Ваш бизнес - От идеи до реализации

В этом году каток на ВДНХ признан The World Record Academy самым большим катком с искусственным ледовым покрытием в мире. Его площадь составляет 20 549 квадратных метров, он вмещает 4,5 тысячи человек. The Village узнал, как на асфальте появляется лед, что на катке делают ночью, как точат коньки и с какими жалобами обращаются в медпункт.

Из чего состоит каток и сколько он стоит

Каток на ВДНХ работает уже третий год. Все это время установкой и обслуживанием катка занимается компания «Русский лед». «Сначала мы делали каток в парке Горького, а потом нас пригласили и сюда. Мы оценили свои силы и решили, что сможем заниматься двумя катками одновременно», - говорит представитель компании Александр Морозов. По его словам, «Русский лед» - единственная компания в России, которая может делать катки такого масштаба. В первый год работы стоимость катка и всех сопутствующих конструкций составляла 762 миллиона рублей. В этом году, по оценке The Village, его стоимость близка к 400 миллионам рублей.

Каток на ВДНХ занимает всю Главную аллею: начинается сразу за павильоном № 1 и огибает фонтаны «Каменный цветок» и «Дружба народов». Недалеко находятся детский каток и хоккейная площадка, куда могут прийти любительские команды. Ледовую площадь можно обойти вокруг, а можно пройти над ней по пешеходному мосту «Северное сияние».

На основном катке работают пять павильонов, в которых находятся пункты проката коньков и раздевалки. Перекусить можно в мобильных точках питания или в ресторане, куда пускают прямо в коньках и предлагают тапочки. Взрослый билет стоит от 300 до 600 рублей, а прокат коньков обойдется в 150 рублей.

Как устроена система охлаждения

Искусственное покрытие катка состоит из хладопередающей поверхности, предназначенной для транспортировки холода жидкости (хладоносителя), холодильной установки и коллектора.

Весь каток разделен на семь секций, которые обслуживают 11 холодильных установок. За их бесперебойной работой и поддержанием нужной температуры следят бригадиры. В рабочем режиме катка установка охлаждает покрытие до минус 5 градусов, в период заливки льда - до минус 8 градусов.

В качестве транспортировщика холода выступает этиленгликоль - жидкость без цвета и запаха. Холодильная установка охлаждает хладоноситель, который под давлением поступает в коллектор (около 20 тонн на каждую секцию), а оттуда - к поверхности катка. Так система приводится в действие: этиленгликоль по трубкам распространяется по всей площади покрытия и начинает морозить.

Половина поверхности катка на ВДНХ покрыта айс-матами - специальным полотном из трубок, по которым распространяется хладоноситель. Такие маты можно использовать где угодно: из них делают крытые и открытые катки, хоккейные коробки и ледовые арены. Другая половина катка основана на трубной системе собственной разработки. Принцип работы тот же, но здесь каждая труба разматывается и приваривается к коллектору по отдельности. Работа трудоемкая, но качество льда получается лучше, отмечает Морозов.

Жидкость постоянно циркулирует в трубках подо льдом, насосы не останавливаются. «Мы постоянно следим за уровнем этиленгликоля. Если он падает, значит, где-то произошла утечка, и надо ее искать», - говорят рабочие. Если слой льда слишком тонкий, катающиеся могут пробить трубку коньком, и тогда на поверхность выльется маленький фонтанчик - мини-аварию нужно быстро ликвидировать. Это может произойти и при резких перепадах температуры от минус 5 до минус 15 градусов: на льду появляются трещины, в которые может попасть конек.

Как обслуживают каток

По понедельникам каток не работает. Весь этот день, а также по ночам проходят работы по наращиванию льда: днем рабочие поливают покрытие водой из шлангов, а ночью их сменяют пять ледозаливочных машин «Олимпия». Каток круглосуточно обслуживают три бригады, в каждой из которых по 12–15 человек, и целый автопарк спецтехники.

Те же машины орудуют на катке во время ежедневного технического перерыва с 15 до 17 часов. После его начала в 800-литровый бункер «Олимпии» заливают воду, предварительно нагретую до 60–70 градусов, и отправляют машину на лед. Она срезает полуторамиллиметровый слой льда, убирая трещины и порезы от коньков, и одновременно заливает поверхность горячей водой - новый лед становится гораздо крепче и получается идеально ровным.

В снегопад на катке работают три трактора и четыре снегоуборщика, которые рабочие называют «снегоплюями». Чтобы управлять спецтехникой, нужно иметь автомобильные права категории С. Алексей, который работает на ледозаливочной машине во время нашего визита, говорит, что ему это по душе.

Как работает прокат

В прокате используют 3 700 пар коньков. Самый маленький размер - 25-й, а самый большой - 48-й. Основная партия коньков была куплена три года назад, с тех пор часть периодически обновляется. Перед этим сезоном обновили 15 % прокатных пар, а после окончания могут списать каждую третью пару коньков. Чтобы коньки прослужили дольше, их периодически сушат, обрабатывают антисептиками, при необходимости меняют стельки и шнурки и, конечно, точат.

Пункты заточки расположены в отдельных комнатах павильонов проката. Здесь установлено пять автоматических станков. Устроена заточка так: конек закрепляется на подвижной части станка, которая двигается вдоль ребра быстровращающегося точильного камня. В зависимости от степени износа лезвия для его заточки требуется несколько таких проходов.

Как работают инструкторы и медпункт

На катке можно увидеть много людей в красно-серой форме - это инструкторы. Они следят за порядком, скоростью катающихся и безопасностью движения. На этом катке, как и на большинстве других, принято кататься против часовой стрелки. «Почему именно так? Может быть, традиция правостороннего автомобильного движения сыграла роль, а может быть, направление движения на стадионах. Когда все едут в одном направлении, гораздо проще избежать столкновений», - говорят на катке.

Среди инструкторов есть мастера по обучению посетителей азам катания на коньках. Час индивидуального занятия стоит тысячу рублей. Если посетителю катка нужна медицинская помощь, он также может обратиться к инструкторам. Они проводят его до медпункта, а в крайнем случае довезут на специальных санях.

Многие наблюдали такую картину: в перерывах хоккейных матчей или соревнований фигуристов на арену выезжают необычные машины. Сеансы катания на городских площадках тоже прерываются, чтобы выехали комбайны. Это ресурфейсеры (от английского surface — поверхность), они очищают и выравнивают покрытие. Между собой профессионалы называют эту процедуру «лечением».

Специалисты, следящие за состоянием катков, называются ледоварами. Этому нигде не учат специально. Если каток находится под открытым небом, он трескается, его надо чистить и обслуживать ежедневно, должна быть определенная толщина льда, которая достигается при помощи специальной техники.

Первый ледозаливочный комбайн появился в 1949 году в теплом штате Калифорния. Его изобрел американец Фрэнк Замбони. К тому времени он со своим братом открыл самый большой в США каток размером 30 на 60 метров, который вмещал до 800 человек. Поначалу выравнивать покрытие приходилось 4 рабочим, которые по несколько часов вручную шлифовали его наждачной бумагой и повторно заливали. Машины позволили делать то же самое всего за 10 минут. Неудивительно, что они стали популярны.

У комбайна есть лезвие, которое может срезать до 8 миллиметров верхнего слоя льда. Обычно убирают гораздо меньше, все зависит от глубины царапин и сколов. Снежная стружка попадает в бак, который вмещает до 1200 килограммов. На очищенную поверхность машина понемногу подает горячую воду. Ее равномерно распределяет ткань, которую называют «полотенцем». Высокая температура воды нужна, чтобы жидкость не сразу замерзла, а проникла в трещины и углубления, образовав новый ровный верхний слой льда. Когда все сделано, комбайн уезжает с арены и сбрасывает снежную стружку в специальную яму для таяния.

Под бетонным основанием катка проходят трубы с охлаждающим агентом, который поступает из холодильных устройств — чиллеров (от английского chill — охлаждать). Некоторые модели настолько мощные, что способны поддерживать каток в рабочем состоянии при 45-градусной жаре. Под трубами проложены несколько слоев теплоизоляции, чтобы холод шел только вверх.

Лед, изготовленный по такой технологии, из-за медленного охлаждения получается очень однородным и совершенно прозрачным, что, кстати, не очень хорошо. Чтобы хоккеисты могли лучше видеть шайбу и разметку, его при помощи добавок красят в белый цвет. И на общественных катках это делают, чтобы упавшие предметы были заметны и никто не получил травму. Иногда с той же целью просто красят основание катка в белый цвет. А дальше медленно льют воду, намораживая по миллиметру. Чтобы добиться слоя в 4 сантиметра, уходит около недели. Подробности — в программе «

Синтетический каток (синтетический лёд) - специальная поверхность, которая имитирует лед на катке. Поверхность складывается из специальных термоплит или термопанелей, синтезированных на основе полиолефина – полимерного материала, обладающего пониженным трением, износостойкостью, что делает ее пригодной для фигурного катания, хоккея на льду, игры в керлинг.

Синтетический лед, как правило, складывается из панелей, закрепленных планками встык либо особым вырезом вида «пила», «ласточкин хвост» и т.п. Важно, чтобы синтетический каток располагался на идеально ровной, гладкой и устойчивой поверхности, например, на асфальте, деревянном полу, грунте, специальных помостах.

Синтетический лед часто именуют искусственным, что приводит к недоразумению, потому что искусственный каток в основном создается изо льда, генерируемого холодильными установками в процессе заморозки воды на катке.

Происхождение

Синтетический каток на основе полимерных технологий практикуется как альтернативный вариант натуральному льду из замерзшей воды вот уже более четырех десятилетий. Первенство в применении пластмассы для катания на коньках принадлежит фирме DuPont. Первый подобный каток был построен в 60-е годы прошлого века из полиформальдегида, изобретенного десятилетием ранее.

Особенности полимерных панелей

На сегодняшний день полимерные панели некоторых марок производятся из пластика по технологиям середины прошлого века. Но не стоит забывать, что синтетические катки обладают некоторыми отличительными характеристиками. Чтобы скользить было удобно, необходимо применение особой смазки, изготавливаемой из этиленгликоля либо силиконовых соединений. Поэтому сравнивая катание на натуральном ледовом покрытии и на синтетическом катке, не стоит забывать, что последний представляет собой лишь имитацию льда. Смазка постепенно покрывается грязью, пылью.

Еще одна сложность, вызванная применением синтетических панелей для катков, в том, каким образом они между собой крепятся. Если используется метод крепления стык-встык, то через некоторое время швы могут разойтись, что приведет к образованию канавок, где лезвия легко могут застревать. Применение планок в качестве соединительного элемента понижает вероятность расползания конструкции. Один из надежных способов крпеления является применения вырезов вида «пила», «ласточкин хвост».

Новейшие технологии

Прогресс не стоит на месте: за последние десятилетия инновации позволили повысить характеристики полимерных соединений, уменьшив разницу между синтетическим льдом и настоящим. Особые синтетические соединения в совокупности с высококачественными смазками, которые при высыхании поглощаются поверхностью синтетических панелей, позволяют катку оставаться чистым и комфортным для скольжения.

Улучшены свойства полимерных панелей, ответственные за влагостойкость и устойчивость к коррозии, температурным колебаниям, ультрафиолету. Усовершенствованы способы инсталляции и крепления, что препятствует разъезжанию швов. В совокупности катание на синтетическом катке становится более комфортным и безопасным.

Уход за синтетическими катками становится проще, так как все больше используются биодеградируемые смазки, которые легко разлагаются под воздействием обыкновенной воды. Это замечательная альтернатива смазочным соединениям на основе силикона или этиленгликоля, значительно сокращающая время чистки и уборки.

Синтетический лед имеет жесткость на 10-15% выше, чем у настоящего льда , а это комфортно для новичков и детей, для проведения тренировок, отработки элементов в керлинге или хоккее.

Синтетические катки набирают вполне заслуженную популярность во многих странах, это вызвано их меньшей стоимостью сравнении с настоящим льдом, а также тем, что средств на поддержание и уход катка практически не требуется. В таких странах, как США и Канада, известных своими достижениями в хоккее и фигурном катании, есть сеть хоккейных клубов и школ, применяющих синтетический лед, основываясь на его низкой стоимости.

Синтетический каток не требует особых условий эксплуатации, прост в установке, может быть установлен в крытом помещении и на открытом воздухе, что делает его популярным для установки практически в любой климатической зоне, на пляжах, в парках, в торгово-развлекательных центрах, цирке и т.п.

Применение синтетического льда служит хорошей имитацией натурального льда, особенно в ситуациях, когда у организаторов нет финансовой, технической или иной возможности установить каток из обычного льда.

Предназначен для использования в помещении со стабильной температурой и идеально ровным, прочным основанием. Искусственный каток из пластикового льда модели "Inside" отлично подходит для использования в тренировочном процессе хоккеистов и фигуристов в домашних условиях. Стоимость данной модели сопоставима стоимости отечественных аналогов из низкокачественного сырья - полиэтилена низкого давления (ПНД), однако, качество скольжения превосходит его в разы. У нас Вы можете купить искусственный лед для хоккея из немецкого сырья - высокомолекулярного полиэтилена.
- Габариты одной панели - 1966х996х10мм.
- Не требует использования каких-либо смазочных эмульсий.
- Имеет систему креплений пазлового типа - "ласточкин хвост".
- Срок службы искусственного льда модели "Inside" - до 10 лет.

Синтетический лед Slide Ice "Outside"

Подходит для использования как в помещении, так и на улице. Данная модель не требует наличия идеально ровного основания под каток, благодаря уникальной для российского рынка системе креплений панелей - "шип-паз-штифт". Такая система сцепки листов исключает возможность появления щелей между ними. Также модель "Outside" имеет ультрафиолетовую защиту от солнечного воздействия, которая предотвращает появление микро трещин на материале и изменение его цвета. У нас вы можете искусственный лед купить недорого, ведь цена на синтетический лед "Outside" более чем в два раза ниже стоимости зарубежных аналогов абсолютно такого же качества.
- Габариты одной панели - 1990х990х12.7мм.
- Не требует применения любых смазочных эмульсий.
- Имеет систему сцепки панелей - "шип-паз-штифт".
- Срок службы пластикового льда модели "Outside" - до 15 лет.


Декоративный борт "РИО"

Декоративный борт "РИО". Ограждение для катка модели "РИО" предназначен для использование в помещении или на улице. Борт сделан из цельного металлического каркаса, состоящего из трех горизонтальных и трех вертикальных профилей и антивандального монолитного поликарбоната, которые не ломается и не трескается даже при сильном ударе по нему. Основное преимущество такого борта заключается в том, что он не требует закрепление в основание катка, что делает его универсальным в использовании.
- Можно выбрать любой цвет каркаса и поликарбоната.
- Срок эксплуатации - не ограниченный.


Декоративный борт "Магнит"

Ограждение катка "Магнит" так же подходит для установки внутри помещения или на уличной площадке. Изделие собрано из цельного каркаса из метала, состоящего из двух вертикальных, трех горизонтальных профилей и двух укосин, обеспечивающих надежную, жесткую устойчивость. Внутренняя облицовка сделана из литьевого антивандального поликарбоната толщиной 4мм. Ограждение не требует жесткой фиксации к основанию, что позволяет использовать его без нанесения вреда напольному покрытию.
- Габариты одной секции - 2000х1000мм.
- Можно выбрать каркас и поликарбонат любого цвета.
- Не имеет ограничений по сроку эксплуатации.


Помимо производства основных товаров, наша компания занимается поставками сопутствующего дополнительного оборудования для полноценной организации катка. Мы можем полностью установить каток и снабдить его всем необходимым "от А до Я", включая: комплект коньков разных размеров, станок для заточки лезвий, машинка для чистки полимерного покрытия, стойка выдачи коньков, шкафы для хранения вещей, лавки для переодевания обуви, резиновые коврики и многое другое.
- Комплект мужских, женских и детских коньков - 50 пар.
- Камеры хранения вещей - от 8 ячеек.
- Поломоечная машина для чистки льда.


Для тех, кто рассматривает возможность установки временного катка, мы предлагаем услугу аренды ледового катка из пластикового льда. Подобная услуга отлично подойдет для организации массового катания во время празднования новогоднего корпоратива, детской елки, шоу-программы с фигуристами или, например, для открытия коммерческого катка в торгово-развлекательном центре, городском парке или ином общественном месте.
- Полностью организуем каток со всем необходимым оборудованием.
- Предлагаем новый или мало использованный лед в идеальном состоянии.
- Имеем самую низкую цену на рынке, благодаря нашей системе скидок.

Катание на коньках - популярная вещь! Как ее сделали всесезонной? Что такое искусственный лед? И каковы тайны льда обычного? Оказывается, сделать хороший каток - это целая наука!

Многие наблюдали эту картину: в перерывах хоккейных матчей или соревнований фигуристов на арену выезжают необычные машины. Сеансы катания на городских площадках тоже прерываются, чтобы выехали комбайны. Это ресурфейсеры - от английского surface - поверхность, они ее очищают и выравнивают. Между собой профессионалы называют эту процедуру «лечением».

Специалисты, следящие за состоянием катков, называются ледоварами. Этому нигде не учат специально. Руководитель проектов мобильных ледовых катков Павел Жуков, например, в детстве играл в хоккей, потом тренировал команду, и каждый раз проверял качество поверхности сам. Так хоккеист превратился в ледовара.

Один из самых авторитетных ледоваров мира — эксперт по технологии льда московской арены «Мегаспорт» Григорий Яковлев. Он разработал свою технологию получения поверхности для скоростных видов катания. И применил ее на трех из пяти олимпийских катков в Сочи. Специалист уверен - конькобежные рекорды на тех играх удалось поставить в том числе и благодаря качественному льду на арене в Адлере.

Вообще, первый ледозаливочный комбайн появился в 1949-м в теплом штате Калифорния. Его изобрел американец Фрэнк Замбони. К тому времени он со своим братом открыл самый большой в США каток размером 30 на 60 метров, который вмещал до 800 человек. Поначалу выравнивать лед приходилось 4 рабочим, которые по несколько часов вручную шлифовали его наждачной бумагой и повторно заливали. Машины позволили делать то же самое всего за 10 минут! Неудивительно, что они стали популярны.

У комбайна есть лезвие, которое может срезать до 8 мм верхнего слоя льда. Обычно убирают гораздо меньше - все зависит от глубины царапин и сколов. Снежная стружка попадает в бак, который вмещает до 1200 кг. На очищенную поверхность льда машина понемногу подает горячую воду. Ее равномерно распределяет ткань, которую называют «полотенцем». Высокая температура воды нужна, чтобы жидкость не сразу замерзла, а проникла в трещины и углубления, образовав новый - ровный! - верхний слой льда. Когда все сделано, комбайн уезжает с арены и сбрасывает снежную стружку в специальную яму для таяния.

Под бетонным основанием проходят трубы с охлаждающим агентом, который поступает из холодильных устройств - чиллеров (от английского chill - охлаждать). Некоторые модели настолько мощны, что способны поддерживать каток в рабочем состоянии при жаре в +45 градусов! Под трубами - несколько слоев теплоизоляции, чтобы холод шел только вверх.

Интересно, что лед, изготовленный так, из-за медленного охлаждения получается очень однородным и совершенно прозрачным - что, как ни странно, не очень хорошо. Чтобы хоккеисты могли лучше видеть шайбу и разметку, его красят в белый цвет (при помощи добавок). И на общественных катках это делают, чтобы упавшие предметы были заметны и никто не получил травму. Иногда с той же целью просто красят основание катка в белый цвет. А дальше медленно льют воду, намораживая по миллиметру. Чтобы добиться слоя в 4 сантиметра, уходит около недели.

Для каждого вида спорта лед должен быть разным. Для хоккея, например, нужен твердый - лезвия у коньков очень острые и игроки ведут жесткую борьбу. Для шорт-трека важна другая характеристика - гладкость. От нее зависит скорость. Свои требования у фигуристов, им нужен лед средней жесткости из-за множества прыжков.

У ледоваров из разных стран есть свои секретные ингредиенты для создания идеальной скользящей поверхности. Например, в Москве на ВДНХ находится самый большой каток Европы, его площадь 20 000 кв.м., в день здесь бывает до 27 000 человек. Огромная поверхность на самом деле состоит из 9 частей, которые заливали по очереди.

Главной проблемой последних лет для открытых московских катков является слишком теплая погода. И нередко, чтобы не отменять тренировки, спортсмены используют искусственный лед. Вот, 10-летняя хоккеистка Маша из Подмосковья именно на такой поверхности отрабатывает удары шайбой.

По сути, это пластик. Как же достигается эффект скольжения? На обычном льду под лезвием конька из-за давления образуется тонкий слой воды. Здесь же производитель рекомендует использовать эмульсию, а еще надевать специальные коньки, которые больше напоминают ролики.

Плюс в том, что кататься на таком льду можно даже летом, и не требуется гигантских расходов на работу холодильных установок. Но свойства у искусственного льда все же довольно далеки от натурального, и, например, скоростным катанием на нем не позанимаешься.

Так что профессии ледовара исчезновение не грозит. Хороший каток пока не заменить никаким, даже самым продвинутым пластиком.

Благодарим за помощь в подготовке сюжета:

Все полные выпуски программы «Чудо техники» находятся .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации