Ваш бизнес - От идеи до реализации

Что привезти из Петербурга - пышку, корюшку? Допустим, кусочек поребрика ещё можно (они продаются, так что даже не придётся отковыривать на память), но лучше всего - изделие Императорского фарфорового завода. Пожалуй, у каждого настоящего петербуржца дома есть чашечка с знаменитой кобальтовой сеткой. Или статуэтка или ещё что-то особенное.
Не так давно я смогла побывать на Императорском фарфором заводе и увидеть, как создаются знаменитые изделия и, конечно, та самая узнаваемая кобальтовая сетка.


Справка: Завод создан в 1744-м году (на 20 лет раньше, чем Эрмитаж!) по указу императрицы Елизаветы.
Произведения Императорского фарфорового завода входят в сокровищницу мирового фарфора и представлены в коллекциях лучших музеев мира

2

3
Так выглядит Кобальтовая сетка до обжига она чёрная:

4
В этом году завод отмечает 70-летие создания и 65-летие запуска в производство своего фирменного знака - сервиза «Кобальтовая сеточка».
А на всемирной выставке в Брюсселе за узор и форму “Тюльпан” сервиз получил золотую медаль.

5
Автор сервиза - художница Анна Яцкевич, она также придумала и официальный логотип Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова - ЛФЗ. Петербурженка, родившаяся в 1904 году, Анна Яцкевич всю блокаду оставалась в Ленинграде, работала, в 1944 году - к 200-летию Фарфорового завода - была награждена орденом Красной Звезды.

6
Анна Яцкевич при росписи решила попробовать кобальтовые карандаши - у них вместо графитного кобальтовый стержень. Сначала кобальтовые полосы чередовались с полосами, выполненными красной краской.

7
Существует множество теорий возникновения этого, ставшего традиционным, декора, но даже эксперты не знают точного ответа.
Может быть, его навеял «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны или хранящийся в заводском музее венский сервиз с так называемой трельяжной сеткой. Или воспоминания о рвущихся в небо перекрёстных лучах блокадных прожекторов и крест-накрест заклеенных окнах блокадного города.

8

9

10
Потом изделия отправляются в печь и сеточка становится синей:

11

12

13
Над таким блюдом художник работает около двух недель:

14
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Но каждый фарфор уникален и свой точный рецепт никто не разглашает.

15

16
Фарфор делят на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор.
Костяной фарфор отличается особой изысканностью, тонкостенностью и просвечиваемостью.
Фарформ обычно покрывают глазурью, а непокрытый называют бисквитом.
Все они выглядят по-разному

17
Это бисквит (аппетитные такие названия у фарфора - бисквит, глазурь)

18
Отходы производства:

19
Жидкую фарфоровую массу, шликер, заливают в гипсовую форму:

20
Сложные изделия делаются из нескольких деталей и скрепляются более густой фарфоровой массой:

21
Вот таким:

22
Детали:

23
Бракованные фигурки тоже выглядят круто, так и хочется унести (всё равно же брак, да?), но сотрудникам запрещено что-то забирать, потом это всё используется как сырьё для новых изделий

24
Гипсовая форма собрана из двух частей, чтобы потом можно было её разобрать и вынуть изделие.

25
Через какое-то время извлекают фигуру:

26
Фигурки по эскизам Шемякина:

27
А эту надпись, как сказал Игорь, надо вещать в ЗАГСе:

28
Формы для деталей:

29

30

31
Экземпляр из серии "Народы Российской империи":

32

33

34
А это глазурь. Перед тем, как опустить в неё изделие, надо перемешать до однородного состояния:

35

36
А потом туда окунают изделие, прямо так, без перчаток:

37

38

39
Даже ёмкости с красками со знаменитым декором:

40

41
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор.
Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Кобальтовую сеточку делают именно таким способом.


42
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.


43
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55
Красную краску потом снимут и на этих участках фарфор останется белым:

56

57

58
Для обжига используются печи, которые достигают 30-ти метров в длину.
Пожалуй, именно их бы я хотела увидеть. Да и вообще, пока мы шли по территории завода, на стенах мной были замечены фотографии с производства, выглядели они очень уж живописно и аутентично и я предвкушала, что сейчас тоже наснимаю чего-то такого.
Но оказалось, что эти фото были сделаны на "большом" производстве. Территория завода - 5 га, всё занято цехами, но существует и небольшой корпус, где собраны все фазы производства на маленькой территории, чтобы удобно было показывать и проводить экскурсии. Именно там мы и были.

59
На первом этаже находится магазин завода, туда может прийти каждый и купить что-то.
Загадка: как думаете, сколько стоит такая фигурка?

60
Серия с Ёжиком в тумане:

61
И с Маленьким принцем, продаётся в "Буквоеде", но тут ассортимент лучше:

62
Петербургские сувениры:

63

64

Взят у mitrofanova_m в Императорский фарфоровый завод

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Из чего сделан фарфор

Керамика

Настоящая керамика - темный, непрозрачный, остеклованный продукт и, если его разбить, всегда цветной, иногда коричневый и часто светло-серый.

Керамика свободно сочеталась с местным месторождением глины. Глина сама по себе обеспечивает переход порошка флюса в состояние остеклинения при температуре между 1100-1300’C.

В основном, настоящая керамика имеет нестандартные составляющие, но состоит в основном из натуральной глины. Обычно, добавления других компонентов не включены.

Керамика может производиться из очищенной глины, которая обычно придает темно-желтый цвет керамике, флюс затем добавляет остекленность продукту при требуемой температуре.

Посуда для запекания

Это условие свободно относится к изделиям, включая посуду для сервировки стола и кухонную посуду, которая может использоваться в печи и затем ставиться прямо на стол. Оба, глина и различные остекленные основы, иногда используются в этом направлении. В идеале, посуда для запекания должна быть сделана из остекленной основы, которая имеет низкую температурную расширения. Тем не менее, иногда, производится дешевая, низкого качества, не требующая сложного технологического процесса кухонная посуда из глины. Даже с посудой для запекания/ кухонной посудой нужно позаботиться и о самой посуде и об избежании неровного запекания, которое может быть причиной давления внутри предмета и увеличивает возможность термического шока.

Самые основные материалы, используемые для производства керамических изделий:

Глина может быть кремового или белого цвета, таким образом, кремовый оттенок содержит больший процент клубковой глины, белый оттенок содержит больший процент белой глины. Тип глиняной основы становится пористым при обжиге. Абсорбирует около 6-8% воды и становиться легче по весу.

Преимущество глины - в возможности неглазурованного обжига по меньшей мере 12-ти предметов за один раз. При глазурованном обжиге булавочные рычаги должны использовать отдельно на посуду; это причина создания стандарта марки 3-х булавок. Это также дает возможность захватить наибольшую поверхность при обжиге; основное отличие между глиной и другими основами в том, что фабрика может производить большие объемы пядями, делая продукцию очень привлекательной по цене для производства. Гляняная основа в основном не рекомендуется для использования в ресторанах и отелях, так как она портиться и у нее низкая защита от ударов по сравнению с другими основами.

Остеклованная глина

Эта характеристика относиться к основам, которые имеют абсорбацию воды менее чем 0,5%. Когда такая основа обжигается, это увеличивает прочность и уменьшает вероятность сколов, увеличивая срок использования посуды. Потому что, низкое термическое расширение будет придавать лучшие термические возможности.Эту продукцию можно рекоммендовать для использования в ресторанах и отелях, а так же для запикания.

Фарфор

Фарфор - белый, полупрозрачный остекленный продукт. Это, по существу, остеклененная глина, которая сочетается с белой обоженной глиной, что позволяет развивать белую полупрозрачную основу.

Не такой как большинство фарфоров, он обжигается при условиях окисления, основа становится остекленной при первом обжиге и глазурь применяется и доводится до полной готовности отдельно при последующем обжиге глазури.

Используя производственный метод, на фарфор часто наносится глазировка высокого качества, позволяющая наносить декор под глазурь.

Костяной фарфор

Костяной фарфор имеет основу черезвычайно белую, остеклененную и полупрозрачную. Марки изогнутой булавки не возможны на этой основе, и поэтому, каждый предмет должен устанавливаться на индивидуальные механизмы для установок и каждый предмет ставится на ножку. Как результат этого, нужно больше места в печи для обжига. К этому добавляется стоимость материала и костяной фарфор становиться одним из самых дорогих основ.

Фарфор

Слово фарфор используется, как термин, включающий в себя всю керамическую посуду, которая белая и полупрозрачная. Костяной фарфор может, например, быть включен в эту классификацию, хотя это, конечно, не фарфор.

Фарфор белое, полупрозрачное остеклененное изделие, которое обычно обжигается при пониженной температуре, как результат этого - сине-серый оттенок фарфора.

Фарафор может быть глазурованным и неглазурованным; неглазурованный фарфор можно использовать для производства фигурок. Процесс производства для глазурованного фарфора позволяет нанести декор в обжиг или в глазурь.

Твердая фарфоровая масса, самая типичная для фарфоровой посуды, первый обжиг она проходит при температуре 900-1000’С, придавая достаточную прочность основе, затем глазурь наносится на основу и обжигается при температуре от 1400’С до требуемой.

В состав мягкой фарфоровой массы входит больше флюса и меньше глины, это позволяет проводить обжиг глазури и основы вместе при более низких температурах 1250-1300’С.

Фарфор — это тончайшая керамика белого полупрозрачного цвета с синеватым оттенком, используемая для лепки посуды и скульптур.
Имеет второе название «поющая посуда», ударив о края которой, можно услышать мелодичный звон, как будто на дне её спрятаны тысячи бубенцов.
В наше время такие изделия являются предметами хорошего вкуса, атрибутом роскоши, это всегда «нестареющая классика», производящая впечатление не только, как предмет сервировки стола, но также и обладающая огромной ценностью.

Основой в производстве является фарфоровая масса, состоящая из глины коалин, полевого шпата и кварца.
Благодаря высокому температурному режиму обжига материал становится плотным, не имеющим пор. Изделия приобретают термическую прочность и в то же время лёгкость, не имеют подтёков и швов.

Родиной происхождения фарфора является Китай.
В период правления династии Тан VI-VII веках до нашей эры изготавливалась посуда в основном из нефрита, который считался довольно редким и дорогим камнем, а дешёвая глина и дерево — недолговечными.


Потребовалось несколько десятилетий, пока не была найдена в провинции Цзянси горная порода, образованная из кварца и слюды, получившая название фарфорового камня.
Первые изделия представляли из себя вытянутые кувшины с рельефным декором в голубых и зеленоватых тонах.
В IX веке до нашей эры Китай становится неофициально «фарфоровой столицей».
Начинается массовое производство посуды и экспорт в страны Европы и Восточной Азии.
Секрет производства многие столетия держался в строжайшей тайне, раскрыть которую удалось немецкому химику Бёттгеру.
Благодаря залежам белой глины в окрестностях Саксонии, он изготовил чашу и преподнёс её королю Августу Сильному.
С этого момента зазвучал и «саксонский фарфор». Тайна была раскрыта.

Классификация

Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.
Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.
Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.
Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.
При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.
Данный вид фарфора имеет несколько назначений:

  • хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
  • художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
  • промышленный – электроизоляционные материалы;
  • химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Костяной фарфор

Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.
Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.
Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.
Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.
Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.
Используется в производстве художественных изделий.
Этот фарфор имеет несколько видов.

Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу. Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.
Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.
Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.
Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.
Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.
Широко используется в лепке скульптурных композиций.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

На протяжении не одного столетия посуда и предметы интерьера из фарфора имеют отличительные черты в технике росписи.


Подглазурная – довольно сложная и трудоёмкая в выполнении роспись и дорогостоящая.
Характерна в основном для китайского антикварного фарфора. Рисунок наносится пером или кистью до обжига, поэтому мастеру необходимо точно рассчитать пропорции красителей и красок, для исключения растворения рисунка в глазури. Обязательно добавляют окись алюминия или каолина.
В этой технике также используют пульверизаторы и специальные подглазурные карандаши.
Надглазурная – самая простая роспись в изделии, делающая его доступным в цене.
Краски должны иметь термическую и химическую устойчивость, так как подвергаются после нанесения на глазурованную поверхность обжигу в муфельной печи.
Данная роспись чаще применяется всего в оформлении сервизов.

Декор


Это могут быть мини-фигуры людей и животных, цветы, завитки, элементы церковной символики и многое другое.
Отдельные элементы, изготавливаются также из фарфора, фиксируют с помощью клеевых составов.
Благодаря таким дополнениям изделия приобретают изысканный вид.
Посуда становится более изящной и хрупкой.

Заключение

Фарфор навсегда останется, связанным с историей, традициями и искусством.
Неслучайно его называют «белым золотом».
Это нестареющая ценность, которая может храниться веками и передаваться поколениями.
В наше время существует много заводов по производству фарфора не только в России, но и за рубежом.
Фарфоровые изделия способны создать тепло и уют в каждом доме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации