Ваш бизнес - От идеи до реализации

Разделы: География

Задачи:

  • Сформировать представление о видах связи и.
  • Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России.
  • Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.
  • Воспитывать трудолюбие и толерантность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель дидактическая: создать условия для усвоения учебного материала средствами технологии ИОСО.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма урока: лекционное занятие.

Дидактическое обеспечение: Физическая карта России, политико-административная, карта Красноярского края, книги, фотографии.

На доске написан план урока.

1. Виды связи:

а) почтовая;

б) электрическая.

2. Уровень развития.

3. Сфера обслуживания:

а) состав сферы услуг

б) жилищно-коммунальное хозяйство.

4. Рекреационное хозяйство:

а) требования к рекреационному району;

б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

Ход урока

I. Психологический момент - 2мин.

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

У меня бодрое настроение и поэтому объявляю, что эпиграфом к теме урока являются слова из песни “Позвони мне, позвони”.

Прежде, чем перейдём к теме урока? давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока.

II. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.

  1. Что называется инфраструктурным комплексом?
  2. Что объединяет инфраструктурный комплекс?
  3. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
  4. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса?
  5. К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

III. Изучение нового материала - 15 мин.

Учитель излагает материал по плану урока, написанного на доске, используя схематизацию, таблицу и дополнительный материал.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

Дополнительный материал: Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

Какие виды электрической связи вы знаете? Охарактеризуйте одну из них.

Дополнительный материал: “ В Красноярске первых два телефонных аппарата установлены в Госбанке для внутренней телефонной связи в 1861г. Первая городская телефонная правительственная станция в Красноярске емкостью 50 номеров принята в эксплуатацию 15.12.1897г., размещалась в доме Смирнова и Зейделя. В 1953г. сдана в эксплуатацию телефонная станция “Сименс” на 3000 номеров”.

Сфера услуг состоит из следующих отраслей:

  • Жилищно-коммунальное хозяйство.
  • Услуги по социальному обеспечению населения.
  • Торговля и общественное питание.
  • Бытовое обслуживание.
  • Услуги связи.
  • Культурное обслуживание.
  • Общественное обслуживание и воспитание детей.
  • Кредитно-финансовое обслуживание.
  • Рекреационное обслуживание.
  • Медицинское обслуживание.
  • Пассажирский транспорт.

Задание: Распределить примеры по отраслям - удаление мусора, магазины, театры, банки, школы, санатории, почта, дома престарелых, ремонт жилья, детские дома, рынки, парикмахерские, бани, телефон, библиотеки, детские сады, страховые компании, дома отдыха, больницы, аптеки.

Рекреационное хозяйство. Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Факторы образования рекреационных районов:

  • На основе природных условий и ресурсов;
  • Вокруг крупных городов;
  • Историко-культурные объекты.

Учителем и учащимися даётся информация о рекреационных ресурсах края.

IV. Работа в группах - 10 мин.

1-я группа: Что является важным этапом на пути интеграции России в мировую систему?

2-я группа: Почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира?

3-я группа: Что включают в себя рекреационные районы? Специализация районов.

4-я группа: Перечислить виды электрической связи. Как они развиты?

5-я группа: Какова роль почтовой связи и уровень её развития?

Домашнее задание: подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.

V. Работа по ИОПам - 10мин.

Нормативный уровень (на “3”).

  1. Назовите и покажите на карте наиболее развитые районы отдыха, туризма и санаторного лечения на территории России.
  2. Перечислить, почему Россия по обеспечению жильём и его качеству отстаёт от многих стран мира.

Компетентный уровень (на “4”).

  1. Что такое рекреационный район?
  2. Какие условия необходимы для его создания?
  3. Охарактеризуйте предпосылки развития зон отдыха и туризма в крае и районе.

Творческий уровень (на “5”).

  1. Зад.№1,№2 на стр.,197.
  2. Составьте и опишите маршрут туристической поездки для любителей одного из видов туризма.

VI. Рефлексия урока - 3мин.

  • Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?
  • На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?
  • Какое ощущение у вас в конце урока?

VII. Подведение урока - 2мин.

Но время бег не замедляет:
Урок так быстро пролетел,
Я всё о связях вам сказала -
Усвоить каждый всё сумел.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ПЛАН УРОКА: 1. Виды связи: а) почтовая; б) электрическая. 2. Уровень развития. 3. Сфера обслуживания: а) состав сферы услуг б) жилищно-коммунальное хозяйство. 4. Рекреационное хозяйство: а) требования к рекреационному району; б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

3 слайд

Описание слайда:

ОПРОС Что называется инфраструктурным комплексом? Что объединяет инфраструктурный комплекс? Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса? В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

4 слайд

Описание слайда:

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации. СВЯЗЬ почтовая электрическая

5 слайд

Описание слайда:

ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТЫ… С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия. В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

6 слайд

Описание слайда:

Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная Война, перед почтой стояла задача об обеспечении бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни.

7 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (E-MAIL, EMAIL, E-MAIL) - служба и услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети. Появление электронной почты можно отнести к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094. Первую почтовую программу для пересылки сообщений в 1971 году создал Рэй Томлинсон, сотрудник компании «Bolt Beranek and Newman, Inc.» По признанию автора электронной почты, тестируя программу, он отправлял сам себе с компьютера на компьютер бессмысленные наборы букв. Привычный для пользователей символ @ вошел в обиход через год. Эта клавиша обозначала английский предлог at. Через некоторое время благодаря Ларри Робертсу появилась более простая программа для работы с почтой, которую сейчас мы бы назвали «почтовым клиентом». Она позволяла создавать и сортировать списки писем, пользователь мог выбирать и читать требуемое сообщение, сохранять послание в файле, а также пересылать электронные письма на другой адрес или автоматически отвечать на полученное послание. В 1979 году в электронной почте появился первый «смайлик». Разнообразить сухие компьютерные тексты предложил Кевин Маккензи. Несмотря на бурную дискуссию среди приверженцев и противников нововведения, смайлики вскоре стали очень популярны среди пользователей.

8 слайд

Описание слайда:

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА В РОССИИ: 11 лет назад в Рунете появился первый бесплатный почтовый сервер. Хотя зарождение эры электронной почты в России началось, скорее, в 1998 году, когда российские разработчики запустили службу mail.ru. С тех пор, наша «паутина» пополнилась почти двумя десятками бесплатных крупных почтовых серверов. Несмотря на схожую структуру и систему функционирования, среди них появились лидеры и аутсайдеры. В январе 2013 года начала свою работу национальная государственная электронная почта. Национальная государственная электронная почта предназначена для общения гражданина и государства. Это не значит, что это аналог существующих коммерческих электронных почт, которые позволяют общаться всем со всеми. Это защищенный почтовый ящик. Соответственно, это защищенный почтовый ящик и если ведомство получает от гражданина обращение, ему уже не нужно никаких подтверждений.

9 слайд

Описание слайда:

СФЕРА УСЛУГ Жилищно-коммунальное хозяйство. Услуги по социальному обеспечению населения. Торговля и общественное питание. Бытовое обслуживание. Услуги связи. Культурное обслуживание. Общественное обслуживание и воспитание детей. Кредитно-финансовое обслуживание. Рекреационное обслуживание. Медицинское обслуживание. Пассажирский транспорт.

10 слайд

Сегодня на уроке мы будем рассматривать связь и сферу обслуживания: состав и уровень развития.

Связь – эта отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Как вы думаете, чем занимается почтовая связь?

(Ответы учащихся: Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой различных почтовых отправлений писем, посылок и т. д.).

Почта в Сибири впервые появилась в 1698г. Ходила летом 3 раза из Москвы до Тобольска, далее в Енисейск, Нерчинск и Якутск. Телефонная станция появилась в Красноярске в 1862г. С 1930г. переименована в Красноярский районный узел. 15.09.1937г. в Красноярске создан почтамт”.

По уровню ее развития Россия не уступает развитым странам Европы (Франции, Швеции, Германии). На каждые 10 тыс. жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь включает телефонную, видеотелефонную , телеграфную и космическую, радио- и телевизионное вещание, электронную почту. Этот вид связи в России развит недостаточно. Например, по числу абонентов мобильной связи Россия не уступает развитым странам мира (табл. 38). Но обеспеченность стационарными телефонами недостаточна.

Значительны различия в обеспеченности населения стационарными телефонами в разных районах России. Лучше всего телефонизированы города и села Центральной России: 28 телефонных аппаратов на 100 семей. Самые низкие показатели в Восточной Сибири - 18 аппаратов на 100 семей. Среди регионов России наиболее высок уровень телефонизации в Москве. Здесь практически каждая семья имеет стационарный телефон. Наименее телефонизированы Дагестан и Ингушетия, где телефоном обладает лишь каждая десятая семья.

Число пользователей мобильной связью и мировой компьютерной сетью Интернет в стране быстро растет. Количество пользователей мобильной сотовой связи превзошло число жителей страны и продолжает увеличиваться. Интернетом пользуется каждый шестой россиянин. Лидер в этой области - Москва.

Сфера обслуживания оказывает услуги населению.

Состоит из следующих отраслей:

· ЖКХ

· Услуги по социальному обеспечению населения

· Торговля и общественное питание

· Бытовое обслуживание

· Культура

· Образование

· Медицина

· Кредитно-финансовое обслуживание

· Государственное управление

· Рекреационное хозяйство

Распределите примеры по отраслям:

Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

Познакомимся с ЖКХ и рекреационным хозяйством

ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство. Обеспеченность жильем и качество жилья в стране низкая (30% граждан не имеют жилья)

На 1 человека должно приходится 18 квадратных метров

Рекреационное хозяйство

Главная задача – обеспечение отдыха людей.

Восстановление здоровья, отдых происходит в специальных учреждениях, домах отдыха, пансионатах, турбазах

Требования, предъявляемые к рекреационному району:

  • Рельеф (плоский, холмистый, горный);
  • Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15 до +25С;
  • Наличие водных объектов (рек и озёр);
  • Исторические и культурные памятники;
  • Минеральные воды и лечебные грязи;
  • Теплое море;
  • Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

Рис.69. Рекреация в России.

Скопление учреждений в городе – город-курорт

Какие города-курорты вы знаете?

Факторы образования рекреационных районов:

· На основе природных условий и ресурсов

· Вокруг крупных городов

· Историко-культурные объекты

местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города).

Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают

промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно

связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти

колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часыпик на транспорте), недельными

(нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для

учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в

курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать

удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени

"пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы

обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с

точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации

минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению

себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей.

Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в

противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их

предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и

внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными.

Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить.

Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается

вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более

оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка

(территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к

ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства

могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее

территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной

(временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания -учреждения

обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры

обслуживания -пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из

других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся

услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В

городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для

каждого уровня формируется свой наборучреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до

100-150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4-6 тыс.

чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное -

близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5-10 мин) при минимальном

Тема: Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг.

Практическая работа «Сфера услуг своего микрорайона».

Цели урока:

1. Обобщить знания обучающихся о составе, значении инфраструктурного комплекса, сферы услуг (на примере своего микрорайона). Познакомить школьников с профессиями сферы обслуживания.

2. Продолжить формирование умения работать с текстом, дополнительными информационными ресурсами; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.

3. Воспитывать трудолюбие.

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактическое обеспечение:
творческие работы обучающихся (сочинение – репортаж, сочинение-экскурсия и др.)
названия редких профессий, таблицы количественного состава учреждений сферы услуг микрорайонов г.Волгодонска
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Мультимедийная презентации учителя
Интернет-ресурсы (InfoDonsk )
Компьютер, проектор

Тип урока: урок обобщающего повторения + практическая работа (творческие проекты обучающихся).

План урока.

1. Инфраструктурный комплекс:

А) состав;

Б) значение.

2. Сфера услуг:

А) отраслевой состав;

Б) значение сферы услуг.

3. Практическая работа «Сфера услуг своего микрорайона».

4. Игра-аукцион «Торговля и обмен».

5. Знакомство с редкими профессиями сферы услуг.

Ход урока:

I . Введение — подготовка к повторению изученного материала . 2-3 мин.

Демонстрация слайда №1 презентации.

Учитель сообщает тему урока: Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг.

Демонстрация слайда №2 презентации. Цели урока.

Слайд №3 . Знакомство с планом урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа с классом 12 мин.

Слайды №4,5 – работа с данными таблицы и рисунком учебника.

    В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? (Продукцией 1-й сферы являются товары, а 2-ой сферы – услуги)

    Какое другое название имеет непроизводственная сфера? (социальная инфраструктура или инфраструктурный комплекс)

    Что называется инфраструктурным комплексом? (отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги)

    Что объединяет инфраструктурный комплекс?

(рис.55 стр.172 учебника) (коммуникационную систему:

транспорт и связь + сфера обслуживания)

    Какова задача комплекса? (Жизнь современного общества

трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают

нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев

экономики, определяют качество жизни населения.)

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д. При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

    Что такое услуга? (Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности)

    К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

(сфере обслуживания)

8. Назовите отраслевой состав сферы услуг? (рис. 55 стр.172 уч.)

Слайд №6. Чтобы вспомнить классификацию услуг, мы поиграем с вами в игру. Я — учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Катя – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание).Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда). По широте потребителей? (нужная всем).
Алёша, ты – водитель автобуса.
Оксана, ты – врач.
Валера, ты – офицер ВС.

Слайд №7. Распределите услуги по отраслям.

Просмотр фотографий. Я буду показывать вам фото учреждений г.Волгодонска, а вам нужно назвать отрасль сферы обслуживания, которой оно принадлежит.

Физминутка. 2-3 мин. Я буду называть вам профессии работников сферы услуг, а вы пантомимой должны изобразить, как специалист оказывает клиенту ту или иную услугу.

III. Проверка домашнего задания. 10 мин .

Слайд №8 . Практическая работа «Сфера услуг моего микрорайона».

Слайд №9. Заполните таблицу , подсчитав количество объектов разных отраслей сферы услуг.

Слайд №10. Подведите итог, ответив на вопросы :

1. Какие виды услуг и учреждений преобладают в вашем микрорайоне?

2. На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодёжь, на людей среднего или старшего возраста)?

3. Удобен ли режим работы учреждений?

4. Достаточное ли их количество?

5. Удобно ли их расположение в микрорайоне?

6. Учреждений каких отраслей сферы услуг недостаточно в вашем микрорайоне?

Слайд №11. Современный человек ежедневно пользуется услугами розничной торговли, рассмотрим некоторые её особенности.

Игра – аукцион «Торговля и обмен».

Слайд №12. Итоги игры.

Слайд №13-14 . Знакомство с профессиями сферы услуг.

На доске названия редко встречающихся профессий сферы услуг.

Вниманию детей представлены энциклопедии профессий и др. литература.

I V . Рефлексия. Подведение итогов урока. 1-2 мин .

    Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?

    На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?

    Какое ощущение у вас в конце урока?

Слайд №15.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации