УДК 811.161.1"06
Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморский инженерный институт
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков
WAYS OF EXPRESSION OF EMOTIONS IN SOCIAL NETWORKS
Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea Engineering Institute
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department
(с) Смагина Елизавета Сергеевна, 2017
магистрант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, Россия
Аннотация . В статье рассматриваются основные способы передачи невербальной информации, чувств и эмоций в процессе интернет-коммуникации. Описаны особенности использования эмотиконов (смайликов), демотиваторов, эдвайсов.
Ключевые слова : интернет-коммуникация, невербальное общение, эмотикон, эдвайс, демотиватор.
Рис. 2. Демотиватор
Рис. 3. Эдвайс
В нашей работе мы определяем демотиватор как прецендентный текст (термин
Ю.Н. Караулова), поскольку он значим для участников коммуникации в информативном плане с одной стороны и в эмоциональном — с другой. Изображённый на рисунке 2 демотиватор относится к числу побуждающих к действию, воодушевляющих на совершение определённого поступка. Картинка или фотография, являющаяся составной частью демотиватора, усиливает воздействие на пользователей социальных сетей.
«Эдвайс » — креализованный текст, состоящий из изображения определённого персонажа на квадратном поле (часто — многоцветном) и подписи, отражающей типичное мышление или поведение этого героя, какую-либо ситуацию из его жизни (см. рис. 3) .
Е.А. Нежура в своём исследовании отмечает, что данные персонажи являются усреднёнными портретами представителей некоторых профессий (Проницательный Психолог, Филологическая Дева), социальных слоёв (Типичный Иммигрант, Типичный школьник); нередко «эдвайсами» становятся животные или фантастические персонажи (Ленивец, Типичный Кот, Злой енот и др.). Изображения этих героев ложатся в основу множества креализованных текстов, называемых «эдвайсами», где отражены стандартные жизненные ситуации. Эффект подобных текстов неизменно комический, что отличает их от демотиваторов. При этом в серии «эдвайсов» изменяемой частью является надпись, а фон и изображение остаются, за редким исключением, стандартными .
В зависимости от типа главных героев «эдвайса» меняется и характер воздействия на его читателя или получателя. Он может быть иронический, саркастический, с положительной окраской или отрицательной — это уже во многом зависит от контекста. Изображение на рисунке 3 южноамериканского животного приобрело символичное и метафоричное значение. Оно включает в себя понятия «ленивый», «малоподвижный», «лодырь» и другие синонимы из того же семантического поля. Получатель «эдвайса» «Ленивец» может понять его как иронию или сарказм, направленные в его сторону, или же расценить не больше, чем шутку.
Таким образом, наше исследование позволило сделать несколько важных выводов.
В интернет-коммуникации воздейственность адресата на адресанта может осуществляться не только языковыми средствами, но и невербальными, неязыковыми. Передача эмоциональной составляющей в интернет-коммуникации может происходить с помощью «смайликов», «демотиваторов» и «эдвайсов». Они могут производить совершенно противоположный эффект: создавать в диалоге минорную или мажорную тональность, воодушевлять к действию или, наоборот, остерегать от него. Тема нашего исследования может стать интересной и обсуждаемой на внеклассных уроках в средней и старшей школе, поскольку ученики 7-11 класса — самые активные участники интернет-коммуникации и постоянные пользователи социальных сетей.
Выходные данные:
СМАГИНА Е.С. Невербальные способы воздейственности в интернет-коммуникации [Электронный ресурс] / Метеор-Сити: научно-популярный журнал, 2017. N 2. Спец. выпуск по материалам заочной международной интернет-конференции «Проблемы филологических исследований» (8.02–8.03.2017, ЮУрГГПУ, г. Челябинск).
Солгалов Илья Владимирович, Золотых Евгений Васильевич
В результате широкого распространения виртуального общения человечество изобрело способ передачи эмоций в кратких телекоммуникационных сообщениях с помощью графических изображений - смайликов. Недостаточная изученность роли смайлов как способа передачи эмоций в виртуальном общении обусловила актуальность настоящей
Материалом для исследования послужили: смайлы, используемые в электронных сообщениях разных типов (почта, форум, чат), компьютерных программах телекоммуникации: Qip, ComFort, Mail-agent, - всего 950 единиц; данные опроса. В ходе исследования были использованы такие методы как: изучение и анализ источников информации, классификация, опрос, анализ собранных данных.
В век информации широкий размах приобрело человеческое общение через средства телекоммуникации: Интернет, электронную почту, форум, ICQ и другие, упрощающие связь между людьми через огромные расстояния. Виртуальное общение предполагает лаконичность фраз и не всегда за кратким текстом улавливается эмоциональная окраска сказанного, возникает опасность недопонимания собеседника. Потребность найти способы передачи эмоций в кратких телекоммуникационных сообщениях привела к появлению смайликов. В настоящее время насчитывается огромное число смайлов, причем они теперь отражают не только эмоции и чувства, но различные состояния человека и даже разные объекты. Один такой символ может порой заменить целое предложение в тексте.
Исследовав смайлы, как способ выражения эмоций при общении через компьютерные средства телекоммуникации мы пришли к следующим выводам:
1. Человеческие эмоции могут быть выражены: вербально, с помощью мимики, жестов и интонации. В письменной речи эмоции выражаются посредством пунктуационных знаков.
2. Общение через новые средства телекоммуникаций привели к возникновению нового способа выражения эмоций – с помощью знаков препинания и математических знаков – смайлов.
3. Многообразие смайлов позволяет классифицировать их: по способу изображения на знаковые, смайлы – символы, анимированные смайлы; по своему назначению на смайлы, выражающие эмоции, смайлы, выражающие категории людей, смайлы выражающие физические и вербальные действия и др., по частоте применения на освоенные и неосвоенные.
4. Наиболее употребляемые в настоящее время смайлы – анимированные. Среди смайлов, выражающих эмоции доминируют 2 типа смайлов – улыбающийся и грустный. Широкое применение из знаковых получили смайлы, в которых для выражения эмоций или понятий не требуется большое количество знаков.
5. В современных телекоммуникациях, требующих высокой скорости реакции и лаконичности, при неформальном общении сложно обойтись без смайлов, так как они заключают в себе целые понятия, для выражения которых вербальным способом потребовалось бы несколько строк. Более того, красноречивые смайлы придают высказыванию соответствующую интонационную окраску и помогают избежать недопонимания.
6. На наш взгляд, чрезмерное увлечение смайлами может привести к оскудению словарного запаса и обесцвечиванию человеческой речи.
Секция: психология/социология
Название работы: « »
Золотых Евгений Васильевич (11 класс)
Научный рук.: Григорян Арман Фрунзикович,
учитель истории и обществознания высшей
Квалификационной категории, руководитель
НОУ «ПОКОЛЕНИЕ»
Ставрополь, 2011
« Смайлы и их возможности при виртуальном общении »
Солгалов Илья Владимирович, Золотых Евгений Васильевич
Ставропольский край Грачевский, МОУ «СОШ№6», 11 класс.; науч.рук учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Григорян Арман Фрунзикович
«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, - какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос...»
В.Набоков
Актуальность проблемы.
В результате широкого распространения виртуального общения человечество изобрело способ передачи эмоций в кратких телекоммуникационных сообщениях с помощью графических изображений - смайликов. Недостаточная изученность роли смайлов как способа передачи эмоций в виртуальном общении обусловила актуальность настоящей работы.
Объект исследования : человеческие эмоции и способы их выражения
Предмет исследования : смайлы как способ графического выражения эмоций в виртуальном общении.
Цель работы: Изучить смайлы и их возможности для передачи человеческих эмоций при виртуальном общении.
Задачи:
Материал и методы исследования:
Материалом для исследования послужили: смайлы, используемые в электронных сообщениях разных типов (почта, форум, чат), компьютерных программах телекоммуникации: Qip, ComFort, Mail-agent, - всего 950 единиц; данные опроса. В ходе исследования были использованы такие методы как: изучение и анализ источников информации, классификация, опрос, анализ собранных данных.
Программа исследования включала:
1. Изучение понятия человеческих эмоций, классификации эмоций и способов их выражения.
2. Изучение истории возникновения смайлов.
3. Сбор смайлов, употребляемых в телекоммуникационных сообщениях, их анализ.
4. Составление классификации смайлов.
5. Сбор информации об использовании смайлов при виртуальном общении.
Введение
В век информации широкий размах приобрело человеческое общение через средства телекоммуникации: Интернет, электронную почту, форум, ICQ и другие, упрощающие связь между людьми через огромные расстояния. Виртуальное общение предполагает лаконичность фраз и не всегда за кратким текстом улавливается эмоциональная окраска сказанного, возникает опасность недопонимания собеседника. Потребность найти способы передачи эмоций в кратких телекоммуникационных сообщениях привела к появлению смайликов. В настоящее время насчитывается огромное число смайлов, причем они теперь отражают не только эмоции и чувства, но различные состояния человека и даже разные объекты. Один такой символ может порой заменить целое предложение в тексте.
1. Человеческие эмоции и способы их выражения
1.1 . Эмоции - реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающую все виды чувствительности и переживаний. Эмоции связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Многие ведущие психологи: П.В. Симонов, Г.А. Вартанян, В.К. Вилюнас, И.А. Васильев и другие, - занимались проблемой эмоций. В настоящее время не существует общепринятой единой теории эмоций, существует ряд класс-сификаций эмоций по различным основаниям. Так, выделяют эмоции ведущие и ситуативные; с точки зрения влияния на человеческую деятельность - стенические и астенические ; К.Е.Изард выделяет 8 основных эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд (таблица № 1).
1.2. Способы выражения эмоций
1.2.1. Выражение эмоций с помощью мимики, жестов, интонации. Для выражения разнообразных эмоций человек обладает широким набором «инструментов»: эмоции можно выразить вербально, с помощью интонации, мимики и жестов. В состоянии эмоционального возбуждения обычно меняется интонация - возрастает или ослабевает сила голоса. Мимика и жесты помогают человеку красноречиво выразить свои эмоции. Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад Чарльзом Дарвином.
1.2.2. Выражение эмоций в письменной речи с помощью знаков препинания.
Одним из средств выражения человеческих эмоций в письменном тексте являются знаки препинания, математические и иные знаки. Пунктуация –сложная и богатая система, которая таит в себе большие возможности пере-дачи различных эмоций: с помощью вопросительного, восклицательного знаков, тире, многоточия можно выразить сильное эмоциональное возбуждение, возмущение, восторг, радость, гнев. И все-таки, еще В. Маяковский отмечал, что при таком богатстве оттенков, которые способны придавать тексту знаки препинания, их недостаточно для полноценного выражения человеческих эмоций в письменном высказывании.
2.1 . В ХХ веке новые технологии и средства телекоммуникаций заставили человека изобрести еще один очень красноречивый способ выражения эмоций с помощью знаков и символов – смайлики.
Под смайлом ("smile" (англ.) - улыбка) или эмотиконом ("emoticon" (англ.) - акроним "emotion" и "icon": эмоция и пиктограмма) понимается символ, состоящий из последовательности знаков письма (букв, цифр, знаков пунктуации и т.д.), обозначающий какое-либо понятие или эмоциональное отношение в письменной речи. Смайл не зависит от языка и не подчиняется его грамматическим правилам, являясь интернациональным понятием. Одним из основных назначений смайла является выражение на письме невербальной информации (эмоций), передаваемой в устной речи мимикой и интонацией. Авторство первых смайлов приписывают нескольким людям – Кевину Мэкензи, Скотту Фалману, Харви Болу.
2.2. Употребление смайлов при общении через средства телекоммуникации. Классификация смайлов.
В Интернете принято общаться быстро. Чтобы выразить свои чувства, пользователи компьютерных сетей выработали специальные средства - легко воспроизводимые с помощью клавиатуры значки для выражения эмоций с помощью знаков препинания, математических и иных знаков. С развитием виртуального общения появились смайлы не только отображающие эмоции, но и разные категории людей, животных, предметов и понятий. Проанализировав встречающиеся нам смайлы, мы выделили признаки, по которым их можно классифицировать: частота использования смайлов, способ изображения смайла, назначение смайлов. По частоте использования смайликов можно выделить освоенные (стабильно применяя-ющиеся) и не освоенные. По способу изображения смайликов можно выделить 3 группы: смайлы, изображаемые с помощью знаков - :); смайлы, изображаемые с помощью символов - ☺; анимированные смайлы - .
По своему назначению мы выделили следующие группы смайлов: смайлы, отражающие чувства, смайлы, отражающие физические действия, особенности человеческой внешности, разные категории людей, род занятий, животных, разные предметы. (таб. 3- 6)
2.3. Использование смайлов при общении посредством информационно-коммуникационных программ.
С целью получения информации об использовании смайлов нами был проведен опрос среди школьников 14-16 лет и взрослых. В результате опроса было выявлено следующее: 56% опрошенных пользуются смайлами, не используют 20%, иногда используют 24%. 41% предпочитают использовать анимированные смайлы, 34% - символ, 25% - знаки. Из всех типов эмоций 92% опрошенных чаще всего используют смайлики для выражения радости, 4% - грусти. 2% - смайлик-подмигивание, 2% - другие смайлики с различным назначением. Доминирование двух смайлов объясняется, на наш взгляд, тем, что они очень просты в употреблении и людям мало известны другие смайлы. 58% опрошенных считают, что Смайлы способствуют лучшему донесению интонации и смысла сообщения, сохраняя его лаконичность, делают его эмоциональным, ярким, образным. 51% респондентов не представляют себе общение без смайлов.
Выводы
Исследовав смайлы, как способ выражения эмоций при общении через компьютерные средства телекоммуникации мы пришли к следующим выводам:
1. Человеческие эмоции могут быть выражены: вербально, с помощью мимики, жестов и интонации. В письменной речи эмоции выражаются посредством пунктуационных знаков.
2. Общение через новые средства телекоммуникаций привели к возникновению нового способа выражения эмоций – с помощью знаков препинания и математических знаков – смайлов.
3. Многообразие смайлов позволяет классифицировать их: по способу изображения на знаковые, смайлы – символы, анимированные смайлы; по своему назначению на смайлы, выражающие эмоции, смайлы, выражающие категории людей, смайлы выражающие физические и вербальные действия и др., по частоте применения на освоенные и неосвоенные.
4. Наиболее употребляемые в настоящее время смайлы – анимированные. Среди смайлов, выражающих эмоции доминируют 2 типа смайлов – улыбающийся и грустный. Широкое применение из знаковых получили смайлы, в которых для выражения эмоций или понятий не требуется большое количество знаков.
5. В современных телекоммуникациях, требующих высокой скорости реакции и лаконичности, при неформальном общении сложно обойтись без смайлов, так как они заключают в себе целые понятия, для выражения которых вербальным способом потребовалось бы несколько строк. Более того, красноречивые смайлы придают высказыванию соответствующую интонационную окраску и помогают избежать недопонимания.
6. На наш взгляд, чрезмерное увлечение смайлами может привести к оскудению словарного запаса и обесцвечиванию человеческой речи.
Список литературы
Приложение
Таблица № 1. Классификация эмоций по К.Е.Изард.
эмоция | Характеристика эмоции |
Радость | Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточного полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной. |
Удивление | Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. |
Страдание | Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. |
Гнев | Эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. |
Отвращение | Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. |
Презрение | Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях |
Страх | Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. |
Стыд | Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. |
Рис.1. Использование смайлов
Рис.2. Использование типов смайлов по способу их изображения
Таблица № 2. Классификация смайлов по способу изображения
эмоция | Смайл знаковый | символ | анимированный |
Радость | :-) :-))) :-D:-d XD | ||
Удивление | :-0:- 8-O или =-O | нет | |
Страдание | :`-( :-t :-e :C :- ( | нет | |
Гнев | >:-(:-{ :-{{ :-E:F | ||
Отвращение | :-! :-\ | ||
Презрение | (:-& | нет | |
Страх | нет | ||
Стыд | нет | нет |
Классификация смайлов по их назначению
Angry | сердитый, недовольный |
|
Angry face | рассерженный, раздражённый |
|
:-{{ | Angry Very | разгневанный |
Annoyed | недовольный; раздражённый |
|
Crying Confused | плачущий смущенный |
|
Disappointed | разочарованный |
|
Embarrased | Озадаченный |
|
:-@! | Cursing | проклятие |
Been up All Night | Не спал всю ночь |
Baby | ребёнок, младенец |
|
Drinking every night | Пьющий беспробудно |
|
<:-l> | Dunce | Болван, тупица |
O:-) | Angel | ангел |
Cyclops | циклоп |
|
alcoholic | алкоголик |
|
money-bags | богач |
|
mischief-maker | озорник |
|
?:-) | philosopher | философ |
:-)>+ | Christian | христианин |
banker | банкир |
|
boxer | боксёр |
|
(:)-) | diver | водолаз |
|:-]| | commander | военачальник |
d."v | cowboy | ковбой |
8:-) | sorcerer | колдун |
<:-> | cosmonaut | космонавт |
E-:-) | radioamateur | радиолюбитель |
+-:-) | clergyman | священник |
C=:-) | Chief | Шеф, начальник |
Clown | клоун |
o-S- | бежать |
|
^)^ ^(^ | converse | беседовать |
кричать |
||
weep | плакать |
|
, -) | wink | подмигивать |
laugh | смеяться |
|
o-Z- | dismount | спешить |
thank | благодарить |
|
tease | дразнить |
|
arrogant | надменничать |
|
mock | насмехаться |
|
brag | хвастаться |
Таблица № 6. Анимированные смайлы, отражающие эмоции и чувства
Анимированный смайлик | Его название (англ) | Его название (русск) | Выражаемая эмоция, чувство |
happy | счастливый | радость |
|
Схожу с ума | Гнев, ярость |
||
idiot | идиот | Возмущение, гнев |
|
love | люблю | Радость, любовь |
|
heart | сердце | Радость, любовь |
|
frown | хмурю | ||
crazy | Сумасшедший, чокнутый | Презрение, возмущение |
|
oops | Уупс, ой | используется для выражения разных эмоций |
|
yahoo | Иеху | Восторг, радость |
|
scare | страх | страх |
|
friends | друзья | Радость, любовь |
|
dance | Танцую (танец) | Радость, удовольствие |
|
heat | жарко | страдание |
|
rest | Отдыхаю (отдых) | удовольствие |
|
tough | круто | Удивление, одобрение |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Характеристика и способы коммуникации в Интернете. Особенности языка Интернет-общения как разновидности сленга, его характерные особенности. Средства выражения эмоций и интонаций в интернет-общении. Ознакомление с китайской лексикой молодежных чатов.
дипломная работа , добавлен 23.06.2012
Особенности виртуального общения и причины его популярности. Характерные отличия современного английского интернет-языка (молодежного сленга). Выявление причин необходимости в создании нового языка. Рассмотрение основных способов образования новых слов.
курсовая работа , добавлен 12.10.2014
Роль интернет-сленга в системе языка, его характерные отличия и способы образования. Понятие мема, фонетические средства выражения эмоций в интернет-сленге. Лексика с ярко выраженным эмоционально-оценочным значением. Лексика с переносным значением.
дипломная работа , добавлен 08.10.2015
Интернет-язык - особая форма существования языка в виртуальном пространстве. Влияние общения в сети на нормы русского языка. Анализ современной интернет-коммуникации. Отношение пользователей к проблеме грамотности, использование междометий и смайликов.
курсовая работа , добавлен 16.03.2014
Выявление характера и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет. Причины использования интернет-сленга при общении в социальных сетях. Сравнительный анализ отношения к интернет-сленгу детей и взрослых.
контрольная работа , добавлен 29.03.2016
Лексические, морфологические, синтаксические, графические особенности Интернет-текстов с сайта общения "Ответы@mail.ru" и никнеймов из Приложения для обмена короткими текстовыми сообщениями "Agent Mail.ru". Лингвокультура казахстанского Интернет-общения.
дипломная работа , добавлен 07.05.2014
Характеристика речевого поведения в Интернете. Структурные особенности, стилистика, механизмы формирования и функционирования Интернет-лексики в русском языке начала XXI века; становление технологий общения. Воздействие языка Рунета на повседневную речь.
курсовая работа , добавлен 18.01.2014