Ваш бизнес - От идеи до реализации

По правилам осуществления деятельности по управлению МКД, утверждённым Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года , управление всеми жилыми домами должно осуществляться на основе действующих стандартов. В 2014 году в соответствии с ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», а также согласно приказам Росстандарта разработаны и утверждены для добровольного использования национальные стандарты РФ ГОСТ Р .

Национальные стандарты были объединены под общим названием «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». Документы утверждены Приказом Росстандарта №543 от 11.06.2014 года и введены в действие с 1 июля 2015 года.

Требования национальных стандартов ГОСТ Р к деятельности по управлению МКД

Национальные стандарты ГОСТ Р выработаны для обеспечения более тесного и лучшего взаимодействия между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями. Документы устанавливают конкретные требования к квалификации специалистов УК, порядку ведения и обновления технической документации, формированию состава, определению стоимости и взиманию оплаты выполняемых работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.

Национальные стандарты и правила осуществления деятельности по управлению МКД устанавливаются Правительством РФ. Управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества в доме должна обеспечивать санитарно-эпидемиологические мероприятия, следить за техническим состоянием МКД и контролировать пожарную безопасность.

Одним из основных условий национальных стандартов ГОСТ Р «Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» является наличие чётко сформулированного заказа на услуги (выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД).

Перечень национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»

В данный перечень входят следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56037-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования.
  • ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.Общие требования.

Эти стандарт целесообразно применять системно, чтобы оптимизировать процесс управления МКД и содержания общего имущества в доме. Для этого, прежде всего, потребуется утвердить состав общего имущества в доме , которое УК принимает для организации и выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту.

Порядок определения состава работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД

Контроль качества оказываемых работ и услуг

Управляющая компания должна отчитаться перед собственниками жилья за каждый вид работ и услуг, который они заказали (п. 5.21 «Предоставление заказчику отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом» ГОСТ Р 56038-2014).

Кроме того, после введения лицензирования деятельности управляющих компаний по управлению МКД осуществляется лицензионный контроль за их работой. За несоблюдение лицензионных требований управляющая компания может получить административный штраф в крупных размерах, а её руководитель попасть под дисквалификацию.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт проводит технический заказчик, которым может являться региональный оператор, ТСЖ или УК. При выборе на ОСС способа открытия счёта для формирования фонда капитального ремонта в решении собственников необходимо указать, что капитальный ремонт следует проводить по ГОСТ Р 56193-2014 .

Если фонд капремонта формируется на счёте регионального оператора , то именно этот оператор отвечает за организацию и проведение капитального ремонта. При выборе спецсчёта МКД вся процедура по организации и проведению капремонта ложится на плечи собственников помещений в доме.

Переход на управление МКД в соответствии со стандартами

В соответствии со ст.1 и 12 ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» стандартизация деятельности управляющих компаний по управлению МКД основана на добровольном применении регламентирующих документов.

Для перехода на управление МКД по ГОСТ Р, нужно выполнить 3 условия:

  1. На общем собрании собственников помещений нужно принять решение о добровольном переходе управления МКД и выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме на основе национальных стандартов ГОСТ Р. Указать в решении собственников жилья все выбранные национальные стандарты, утверждённые требования и порядок выполнения работ.
  2. Специалисты УК должны изучить национальные стандарты с целью их применения на практике.
  3. Управляющей компании нужно внедрить системы управления, подготовки персонала, оценки и контроля качества. УК предстоит внедрять систему оценки и контроля качества и не реже 1 раза в 5 лет в целях прохождения специалистами повышения квалификации (п. 9 ГОСТ Р 56192-2014).

Однако следует учесть, что стандартизация деятельности управляющей компании по управлению многоквартирными домами не должна противоречить соблюдению лицензионных требований, что является основополагающим принципом её работы.

Предоставление услуг по содержанию квартирного дома включает не только комплекс работ, но и оплачивание взносов каждый месяц.

Конечно, владельцам квартир хочется знать, что обязана осуществлять УК и на что идут уплаченные денежные средства.

По этой причине на федеральном уровне приняты правовые нормы, в соответствии с которыми управляющие организации должны предоставлять информацию о своей активности.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана каждый год демонстрировать отчет о проделанных мероприятиях и о затраченных средствах .

Помимо этого, для того, чтобы фирмы не составляли отчетность лишь формально п. 10 ст. 161 ЖК РФ утвердил обязанность по раскрытию информации согласно стандарту .

Иначе говоря, законодательством разработан правовой акт, который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими компаниями. Этот акт получил название «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями» и утвержден Правительством РФ.

Стандарт включает в себя не только информационные сведения о хозяйственной деятельности и о финансовых затратах, но и о самой компании.

Какие данные подлежат оглашению

Учитывая то, что список услуг и осуществляемых работ у всех одинаков, и фирмы, как правило, крайне редко придумывают что-либо иное, но все же существенные различия в их работе все равно находятся.

Для владельцев квартир в многоквартирном доме есть перечень критериев, которые помогут оценить работу фирмы согласно Стандарту.

Общая информация

Для реализации пункта 3 Постановления №731 сведения, предоставляемые фирмой, должны включать указанную информацию :

Финансовая

Помимо этого организация должна предоставить сведения материального характера , а именно:

  • главные критерии финансовой работы, к которым относятся ежегодные отчеты и баланс;
  • информация о доходах, приобретенных в результате управляющей деятельности;
  • расходы, которые были направлены на выполнение ремонта либо покупку материалов;
  • расценки и тарифные планы на и различные виды работ.

Безусловно, организация обязана также разместить сведения о:

  • списке осуществляемых услуг;
  • произведенной деятельности;
  • пользовании имуществом многоквартирного дома;
  • фирмах, снабжающих энергией, газом, водой.

Другое

Фирма также должна сообщать о:

  • времени осуществления капитального ремонта;
  • числе организованных собраний владельцев квартир;
  • отчете, который базируется на основе договора управления.

Порядок и форма предоставления

Процедура раскрытия сведений установлена пунктом 5 Стандарта, где оговорено, что информация поступает в общий доступ через :

Важно подчеркнуть, что владельцы квартир в многоквартирном доме имеют право знакомиться с информацией в любой момент, а не только в период опубликования ежегодной отчетности. Таким образом, проживающее в доме лицо, может направить запрос в письменном или электронном виде для получения списка оказываемых услуг, прейскуранта и так далее.

Стоит отметить, что если лицо запрашивает информацию, которая имеется в открытом доступе, то управляющая компания обладает правом не копировать ее в ответном письме, а лишь предоставить информацию о том, где и в каком порядке можно ознакомиться с интересующими сведениями.

Сроки информирования

Как показывает статистика, при прохождении лицензирования для последующего управления многоквартирными домами, фирма предполагает много лет осуществлять работу в жилищной сфере, иногда меняя клиентуру, которая предпочла перейти в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив. Поскольку новые клиенты имеют право знать о ранее осуществляемой деятельности, все данные об управляющей компании должны сохраняться не меньше чем 5 лет, при этом информация должна регулярно обновляться .

В соответствии с пунктом 9 Постановления организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного многоквартирного дома в течение тридцати суток с момента подписания договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны опубликовывать каждые 3 месяца как минимум.

При этом ответные письма на обращения владельцев квартир согласно Постановлению должны быть посланы в течение 5 будних дней, а при электронном обращении - 10 дней. Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. В соответствии с законодательством изменение должно быть отображено на информационной вывеске в течение 10 дней.

Новые изменения должны быть произведены:

  • на главном портале - 7 суток;
  • периодические печатные издания - 30 суток.

Последствия нарушения стандарта

Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.

За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.

А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей , которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.

Об условиях и правилах информирования владельцев квартир МКД управляющими компаниями в соответствии со Стандартом смотрите в следующем видеосюжете:

В статье приведен организационно-методический механизм подготовки и применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. Представлены основные задачи и функции участников процесса на федеральном региональном и муниципальном уровне, включая предприятия отрасли.

Изменение профессиональных требований к профподготовке работников ЖКХ

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“». В соответствии со ст. 195.3 этого закона профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), обязательны для организаций тех отраслей экономики, где федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (приказами федеральных министерств и ведомств) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Теперь каждый работодатель обязан предъявлять требования к профессиональным квалификациям, образованию и трудовому опыту работника или претендента на ту или иную должность в строгом соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Понятия квалификация работника в сф(уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы) и профессиональный стандарт (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности) определены в ст. 195.1 Федерального закона № 236-ФЗ от 03.12.2012 «Понятие квалификации работника и профессионального стандарта».

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который в рамках конкретной области профессиональной деятельности, например в жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • описывает бизнес-процессы для достижения целей и задач, стоящих перед тем или иным видом профессиональной деятельности (например, водоснабжение и водоотведение или управление и эксплуатация многоквартирных домов);
  • определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации);
  • является механизмом саморегулирования рынка труда, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, и средством обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли.

Требования к квалификации работников, приобретенной ими в рамках непрерывного образования или на производстве, постоянно повышаются. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке профессиональных квалификаций» установил принципиально новый подход к определению (подтверждению) профессиональных квалификаций работников рынка труда и сферы ЖКХ. Теперь их знания, навыки и умения должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Процедура оценки основана на доверии работодателей и граждан к ее качеству.

Правительство РФ приняло постановление от 27.06.2016 № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584). Этот подзаконный акт обязал предприятия (организации) утверждать планы по организации применения профессиональных стандартов. В таких планах определяется список профессиональных стандартов, подлежащих применению, устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В плане также должен приводиться перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению на предприятии с учетом требований профессиональных стандартов, и другие документы организации, касающиеся вопросов оценки квалификации работников. Планы обсуждаются с представительным органом работников.

Таким образом, профессиональные стандарты в сфере ЖКХ стали частью государственной кадровой политики. С 1 июля 2016 г. их начали внедрять на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

Постановление № 584 адресует свои поручения непосредственно государственным корпорациям и муниципальным предприятиям. Тем не менее иные нормативные правовые и методические документы, регулирующие деятельность по развитию профессиональных квалификаций (в т. ч. документы Правительства РФ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России), говорят о том, что в этом процессе должны принимать участие отраслевые министерства и ведомства, общероссийские отраслевые объединения работодателей и профсоюзов, администрации субъектов РФ и муниципальных образований. При этом каждая сторона этого многопланового процесса должна решать вполне конкретную, отведенную ей задачу.

  • Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на федеральном уровне

На федеральном уровне принимаются основные нормативные правовые и методические документы, которые обеспечивают применение профессиональных стандартов на местах. Формируется перечень наиболее востребованных в той или иной отрасли профессий, под них организуются разработка и утверждение профессиональных стандартов. В сфере ЖКХ в 2012-2014 гг. этим занимался Минрегион России, а затем Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. С 2014 г. координирующую функцию по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ принял на себя Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ). Совет создан решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29.07.2014 (протокол № 3) и наделен полномочиями:

  • по проведению мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • по разработке, актуализации и применению профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;
  • по разработке, применению и актуализации отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • по организации и координации деятельности по оценке профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями;
  • по участию в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения подписали 21 декабря 2015 г. соглашение о сотрудничестве, чем и ратифицировали упомянутое решение. В состав СПК ЖКХ вошли компетентные представители Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ, общероссийских отраслевых ассоциаций предприятий (водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики, управления многоквартирными домам, похоронного дела и др.), а также представители отраслевого образования и науки; общероссийских и региональных объединений работодателей и профсоюзов. Совет сформировал благоприятные условия для внедрения профессиональных стандартов на предприятиях сферы ЖКХ.

За время работы СПК ЖКХ:

  • разработаны и утверждены:

46 отраслевых профессиональных стандартов;

99 новых наименований профессиональных квалификаций;

обучены и аттестованы в соответствии с Требованиями к членам квалификационной комиссии Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ, утв. решением СПК ЖКХ от 28.07.2015 (протокол № 3)*:

37 экспертов по оценке профессиональных квалификаций;

51 технический эксперт для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).

* Все эти документы размещены на сайте Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ www.expertgkh.com.

Совместно с Национальным агентством развития квалификаций ведется разработка, согласование и утверждение 65 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий в сфере ЖКХ в процессе проведения профессионального экзамена.

  • В каких случаях применение профессиональных стандартов обязательно?

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на региональном уровне

На основе нормативно-методической базы, сформированной СПК ЖКХ, регионы внедряют профессиональные стандарты на отраслевых предприятиях. Субъекты Российской Федерации создают при министерствах ЖКХ (комитетах, департаментах) комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории. В них включаются представители региональных объединений работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда, - регионального министерства (комитета) по труду, служб занятости, учреждений образования и др.

Комиссии в своей деятельности руководствуются:

  • федеральными законами:

От 03.12 2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“»;

От 02.05 2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“»;

От 03.07.2016 № 238-ФЗ «О незави- симой оценке квалификаций»;

  • Постановлением № 584;
  • нормативно-методическими документами СПК ЖКХ.

Основные задачи комиссий:

  • организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории в соответствии с Постановлением № 584;
  • контроль проведения Центром (ми) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениями (экзаменационными центрами - ЭЦ) независимой оценки квалификации работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования, соискателей с рынка труда;
  • контроль профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для сферы ЖКХ на соответствие профессиональным стандартам.

Для решения закрепленных задач комиссии:

  • координируют организацию разработки и исполнения планов мероприятий по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ по муниципальным образованиям;
  • участвуют в проведении профессионального экзамена в Центре (ах) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениях (ЭЦ), а также в процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки работников предприятий ЖКХ;
  • организуют мониторинг рынка труда, оценку необходимости разработки новых профессиональных стандартов или актуализации существующих для определения потребности в квалифицированных кадрах для сферы ЖКХ;
  • содействуют формированию общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности комиссии.

Комиссии имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке у муниципальных органов власти информацию о ходе разработки и исполнения планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ муниципальных образований, необходимую для работы комиссии;
  • приглашать на заседания комиссии для участия в ее работе представителей муниципальных органов власти, предприятий ЖКХ, других учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда;
  • привлекать к работе комиссии экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению комиссией, а также создавать рабочие и экспертные группы для решения задач, относящихся к компетенции комиссии;
  • публиковать информацию о деятельности комиссии на официальном сайте министерства ЖКХ территории.
  • Комиссии обязаны ежеквартально направлять в министерства ЖКХ отчет о своей деятельности, а также представлять информацию о своей деятельности по запросу органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, комиссия состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов комиссии. Численность комиссии определяется министерством ЖКХ. О ее деятельности можно узнать из открытых источников. На официальном сайте министерства ЖКХ комиссия размещает:

  • информацию о деятельности комиссии, ее персональном составе, месте нахождения (почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона);
  • основания применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • требования к процедуре оценки профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации отраслевых образовательных программ учреждений образования.

СПК ЖКХ утвердил Порядок отбора и прекращения полномочий Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требования к Центру оценки квалификаций в ЖКХ (протокол № 3 от 28.07.2015). Аккредитованы 29 ЦОК по различным направлениям деятельности ЖКХ: в республиках Татарстан и Крым; в Москве и Санкт-Петербурге; в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Красноярском краях; в Иркутской, Калининградской, Костромской, Московской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях. В соответствии с решением СПК ЖКХ в регионах реализуются две модели создания и функционирования центров оценки квалификаций.

Первая модель - отраслевая, когда ЦОК создается по одному виду деятельности в ЖКХ, например по водоснабжению и водоотведению или похоронному делу.

Вторая модель - многоотраслевая, когда ЦОК осуществляет деятельность по оценке профессиональных квалификаций по нескольким видам деятельности в ЖКХ.

Развитие этих моделей обусловлено как наличием в субъектах Российской Федерации региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и их заинтересованностью в создании ЦОК ЖКХ, так и авторитетом общероссийских отраслевых ассоциаций (РАВВ, Роскоммунэнерго, Национальной ассоциации управляющих недвижимостью, Ассоциации похоронной отрасли), которые инициируют создание отраслевых ЦОК.

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на муниципальном уровне

На муниципальном уровне профессиональные стандарты внедряются на предприятиях ЖКХ.

Решение о применении профессиональных стандартов на предприятии ЖКХ влечет за собой разработку плана мероприятий внедрения профессиональных стандартов на предприятии (Постановление № 584). Для этого руководство предприятия издает приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов и утверждает соответствующий план мероприятий.

Цели плана:

  • организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;
  • перевод работников предприятия на эффективный контракт;
  • приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;
  • приведение наименования должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
  • определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах;
  • разработка и реализация плана подтверждения работниками предприятия соответствия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию путем сдачи ими профессионального экзамена в ЦОК (ах) ЖКХ и их подразделениях (ЭЦ);
  • составление сметы затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников, а также на подтверждение (процедуру оценки) профессиональных квалификаций работников предприятия в ЦОК ЖКХ на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

При разработке плана мероприятий соответствующие службы предприятия должны исходить из следующего. Реестр профессиональных стандартов* насчитывает более 800 утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных Минюстом России профессиональных стандартов (ПС). Многие из них отраслевые, т. е. отражают специфику деятельности той или иной отрасли национальной экономики: строительства, машиностроения, финансов, сферы гостеприимства и т. д. В ЖКХ таких профессиональных стандартов 46 (см. приложение). Остальные профессиональные стандарты многоотраслевые, т. е. могут применяться в различных областях деятельности. Например, профессиональные стандарты: «Токарь», «Сварщик», «Специалист по работе с персоналом» и др. Необходимо выяснить, есть ли в Реестре профессиональные стандарты с наименованием должностей, схожих с приведенными в действующем штатном расписании предприятия.

* Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».

  • Разработка профессиональных стандартов – требование времени

Пример

На одном из предприятий водоснабжения и водоотведения при сравнении штатного расписания и Реестра выяснили, что применению подлежат 118 профессиональных стандартов, в т. ч. 17 отраслевых.

Наименования должностей, профессий и специальностей из действующего штатного расписания предприятия устанавливались по единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий рабочих, единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Поэтому нужно установить тождественность этих наименований наименованиям должностей, профессий и специальностей из актуальных для предприятия профессиональных стандартов - как отраслевых, так и межотраслевых.

Пример

В штатном расписании была должность «Техник-смотритель». В ПС «Специалист по управлению многоквартирным домом» эта должность называется «Техник многоквартирного дома II категории».

Такие новые наименования должностей в ЖКХ разработаны, согласованы Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ по всем 46 профессиональным стандартам ЖКХ (протокол от 28.07.2016 № 15) и размещены на странице Федерального реестра профессиональных квалификаций.

План мероприятий должен состоять из разделов и наименований мероприятий с указанием сроков их исполнения.

1. Определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии. Срок исполнения - 2016 г.

Проводится процедура установления тождественности и составляется таблица с указанием количества профессиональных стандартов и численности работников по должностям/профессиям.

2. Ознакомление работников предприятия с содержанием профессиональных стандартов, разъяснение новых терминов и требований. Срок исполнения - 2016 г.

Профессиональные стандарты оформляются в виде отдельных брошюр и обсуждаются на методических советах, на общих собраниях сотрудников и др. Руководители (начальники служб и подразделений) информируют о внедрении ПС своих непосредственных подчиненных. Также необходимые сведения размещаются на стендах в структурных подразделениях предприятия, оформляются «уголки» с материалами «Профессиональный стандарт». На сайте предприятия размещается страничка «Профессиональные стандарты».

3. Внесение изменений в локальные документы предприятия для приведения их в соответствие с профессиональными стандартами. Срок исполнения - 2016 г.

На период 2016-2017 гг. разрабатывается план-график внесения изменений в локальные нормативные документы предприятия, регулирующие социально-трудовые отношения: в коллективный договор, должностные инструкции, трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору).

4. Определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников, для которых необходима профессиональная подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации.

Составляется смета затрат на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации и представляется учредителям предприятия для утверждения и включения в бюджет на 2017-2018 гг.

Составляется план-график прохождения работниками предприятия профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации в 2016-2018 гг.

  • Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников ЖКХ

5. Разработка и реализация плана подтверждения (оценки квалификации) в ЦОК ЖКХ работниками предприятия профессиональных квалификаций в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников для проведения оценки их квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Составляется план-график проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК на период 2017-2018 гг. (по годам и месяцам).

Составляется смета затрат на проведение оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ.

Утверждается учредителями предприятия смета затрат на проведение оценки квалификации работников предприятия в ЦОК ЖКХ.

Согласовывается план-график и стоимость проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов с ЦОК ЖКХ.

5.1. Уведомление работника/специалиста о дате проведения оценки квалификации в ЦОК ЖКХ и о переходе на эффективный контракт.

За две недели до начала проведения оценки квалификаций в соответствии с планом-графиком, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года;
  • лица, вышедшие на работу после длительного перерыва в работе по уважительной причине.

6. Составление индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и специалистов предприятия. Срок исполнения - 2016 г.

Определяются (разрабатываются) программы повышения профессионального уровня работников/специалистов предприятия.

7. Сбор документов для проведения оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ. Срок исполнения - 2016-2018 гг.

Составляется перечень документов для ЦОК ЖКХ в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональной квалификации. Подготовка документов осуществляется в соответствии с планом-графиком проведения оценки квалификаций, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Контроль за исполнением Постановления № 584 возложен на Государственную инспекцию труда. За неисполнение требований этого постановления установлена административная ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа. Для юридического лица размер штрафа составляет 250–500 тыс. руб.

Приложение

Перечень утвержденных в ЖКХ профессиональных стандартов

"Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" Минтруд РФ утвердил специальности, к которым работодателям рекомендуется учитывать особые требования при реализации кадровой политики и обучении сотрудников.

Что такое профстандарты

Справочник состоит из названия профессий с их кратким описанием и требованиям к образованию и опыту работы. Для разработки этих профессиональных стандартов следует руководствоваться Приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования".

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии со ст.195.1 ТК РФ . В этом справочнике содержатся характеристики и требования к квалификации работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В справочнике указан перечень наименований должностей работников сферы ЖКХ и управления МКД со ссылкой на регламентирующий их НПА.

С 1 июля 2016 года вступает в силу ФЗ №122 от 02.05.2015 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Этот Федеральный закон устанавливает обязанность для работодателей по применению данных профессиональных стандартов к квалификации работника, необходимой для исполнения своих обязанностей, если это установлено законодательством РФ. В противном случае данные профстандарты будут носить лишь рекомендательный характер.

В документе уточняется понятие профстандарта. Под термином понимается “характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции”.

Также Правительство РФ вправе обязать применять требования профстандартов для государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий , государственных корпораций и компаний, а также хозяйственных обществ с долей государства (муниципалитета) свыше 50%.

Разъяснения Минтруда

Минтруд по вопросам обязательности применения профессиональных стандартов ссылается на п.3 ст.1 ФЗ №122 от 02.05. 2015 , согласно которому ТК РФ будет дополнен ст.195.3 "Порядок применения профессиональных стандартов".

В этой статье говорится, что характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена ТК РФ, другими ФЗ или НПА, должны быть взяты работодателями за основу определения требований к квалификации работников . При этом, необходимо учитывать особенности исполняемых работниками обязанностей на рабочем месте.

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд. Реестр размещается на сайте Минтруда, как и остальная информация о профессиональных стандартах.

Утверждённые Минтрудом РФ профессиональные стандарты являются нормативно-правовыми актами . Обязательность применения требований профстандартов установлена для случаев, предусмотренных ст.57 и 195.1 ТК РФ , вне зависимости от формы собственности организации и статуса работодателя. Иными словами, только в части требований, установленных в ТК РФ, других ФЗ, иных НПА, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.

Профстандарты в сфере ЖКХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены профессиональные стандарты для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №756н от 20.12.2013)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №753н от 20.12.2013)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России №754н от 20.12.2013)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России №18н от 17.01.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России №192н от 07.04.2014)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России №203н от 07.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России №227н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России №224н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России N 233н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России №242н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России №238н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России №237н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России №247н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России №246н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России №245н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России №232н от 11.04.2014)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России №243н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России №236н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России №266н от 17.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России №620н от 08.09.2014)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России №930н от 21.11.2014)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России №959н от 28.11.2014)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России №929н от 21.11.2014)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России №1082н от 22.12.2014)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России №1182н от 26.12.2014)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России №1120н от 25.12.2014)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России №1123н от 25.12.2014)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России №1144н от 24.12.2015 Приказ Минтруда России №1076н от 21.12.2015)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России №1042н от 21.12.2015)

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности. Подробнее о профстандартах в сфере управления МКД мы расскажем в следующих статьях.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

10. Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.

11. Аварийно-диспетчерская служба с помощью системы диспетчеризации обеспечивает:

контроль загазованности технических подполий и коллекторов;

громкоговорящую (двустороннюю) связь с пассажирами лифтов.

12. Работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих журналах, которые ведутся в том числе в форме электронных документов.

13. Аварийно-диспетчерская служба обеспечивает:

ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления;

локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;

ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;

ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;

подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;

устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.

В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления аварийно-диспетчерская служба также информирует орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.

Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.

Работа аварийно-диспетчерской службы должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан. Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями настоящих Правил.

14. При поступлении сигналов об аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем газоснабжения и внутридомового газового оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций и устраняет такие аварии и повреждения самостоятельно либо с привлечением указанных служб, а в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные требования к осуществлению ресурсоснабжающими организациями деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, аварийно-диспетчерская служба сообщает об этом в аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций и контролирует устранение ими таких аварий и повреждений.

15. Управляющая организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений при непосредственном способе управления многоквартирным домом в случае организации аварийно-диспетчерского обслуживания путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей соответствующую деятельность, представляют в аварийно-диспетчерскую службу комплект технической документации на все объекты, сети и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов внутридомовых инженерных систем, планы подземных коммуникаций и иную документацию, необходимую для осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания.

16. Управляющая организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений при непосредственном способе управления многоквартирным домом обеспечивают свободный доступ сотрудников аварийно-диспетчерской службы в помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, и на иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.

17. Аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.

Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора.

Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы.

Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 17.1 с 1 марта 2019 г. - Постановление

17.1. При поступлении заявки аварийно-диспетчерская служба выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок или государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе. Аварийно-диспетчерская служба организует исполнение поступившей заявки в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 17.2 с 1 марта 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

17.2. При регистрации заявки аварийно-диспетчерская служба сообщает собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 17.3 с 1 марта 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

17.3. При осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья людей и животных, окружающей среды, сохранность имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Сотрудники аварийно-диспетчерской службы, осуществляющие выезды для исполнения заявок, должны быть обеспечены необходимыми средствами, в том числе оборудованием и материалами, для исполнения заявки. В случае если исполнение заявки требует доступа сотрудника аварийно-диспетчерской службы в помещение в многоквартирном доме, аварийно-диспетчерская служба информирует собственника или пользователя такого помещения о планируемой дате и времени начала исполнения заявки, причинах необходимости предоставления доступа в помещение, а также о фамилии, имени, отчестве (при наличии) сотрудника (сотрудников) аварийно-диспетчерской службы, который будет осуществлять исполнение заявки. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и др.) с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 17.4 с 1 марта 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

17.4. Аварийно-диспетчерская служба осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием инструментов фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на предмет качества исполнения поступивших заявок. Результаты контроля вносятся в журнал учета заявок или государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе.

V. Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования

18. В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. Такое уведомление может быть направлено с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

19. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

20. Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе , предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

21. В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

22. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.

Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.

23. Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1434 Правила дополнены разделом VI

VI. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием

24. В случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) прекращено или она аннулирована, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала управления многоквартирным домом управляющей организацией, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, или в случае, предусмотренном частью 6 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, выбранной без проведения открытого конкурса. Если способ управления многоквартирным домом был изменен, дата прекращения договора управления определяется днем, предшествующим дню начала реализации нового способа управления.

25. Управляющая организация в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или лицензия аннулирована, передает лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, по отдельному акту приема-передачи техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, технические средства и оборудование, а также документы и информацию, указанные в подпунктах "д" и "д.1" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, пункте 56.1 и подпункте "б" пункта 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на день передачи сведения.

26. Договоры управляющей организации с организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организациями, осуществляющими проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, прекращаются одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.

Информация об изменениях:

Правила дополнены разделом VII с 1 марта 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331 (в редакции постановления Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090)

VII. Организация взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме при осуществлении управления многоквартирным домом

27. Управляющая организация обязана обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае заключения управляющей организацией с указанным центром договора, предусматривающего возможность обеспечения такого взаимодействия (далее - представительство управляющей организации). Представительство управляющей организации должно располагаться в пределах муниципального образования, в том числе в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого располагаются многоквартирные дома, управление которыми осуществляет такая управляющая организация, в пешей доступности от указанных многоквартирных домов. При этом для целей настоящих Правил под пешей доступностью понимается расстояние не более 3 километров, преодолеваемое пешком.

28. Представительство управляющей организации предназначено для приема собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, предоставления оперативных ответов на поступающие вопросы, а также оказания любой другой помощи собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме по возникающему у него вопросу, связанному с управлением многоквартирным домом, собственником, пользователем помещения в котором он является.

29. Управляющая организация раскрывает в соответствии с разделом VIII настоящих Правил информацию о днях и часах приема собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме уполномоченными лицами управляющей организации (далее - прием), который должен осуществляться не реже одного раза в месяц. Прием осуществляется в представительстве управляющей организации лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа управляющей организации, а также иными уполномоченными лицами.

30. Запись на прием осуществляется непосредственно в представительстве управляющей организации, по телефону управляющей организации или с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Прием без предварительной записи ведется после приема собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, записанных на прием.

При осуществлении записи на прием сотрудник представительства управляющей организации выясняет наличие имеющихся заявок в аварийно-диспетчерскую службу от обратившегося собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, статус рассмотрения и результат выполнения указанных заявок и вносит данную информацию, дату приема, должность лица, осуществляющего прием, в журнал личного приема. Копия записи в журнале личного приема передается обратившемуся собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме.

Результат приема фиксируется в журнале личного приема.

Информация об изменениях:

Правила дополнены разделом VIII с 11 апреля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331

VIII. Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом

31. В случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе:

а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации:

наименование (фирменное наименование) управляющей организации;

адрес местонахождения управляющей организации;

контактные телефоны управляющей организации, адрес электронной почты;

режим работы управляющей организации.

В случае изменения указанная информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения;

б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом:

наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";

уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в многоквартирном доме в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий;

абзацах втором и третьем

Информация, указанная в абзаце четвертом

Информация, указанная в абзаце пятом

в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации:

наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации в сети "Интернет" (при наличии), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";

контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;

пошаговая инструкция о порядке установки индивидуального прибора учета;

информация о сроках внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения такой платы, об обязательных и (или) рекомендуемых сроках передачи показаний приборов учета исполнителю коммунальных услуг в соответствии с порядком и условиями приема таких показаний, которые установлены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

информация об органе государственного жилищного надзора (функции, наименование, адрес, контактный телефон, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя);

сведения о размерах цен (тарифов), подлежащих применению при определении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, и о реквизитах нормативных правовых актов, решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при их наличии), которыми они установлены;

сведения о нормативах потребления коммунальных услуг и нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) - сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений;

информационная памятка о правилах безопасного использования газа в быту, информация об обязанности потребителя заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования;

информационная памятка, содержащая сведения о составе ежемесячной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, контактные телефоны лиц, ответственных за начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образцы заполнения заявок, жалоб и иных обращений граждан и организаций;

стенд с перечнем предлагаемых управляющей организацией работ и услуг;

сведения о местах накопления отходов, сбора (в том числе раздельного сбора) отходов I - IV классов опасности;

информация о правилах обращения с отходами I - IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов;

информационная памятка о правилах безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов;

уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

В случае изменения информации, указанной в абзацах втором - пятнадцатом настоящего подпункта, такая информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения.

Информация, указанная в абзаце шестнадцатом настоящего подпункта, подлежит раскрытию не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере, если иной срок информирования собственников помещений в многоквартирном доме не установлен договором управления многоквартирным домом;

г) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством

32. В случае если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе:

а) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом:

наименование товарищества или кооператива, режим работы, адрес официального сайта в сети "Интернет" (при наличии), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";

контактные телефоны товарищества или кооператива, аварийно-диспетчерских служб и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций;

уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий;

уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

В случае изменения информации, указанной в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, такая информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения.

Информация, указанная в абзаце четвертом настоящего подпункта, подлежит раскрытию не позднее чем за 3 рабочих дня до дня осуществления соответствующих мероприятий.

Информация, указанная в абзаце пятом настоящего подпункта, подлежит раскрытию не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере;

б) на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Председатель правления товарищества или кооператива или работник, на которого внутренними документами товарищества или кооператива возложены обязанности по организации взаимодействия с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, оказывает им содействие в поиске необходимой информации.

33. Управляющая организация, товарищество, кооператив не вправе ограничивать доступ к раскрываемой информации собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также обязаны обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах ее размещения, предусмотренных настоящими Правилами.

Носитель с информацией, утратившей свою актуальность, хранению не подлежит.

34. Управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме:

в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и настоящих Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил каналам связи;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, предусмотренного, Правилами постановлением

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, предусмотренного Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;

в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;

иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.

35. Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

36. Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31 , и настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).

37. Ответ на индивидуальный либо коллективный запрос (обращение) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме (далее - заявитель), направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). Управляющая организация, товарищество или кооператив может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление о продлении срока рассмотрения запроса (обращения) с указанием причин такого продления направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (обращения) с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или в письменной форме с использованием способа отправки, позволяющего установить дату отправки или подтвердить факт вручения (получения).

38. Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны хранить запрос (обращение) и копию ответа на него в течение 3 лет со дня его регистрации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации