Ваш бизнес - От идеи до реализации

Юлия Гудилина, главный бухгалтер

Несмотря на то что руководители компаний полностью отвечают за работу фирмы и выполняют много функций, один человек нередко возглавляет две и более организации. О нюансах отношений между компаниями, у которых один директор, автор рассказал в своей статье.

Ситуация, когда один человек руководит сразу двумя фирмами, сегодня уже никого не удивляет. Никаких законодательных ограничений на этот счет не существует. Генеральный директор организации может по совместительству занимать оплачиваемые должности в других фирмах. Но прежде ему нужно получить на это согласие уполномоченной структуры компании по основному месту работы либо собственника ее имущества (ст. 276 ТК РФ).

Вполне вероятно, что фирмы, у которых один и тот же руководитель, могут связывать торговые отношения. Очевидно, что и документы по сделке от имени обеих компаний будет заверять он. Получится, что и за покупателя, и за продавца распишется один и тот же человек. Будет ли такой договор правомерным? Попробуем в этом разобраться.

Так считают судьи

На первый взгляд, директор двух фирм не вправе заключать договор между ними. Ведь предполагается, что он одновременно является коммерческим представителем обеих компаний (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Однако судьи считают, что если от имени двух фирм сделку заключает один руководитель, то он действует в качестве управляющей структуры каждой из них (ст. 53 ГК РФ). В свою очередь, последнюю нельзя рассматривать как самостоятельный субъект гражданских правоотношений. Следовательно, и выступать представителем фирмы «двойной» начальник не может. Поэтому, когда директор, который одновременно возглавляет обе компании, заверяет документы по сделке между ними, считается, что ее заключают сами фирмы. Таким образом, норму о коммерческом представительстве в данном случае «генеральный» не нарушает (постановление Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2005 г. № 6773/05).

«Зависимые» фирмы

Компании следует считать зависимыми друг от друга только в случае, если отношения между ними влияют на условия или результаты их работы (п. 1 ст. 20 НК РФ). Единственное возможное негативное последствие зависимости – инспекторы получат право контролировать цены по сделкам между такими фирмами (ст. 40 НК РФ). Понятие об аффилированных субъектах введено в налоговое законодательство лишь для того, чтобы компании не могли занизить свою налогооблагаемую базу. Во всех остальных случаях взаимозависимость фирм значения не имеет (постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 декабря 1999 г. № Ф03-А51/99-2/1721).

Допустим, одна компания продает товары, работы или услуги другой аффилированной фирме по цене, которая меньше себестоимости. Фактически первая из них занижает свой реальный финансовый результат. Как следствие, ее налоговая нагрузка снижается. Если контролеры докажут, что цены в договоре между двумя зависимыми компаниями отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов, то они имеют право доначислить налоги и пени каждой из них (п. 3 ст. 40 НК РФ). Последние рассчитывают исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от недоплаченных сумм за каждый день просрочки. При этом взыскать штраф за неуплату налогов с компаний инспекторы не могут (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Таким образом, прежде чем начислить фирмам налоги и пени, проверяющие должны сначала доказать, что они являются взаимозависимыми и цены по сделке между ними отличаются от рыночных (письмо УМНС по г. Москве от 25 декабря 2001 г. № 03-12/59866).

Как определить рыночные цены

Стоимость товаров, работ или услуг по договору между аффилированными компаниями следует считать соответствующей рыночным ценам, пока не доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ). На практике сделать это достаточно сложно, о чем свидетельствуют существующие судебные дела (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 30 августа 2004 г. № Ф03-А51/04-2/2073). Ведь точный порядок расчета рыночных цен нигде не определен. Как правило, фирмы устанавливают стоимость товаров, работ или услуг на основе их себестоимости с учетом торговой наценки или скидки (п. 3–11 ст. 40 НК РФ). Размер надбавки компания определяет самостоятельно в зависимости от конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения на товар, работы или услуги, их качества и потребительских свойств. При расчете рыночных цен проверяющие вправе учитывать только договоры между фирмами, которые нельзя признать аффилированными (п. 8 ст. 40 НК РФ).

Если контролеры не смогли доказать, что стоимость сделки между зависимыми компаниями отличается от рыночной, суд посчитает их решение доначислить фирме налоги и пени недействительным (п. 4 письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71). То, что организация продала товары, работы или услуги по цене ниже себестоимости – еще не основание для штрафов. Более того, инспекторы обязаны принимать во внимание особенности каждой сделки между аффилированными компаниями. В частности, количество или объем товаров, услуг, сроки договора, условия платежей, ценовую политику фирм, их месторасположение и т. д. Ведь организации могут заключать сделки по специальным ценам вовсе не для уменьшения своей налоговой базы. Например, если компании необходимо срочно продать какое-либо имущество, она может установить на него цену существенно ниже рыночной.

Однако аффилированным фирмам стоит заранее подготовиться к возможным вопросам инспекторов. Если стоимость товаров, работ или услуг, которые они продают, занижена по сравнению с рыночными ценами, это необходимо документально обосновать. Например, организация может представить контролерам отчеты отдела маркетинга, положения о ценовой политике компании, о скидках и т. д.

Условия взаимозависимости компаний (п. 1 ст. 20 НК РФ):

  1. одна фирма непосредственно или косвенно участвует в другой;
  2. представитель первой организации подчиняется сотруднику второй по должностному положению;
  3. руководящие работники фирм-партнеров – супруги или родственники.

При расчете рыночной цены инспекторы учитывают скидки, которые вызваны:

  • сезонными и другими колебаниями спроса на товары, работы или услуги;
  • потерей продукцией потребительских свойств;
  • истечением (или приближением даты окончания) сроков годности товаров;
  • маркетинговой политикой фирмы, в том числе продвижением новых товаров, которые не имеют аналогов, или выходом на новые рынки;
  • продажей опытных моделей и образцов товаров.

Назначение на руководящую должность – это не только приятное и важное событие в карьере, но и тяжёлая, ответственная ноша. Чтобы кресло в дальнейшем «не жало», новоиспечённому начальнику без опыта стоит освоить целый ряд навыков, научиться общаться с подчинёнными. Как стать руководителем – коммуникабельным и эффективным? Какие качества для этого нужно развить? Кто поможет с обучением? По какому принципу надо выстраивать взаимодействие с подчинёнными?

Как организовать рабочий процесс?

Умение сконцентрировать внимание сотрудников на достижении общей цели – одно из ключевых профессиональных качеств руководителя. Как показывает практика, подчинённые, имеющие представление о конечном итоге деятельности всего коллектива, более мотивированы, заряжены командным духом. Бывает, что предполагаемый результат сильно отсрочен по времени, что, несомненно, подрывает стимул работать. В этом случае начальник может вместо долгосрочной цели поставить перед работниками отдела (предприятия) ряд промежуточных задач.

Игнорирование целеполагания – не единственная проблема менеджмента. Распространённой ошибкой руководителя без опыта является стремление взять на себя часть функций подчинённых, а также контролировать каждый шаг работников. В то же время у эффективного управленца на выполнение текущих обязанностей и дел уходит не более 25% времени. Большая же часть его усилий направлена на организацию процесса:

  • разработку стратегии фирмы;
  • оптимизацию организационной структуры;
  • повышение профессиональной компетентности подчинённых.

В компании, где правильно подобран штат и отлажено взаимодействие персонала, руководителю не приходится отвлекаться от глобальных задач: с повседневной рутиной справляются работники.

Впрочем, контроль со стороны начальника всё-таки важен. Давая распоряжение подчинённым, руководитель должен следить за выполнением поставленных задач. Также нельзя вначале дать поручение, а затем, не дождавшись итогов, его отменить, переориентировав сотрудника на реализацию другого проекта. В сознании подчинённых должна четко улавливаться связь между целью и результатом. И дело здесь не только в мотивации, но и в самоощущении работника: накопившиеся незавершенные дела отвлекают от текущих задач, создают атмосферу психологического дискомфорта. Выходом из ситуации, когда загруженность мешает некоторым сотрудникам сосредоточиться, может стать перераспределение работы.

Как развить качества руководителя и управленческие навыки?

Можно стать руководителем, но так и не вырасти профессионально. А между тем конкуренция среди работников высшего эшелона на рынке труда достаточно серьёзная. Новое поколение управленцев отличается большей практичностью, мобильностью и независимостью мышления. Естественно, меняется и облик современного руководителя. Теперь недостаточно быть просто начальником: надо совмещать в одном лице организатора, наставника и лидера.

Какие качества следует развивать, чтобы по-настоящему стать руководителем?

  • Административные и технические навыки, умение подбирать команду, выстраивать отношения с персоналом и партнёрами.
  • Быть коммуникабельным, восприимчивым и критичным к новой информации. Уметь презентовать себя, находить подход к сотрудникам.
  • Иметь инновационный потенциал, то есть мыслить категориями будущего, видеть перспективу, стремиться к переменам и оптимизации рабочего процесса, быть готовым к риску.
  • Лидерские качества – группа психологических свойств, помогающая завоевать высокий статус в коллективе (уверенность в себе, надёжность, последовательность, активная жизненная позиция, решимость).
  • Репутационная составляющая (честность, соблюдение этических норм, ответственность). Устойчивость к стрессам и фрустрациям.
  • Стратегическое мышление – способность ставить цели и задачи, прогнозировать результаты, последствия своих и чужих действий.

Для развития управленческих навыков необходимо, прежде всего, желание. Учителями новоиспечённого начальника могут быть вышестоящие авторитетные и опытные руководители. Если таковых в компании нет, за помощью можно обратиться к представителям другой организации. Не стоит забывать и о великой силе самообразования. Повысить компетентность помогут вебинары, тренинги, семинары, чтение развивающей литературы.

Настольными книгами руководителя могут быть следующие работы:

  • Аллен Дэвид «Как привести дела в порядок»;
  • Друкер Питер «Эффективный руководитель»;
  • Кови Стивен «Четыре правила эффективного лидера»;
  • Фокс Джеффри «Как стать первоклассным руководителем»;
  • Рысев Николай «Технологии лидерства»;
  • Саттон Роберт «Искусство быть хорошим руководителем».

Стили управления: как общаться с подчинёнными

Стиль общения руководителя с подчинёнными во многом зависит от характера начальника и специфики деятельности компании. Если человек, возглавляющий отдел (предприятие), убеждён, что люди не любят трудиться, больше всего хотят защищенности и не имеют амбиций, он управляет в автократической манере. Такая модель предполагает высокую степень централизации власти и контроля, применение в качестве стимула принуждения.

Руководителю-демократу больше по душе командная работа. Апеллируя к сотрудникам, он учитывает, прежде всего, их потребности в самовыражении и принадлежности. Он не навязывает своё представление работникам, но контролирует результаты их деятельности. При демократическом стиле управления полномочия максимально делегированы персоналу, между начальником и подчинёнными выстраиваются уважительные отношения.

Имея склонность пускать все на самотёк, руководитель, скорее всего, выберет либеральную модель взаимоотношений. При таком стиле подчинённые получают абсолютную свободу, а начальник играет роль координатора. Руководителя-либерала отличают вежливость, толерантность, доброжелательность, готовность выслушать критику в свой адрес и восприимчивость к чужим идеям. С другой стороны, ему не хватает настойчивости, решительности, требовательности к подчинённым.

В реальной жизни все три стиля управления в чистом виде не встречаются. Более того, в разных обстоятельствах один и тот же руководитель может вести себя как автократ, демократ или либерал. Его модель общения может со временем трансформироваться под воздействием традиций, сложившихся в коллективе, а также внутренних посылов, поставленных перед ним задач и требований.

Независимо от того, какой стиль управления руководитель выбирает, с подчинёнными он должен быть корректен и вежлив. Необходимо позволять сотрудникам высказывать свою (возможно, сильно отличающуюся) точку зрения. Когда кто-то из персонала допускает ошибку, худшее, что может сделать руководитель, – прилюдно унизить и оскорбить провинившегося. Хороший управленец все замечания к сотруднику выскажет наедине, без крика и ругательств. В то же время быть внимательным к чувствам других людей – вовсе не значит терпеть их некомпетентность, поэтому с нерадивыми работниками нужно без промедления расставаться.

«Разница между умным и мудрым: умный с большим умом выкручивается из ситуации, в которую мудрый не попадает».

Жванецкий М.М., Собрание произведений в 4-х томах, Том 1 (Шестидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 148.

«Ум и талант не всегда встречаются. А когда встречаются, появляется гений, которого хочется не только читать, но и спросить о чем-то».

Жванецкий М.М., Собрание произведений в 4-х томах, Том 2 (Семидесятые), М., «Время», 2001 г., с.14.

«Когда мы добьёмся, что руководитель, специалист, интеллигент будет один и тот же человек, мы постараемся, чтоб он нам сказал: «Спасибо, ребята!»»

Жванецкий М.М., Собрание произведений в 4-х томах, Том 2 (Семидесятые), М., «Время», 2001 г., с.18.

«Потому что иногда подвиг одного - это преступление другого».

Жванецкий М.М., Когда нужны герои / Собрание произведений в 4-х томах, Том 2 (Семидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 206.

«Театр начинается с вешалки, вешалка с крючка, крючок с промышленности, то есть театр начинается с поисков руды».

Жванецкий М.М., Приветствие театру / Собрание произведений в 4-х томах, Том 2 (Семидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 272.

«Я впервые почувствовал, что есть правда в словах застоя: «Разрешите высокое звание, присвоенное мне, считать заслугой всего коллектива нашего прославленного ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почёта» многострадального народа многонациональной России».

Жванецкий М.М., Собрание произведений в 4-х томах, Том 3 (Восьмидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 32.

«Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный. Единственное - потом не знают, что делать».

Жванецкий М.М., Собрание произведений в 4-х томах, Том 3 (Восьмидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 36.

«Публика вообще смеяться хочет. Публика деньги платит, чтоб на её глазах все громить, критиковать, публика хочет, чтоб на её глазах жизнью рисковали, она за это по рублю даст».

Жванецкий М.М., Неужели снова хорошо? / Тяжёлый характер / Собрание произведений в 4-х томах, Том 3 (Восьмидесятые), М., «Время», 2001 г., с.64.

«Чем отличается художник от нехудожника?
Этому не плати - он будет писать.
Тому плати - не будет».

Жванецкий М.М., Собрание произведений в 4-х томах, Том 3 (Восьмидесятые), М., «Время», 2001 г., с.278.

«Не знаю, как растёт публика. Но я видел, как опускаются актёры».

Жванецкий М.М., Актёр / Собрание произведений в 4-х томах, Том 4 (Девяностные), М., «Время», 2001 г., с. 62.

«Оттого что у меня не получались плевки наверх, я считал себя бездарным. Сейчас перестал. Это несложно, плевать туда вместе с миллионами, ничего не предлагая и не зная как, не зная куда».

Жванецкий М.М., Переменная облачность. Возможно солнце / Собрание произведений в 4-х томах, Том 4 (Девяностные), М., «Время», 2001 г., с. 404.

«Консерватор - тот, у которого нет идей. Реакционер - тот, который от этого свирепеет».

Жванецкий М.М., Переменная облачность. Возможно солнце / Собрание произведений в 4-х томах, Том 4 (Девяностные), М., «Время», 2001 г., с. 405.


Александр Макаров

Тема организации работы подчиненных настолько обширна и серьезна, что к ней стоит приступать обстоятельно.

И начать нужно с вопроса «а зачем вообще требуется организовывать работу?».

Вопрос отнюдь не праздный - ведь в большинстве компаний присутствует лишь организованный бардак, результаты достигаются через «подвиг», тем не менее, зарплата выплачивается, как правило, регулярно. Значит, такое отношение к организации труда и продаж тоже имеет право на существование.

Итак, с одной стороны есть расходы времени на упорядочение, с другой - ручное управление в режиме штопки, помня о том, что «где тонко, там рвется».

Мы помним, что любая управленческая функция должна носить сугубо прикладной, прозаичный характер. И ценность организация будет представлять только тогда, когда единожды организовав, не придется переорганизовывать.

В идеале нам требуется отсутствие прямого управления по повторяющимся ситуациям, операциям и процедурам. Обеспечить это - цель второй управленческой функции.

В отличие от этой цели, цель «сделать так, чтобы все успеть/выполнить/отгрузить» является узкоспециальной задачей, чтобы не надрали место пониже поясницы и управленческой функцией не является?

На благородном пути исполнения функции организации, руководителя подстерегает немало преград.

Главные из них связаны с тем, что он не понимает, чем Руководитель отличается от Исполнителя и потому предпочитает делать за исполнителей их же работу.

Например, большинство руководителей уверены, что они отличаются от исполнителей

  1. своим местом на карьерной лестнице (хотя по отношению к своим руководителям выглядят так же);
  2. мерой ответственности (хотя мера ответственности прямо соотносится с компенсацией за нее - за большее отвечаешь, больше и платят);
  3. тем, что ставят задачи и отдают поручения (хотя любой квалифицированный исполнитель делает тоже самое - смежникам и коллегам).

Но тогда чем же?

Руководитель от исполнителя отличается двумя принципиальными вещами:

  1. его основной инструмент - не личное время или знания, а время и квалификация других людей (сотрудников).
  2. Руководитель - тот, кто создает определенность своим подчиненным в широком смысле этого слова.

На пути этого «фазового» перехода от состояния «меня назначили руководителем» и «я являюсь руководителем» происходит изменение/слом ряда верований и стереотипов, частью которых мы поделимся ниже:

Вера в то, что я все успею, не используя время подчиненных

У некоторых эта вера проходит после 2-3-го аврала, когда сам сидишь до 9 вечера, а сотрудники уходят с работы в 18:00. У более толстокожих - после появления глазного тика или (чур вас, чур!) язвы желудка. Вы самый опытный, но для решения задач малопродуктивно размазывать себя тонким слоем по тарелке в попытке решить/успеть/проверить все. Успех - в концентрации и в использовании времени других людей, как ресурса.

Вера в то, что сотрудники умеют читать мысли

Многие руководители предпочитают копить мысли (как правило, не «душевные») про качество работы и отношение к ней со стороны сотрудников в глубине своей ранимой души. Копят себе и копят. Сотрудник, видя со своей стороны ровное, хоть и несколько раздраженное отношение считает, что у руководителя… Да мало ли что может быть у руководителя! Раз прямых претензий нет, значит все нормально, ну а трудное выражение лица - личное дело шефа. Поэтому внезапный эмоциональный взрыв («накопилось!») является для напортачившего подчиненного полной неожиданностью. К тому же он «получает по полной», поскольку выступает громоотводом.

Мораль: присмотритесь - если у подчиненных на макушке не торчат зеленые антенны, значит они не научились еще читать мысли. Выражайте свое недовольство (и «довольство») прямо и недвусмысленно к месту, а не потом.

Знает столько же, сколько я про поставленные задачи и вообще

Следствие: можно сказать ему «займись этим вопросом и доложишь мне о результатах» и все будет в лучшем виде?.. Ах, если бы, ах, если бы - не жизнь была, а песня бы (мультфильм «Летучий Корабль» помните? :)).

Пример в тему: образованные европейцы боятся садиться за руль в России не потому что у нас дороги плохие, а потому что на них отсутствует разметка в принципе.

Вера в то, что действует объяснение с первого раза

Между непониманием и пониманием, возможно, и есть разница в одно объяснение. А вот между объяснением, делать как надо, и привычкой, делать как надо, существует несколько десятков (30-40) повторов, желательно на своей шкуре. Человек - существо научаемое, но научаемое медленно. Кто не верит - проверьте. Знаете, какая максимально разрешенная скорость на дорогах наших городов? Сколько раз вы платили штраф за превышение? С какой крейсерской скоростью вы продолжаете двигаться по улицам на машине после повышения штрафов?

Вера в то, что «они» должны работать так же интенсивно как я, и также радеть за дело, как я

Сотрудники работают в данной компании по своим причинам, а не по вашим. Великолепно, если мотивы работы и работоспособность у вас и у подчиненных совпадают. Но чаще это не так. «Обида» за это ухудшает ваш контакт с людьми и, соответственно, их отдачу. Помните простое правило: не старайтесь развивать в сотрудниках нужные вам качества (особенно, если их у них нет), старайтесь развивать сильные стороны подчиненного и эксплуатировать их по полной программе. Остальные - пусть будут на уровне приемлемости.

Что подчиненным видно столько же, сколько и мне (величина горки)

Проведите эксперимент: посмотрите как далеко вам видно вдаль с первого этажа дома и с последнего (например, девятого). Есть разница?

Когда руководитель начинает отдавать распоряжения, ставить задачи, принимая за само собой разумеющееся то, что подчиненный представляет находящимся за тремя рядами гаражей и железнодорожной насыпью, он почти всегда обрекает себя на недочеты, уточнения и срыв сроков, ведь исполнитель знает о существовании первого ряда гаражей и только их принимаем в расчет.

Вера в то, что эти же самые сотрудники будут работать вечно

Совершенно иррациональное чувство, как правило, проходящее после первого массового одновременного (2-4 человека) увольнения тех, кого выпестовал, взрастил, вскормил из ложечки, а они...


Руководитель, переболевший этими стереотипами и верованиями может достаточно успешно исполнять свою основную работу - эффективно руководить подчиненными.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации