультурные категории цветовой символики // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 385-388.

4. Там же. С. 386.

5. Ким В.В. Семиотика и научное познание: Философско-методологический анализ. Екатеринбург, 2008. 416 с.

6. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999. 704 с.

7. См.: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.

При подробном анализе восприятия геометрических фигур у разных народов, прослеживается некая общность.

Линии. Горизонтальные или вертикальные прямые линии ассоциируются с ясностью, спокойствием и даже солидарностью. Изогнутые линии несут в себе изящество и непринуждённость.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-9", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-9", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Квадрат – это символ комбинации и упорядочивания 4 различных элементов, к примеру времён года или 4 основных стихий. Квадрат это символ числа 4, истины, мудрости, простоты, равенства, чести, справедливости, прямоты.

Круг это один из самых распространённых символов. Круг символизирует вечность, бесконечность, совершенство. Символ солнца, луны. Идеальная природная форма.

Равносторонний треугольник – олицетворяет божество, сердце, огонь, гору и восхождение, гармонию, жизнь, благополучие и королевскую власть. Мужской и солнечные знак. Перевёрнутый равносторонний треугольник это вода, дождь, плодовитость, божественная милость. Символ луны, женщины.

Прямоугольник – это одна из самых рациональных и правильных форм в человеческом восприятии. Прямоугольная форма наиболее часто используется человеком в быту, к примеру дом, комната, кровать и т.д.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-10", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-10", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Эллипс – это снижение и восхождение, инволюция и эволюция. Наклонённый эллипс – динамика и напор. Символизирует космическое яйцо.

Пентагон – правильный пятиугольник в виде звезды символ, совершенства, вечности, вселенной. Этот знак размещают на дверях, чтобы отогнать ведьм. Пентагон – амулет здоровья, эмблема Меркурия, Тота, кельтского Гевейна. Символ благополучия, удачи у евреев. Он же легендарный ключ Соломона и символ пяти ран Иисуса Христа. В Японии знак высокого положения в обществе.

Гексагон (правильный шестиугольник) – символ красоты, свободы, числа 6. У некоторых народов олицетворяет образ человека.

Крест – несёт в себе высокий духовный аспект. Символизирует стремление к богу и к вечности. Крест – символ единства жизни и смерти, высших сакральных ценностей.

Свастика – вопреки современным представлениям обозначает благоприятный, счастливый объект. Изображается с загнутыми под углом концами. Для индийцев это знак света и щедрости.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации