Ваш бизнес - От идеи до реализации

Май 7, 2018

Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон, который регулирует волонтерскую деятельность в стране. Закон вступил в силу с 1 мая.
Принятый законопроект, главным образом, признает равнозначными понятия «доброволец» и «волонтёр», добровольческая и волонтерская деятельность в документе определены как – «благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг».
Закон определяет также новые полномочия федеральных органов исполнительной власти: это разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерским организациям.
Первоначально план мероприятий по развитию добровольчества и волонтерства, а также все предложения по дальнейшим шагам в данном направлении с перспективой их закрепления на законодательном уровне были озвучены общественниками.
Среди разработчиков проекта закона - первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель Высшего Совета Российского союза спасателей, Заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин.
- В эпоху социальных сетей становится гораздо легче обратиться к большой аудитории, но гораздо сложнее вывести активных граждан в «оффлайн», - отмечал Сергей Викторович. - Тем ценнее тенденция роста добровольчества и волонтёрства в разных направлениях. Добровольчество и волонтёрство становятся общепризнанными формами гражданского участия и получают все большую популярность в нашей стране, продолжая развиваться в различных формах.
Добровольчество в последнее время заметно набирает обороты: эксперты отмечают, что этому способствуют возникающие новые организации. Российский союз спасателей, председателем Высшего Совета которого является Сергей Щетинин, за время своего существования сумела помочь множеству людей, спасти тысячи жизней. Каждый год круг этих людей заметно расширяется благодаря добровольцам-спасателям, принимающим участие в аварийно-спасательных и поисковых работах, в спасении человеческих жизней. Очень важно, что сегодняшние профессиональные спасатели, как и волонтеры, четко понимают, что в обеспечении безопасности главную роль играют не только вовремя принятые меры, но и профилактика чрезвычайных ситуаций.
По итогам общественной экспертизы закона о добровольчестве, проводимой в середине января 2018-го в Общественной палате РФ, Сергей Викторович подчеркнул:
- Нами проделана масштабная работа, которая принесла свои плоды. Ещё 2 года назад была группа волонтёров, которая говорила: «никакой закон о добровольчестве (волонтёрстве) нам не нужен». Сейчас я вижу представителей волонтёрских движений, которые обсуждают некоторые изменения в законопроекте, вносят свои предложения, участвуют в мероприятиях, популяризирующих добровольчество и волонтёрство в России.
Напомним, что 26 января 2018 года на заседании Госдумы в окончательном чтении был принят законопроект, регулирующий волонтерские и добровольческие организации.
Документ был внесен в нижнюю палату правительством в ноябре 2017-го. Инициатива была разработана в ОП РФ после поручения, данного Президентом России Владимиром Путиным, по итогам встречи с общественниками, представителями НКО и волонтерских объединений, которая состоялась 26 июля минувшего года.

Полный текст Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" опубликован на сайте правовой информации.

«Волонтерство — это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», — отметил Метелев.

«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина — „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» — рассказал член ОП РФ.

«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», — пояснил он.

Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.

Система уже работает. Ее основная цель — обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», — говорит Артем Метелев, — «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».

Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», — отметил член ОП РФ.

Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», — добавил он.

Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», — подчеркнул Артем Метелев.

С 1 мая вступил в силу закон о добровольчестве (волонтерстве). Документ призван обеспечить более четкое взаимодействие между волонтерами, организаторами добровольческого движения, теми, кто нуждается в помощи добровольцев, и органами власти. Закон также повысит правовую защищенность волонтеров.

По словам члена ОП РФ, председателя совета Ассоциации волонтерских центровАртема Метелева, работа над законом шла на протяжении 6 лет. В разных вариантах он предлагался членам Совета Федерации, Государственной думы, общественным организациям. В итоге финальная версия, которая вступила в силу 1 мая, стала консолидирующим проектом, который устраивает все стороны.

«Волонтерство - это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», - отметил Метелев.

Он сообщил, что закон отвечает на ряд важных вопросов, в первую очередь, о статусе добровольца, его правах и обязанностях. Документ устанавливает такие понятия, как «волонтер» и «организатор волонтерской деятельности», таким образом, определяя субъекты, для которых можно будет вводить меры поддержки и создавать условия труда.

«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина - „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» - рассказал член ОП РФ.

По мнению Артема Метелева, ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней.

«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», - пояснил он.

Согласно закону, у органов власти появилась возможность поддерживать организаторов волонтерской деятельности, в том числе в виде компенсации затрат и страхования. Аналогичную поддержку организаторы могут оказывать добровольцам. Ранее такие действия могли предприниматься лишь на основании гражданско-правового договора.

Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.

Система уже работает. Ее основная цель - обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», - говорит Артем Метелев, - «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».

Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», - отметил член ОП РФ.

Общественник также рассказал о создании «единого окна», предназначенного для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности. «Единое окно» создано по поручению председателя оргкомитета Года Добровольца Сергея Кириенко.

Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», - добавил он.

После вступления закона в силу общественникам предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия органов власти и организаторов волонтерского движения. В первую очередь, речь идет об уточнении правил работы в области здравоохранения, а также социальной защиты. Именно эти сферы деятельности добровольцев приняты в качестве тестовых на текущий год.

Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», - подчеркнул Артем Метелев.

В сентябре текущего года Общественная палата РФ планирует провести мониторинг правоприменения нового закона, проконтролировать ход его реализации, определить позитивные и негативные изменения, с тем чтобы составить планы дальнейшего развития добровольческого движения в России.

Вносит: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Проект: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

2. Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.

3. Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);

добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;

добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);

добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;

добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);

добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);

личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);

информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;

8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

Статья 4. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;

2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.

2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

    1. помощь государству в решении его социальных задач;
    2. помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;
    3. получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
    4. подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);
    5. формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;
    6. развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

  1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.

Глава 2. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Уполномоченный орган

1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

  1. К полномочиям уполномоченного органа относятся:
  2. формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. разработка программ развития и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации;
  4. оказание имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям;
  5. регистрация добровольцев (волонтеров), выпуск личных книжек добровольцев (волонтеров) и ведение общероссийского реестра добровольцев (волонтеров);
  6. организация электронной упрощенной регистрации добровольцев (волонтеров);
  7. ведение реестра добровольческих (волонтерских) вакансий;
  8. организация информационной сети добровольчества (волонтерства).
  9. В целях реализации своих полномочий уполномоченный орган проводит заседания, рабочие совещания, конференции, обучающие семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, информация о которых размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  10. Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр добровольческих (волонтерских) вакансий, а также краткую информацию о добровольцах (волонтерах) (фамилия, имя, отчество и присвоенный добровольцу (волонтеру) персональный идентификационный номер).
  11. По представлению добровольческих (волонтерских) организаций уполномоченный орган может проводить награждение наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.

2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:

  1. участвует в реализации добровольческих (волонтерских) программ;
  2. размещает в информационной сети добровольчества (волонтерства) сведения о добровольческих (волонтерских) вакансиях, имеющихся у организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. создает добровольцам (волонтерам) необходимые условия для выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности;
  4. в случае самостоятельного привлечения добровольцев (волонтеров) осуществляет записи в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).

3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Статья 9. Добровольческая (волонтерская) организация

  1. Добровольческая (волонтерская) организация реализует добровольческие (волонтерские) программы и проекты совместно с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, другими добровольческими (волонтерскими) организациями или самостоятельно.
  2. Добровольческая (волонтерская) организация разрабатывает и проводит добровольческие (волонтерские) акции.
  3. Добровольческая (волонтерская) организация привлекает добровольцев (волонтеров) из общероссийского реестра добровольцев (волонтеров) или ведет свой реестр добровольцев (волонтеров).
  4. Добровольческая (волонтерская) организация проводит инструктаж добровольцев (волонтеров), назначает координатора добровольцев (волонтеров), который осуществляет деятельность в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
  5. В случае привлечения для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) добровольческая (волонтерская) организация делает записи в личных книжках добровольцев (волонтеров) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).
  6. Добровольческая (волонтерская) организация для более квалифицированного выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности имеет право привлекать организации, осуществляющие образовательную деятельность, для проведения обучения добровольцев (волонтеров), проводить специальные семинары, слушания, рабочие встречи, слеты добровольцев (волонтеров).
  7. Добровольческая (волонтерская) организация представляет кандидатуры для награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).
  8. Добровольческая (волонтерская) организация выдает спецодежду и возмещает расходы добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочие затраты в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором.

Статья 10. Координатор добровольцев (волонтеров)

  1. Координатор добровольцев (волонтеров) назначается добровольческой (волонтерской) организацией, ответственной за реализацию добровольческой (волонтерской) программы, проекта или акции, из числа членов добровольческой (волонтерской) организации.
  2. В случае работы в зонах чрезвычайных ситуаций координатор добровольцев (волонтеров) руководствуется законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Координатор добровольцев (волонтеров) инструктирует добровольцев (волонтеров), распределяет работу между ними, определяет место и объем работ каждого добровольца (волонтера), контролирует выполнение ими работы.
  4. Координатор добровольцев (волонтеров) взаимодействует непосредственно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и с иными добровольческими (волонтерскими) организациями.

Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;

3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;

4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;

6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);

7) сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;

8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;

9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;

2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);

3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;

4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);

6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.

Статья 12. Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

  1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев (волонтеров).
  2. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной основе уполномоченным органом в соответствии с установленными им правилами.
  3. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией, так и без заключения такового.
  4. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме в случае, если организатором добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организацией предусмотрена выдача добровольцам (волонтерам) спецодежды и/или возмещение расходов добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат.
  5. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор заключается с лицами, достигшими 18 лет. Он может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет и объявленными полностью дееспособными в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать указанный договор с письменного согласия своих законных представителей.
  6. Права и обязанности добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.

2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.

Статья 14. Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом

  1. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»(далее – заявка).
  2. По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).
  3. Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.
  4. На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).
  5. Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  6. Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)

  1. Личная книжка добровольца (волонтера), наряду с общероссийским реестром добровольцев (волонтеров), предназначена для учета добровольцев (волонтеров) и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера), его поощрениях и дополнительной подготовке.
  2. Форма личной книжки добровольца (волонтера) утверждается уполномоченным органом.
  3. Личная книжка добровольца (волонтера) выдается органом, определенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании письменного заявления и идентификационного номера добровольца (волонтера), содержащегося в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров).
  4. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке. В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) этой республики.
  5. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь идентификационную серию и номер, а также систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности

При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:

  1. материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;
  2. полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  3. полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества;
  4. финансирование на конкурсной основе добровольческих (волонтерских) программ, добровольческих (волонтерских) мероприятий и добровольческих (волонтерских) акций;
  5. предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
  6. иные виды поддержки, не противоречащие законодательству.

Глава 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  2. разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности, корпоративных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности и результатов реализации таких программ;
  4. формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества (волонтерства) в обществе;
  5. содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере добровольчества (волонтерства);
  6. разработка рекомендаций для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта по порядку привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в осуществлении деятельности этих учреждений;
  7. иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  2. разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на региональном уровне;
  3. разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций;
  4. выдача личной книжки добровольца (волонтера);

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;
  2. разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;
  3. разработка и реализация муниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций на территории соответствующего муниципального образования;
  4. создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества (волонтерства) на муниципальном уровне;
  5. иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими лицами (добровольцами, волонтерами) добровольной общественно полезной деятельности в форме безвозмездного выполнения работ , оказания услуг (добровольческой деятельности).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), основные понятия, виды и принципы добровольческой (волонтерской) деятельности, права и обязанности участников добровольческой деятельности, а также меры по стимулированию добровольчества (волонтерства).

3. Неправомерное вмешательство со стороны государственных (муниципальных) органов власти, их должностных лиц в деятельность добровольцев (волонтеров) не допускается.

Статья 2. Основные понятия

Доброволец(волонтер)- физическое лицо, осуществляющее добровольческую деятельность в интересах благополучателя или общества в целом самостоятельно или от имени организации.

Добровольческая(волонтерская) деятельность - способ реализации права каждого на участие в процессе определения и решения общественных проблем и задач, осуществляемая безвозмездно на основе свободного волеизъявления, индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.

Безвозмездной является деятельность, осуществляемая без выплаты вознаграждения в любой материальной форме.

Организатор добровольческой деятельности – зарегистрированная организация любой формы собственности, привлекающая добровольцев (волонтеров) для ведения добровольческой деятельности в интересах благополучателей или общества в целом.

Благополучатели – физические лица, социальные группы, организации и учреждения, среда и общество в целом, в качестве адресатов добровольческой деятельности, в интересах которых добровольческая деятельность осуществляется индивидуально или по поручению организатора добровольческой деятельности

Статья 3. Основные принципы добровольчества (волонтерства)

Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1. добровольности, равноправия, и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2. свободы в определении целей, форм и методов и выбора добровольческой (волонтерской) деятельности;

3. гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4. гуманности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5. равенства всех, независимо от пола, вероисповедания , национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6. солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7. равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в данной сфере;

Глава 2. Цели, основные виды и приоритетные направления добровольчества (волонтерства)

Статья 4. Цели добровольческой деятельности (волонтерства)

Цели добровольчества (волонтерства):

Реализация права членов общества на участие в общественных изменениях и развитии общества в целом

Содействие развитию активной гражданской позиции, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе

Содействие творческому и духовному развитию, познанию нового, совершенствованию своей жизни, раскрытию своего полного человеческого потенциала для каждого члена общества

Содействие решению общих проблем и задач, поиску инновационных подходов и решений,

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

5.1. Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:

Индивидуальной добровольческой(волонтерской) деятельности;

Добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

Добровольческой (волонтерской) деятельности в составе зарегистрированной организации любой формы собственности

5.2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

Оказание помощи и поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе людям с особенностями развития, малоимущим гражданам, безработным , детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, людям пожилого возраста, и иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержки, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев , а также жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам; Содействие преодолению последствий, а также профилактике стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф

Содействие защите и охране окружающей среды , защите животного и растительного мира, благоустройству территорий, сохранению культурного и природного наследия,

Содействие развитию всех видов искусств и культуры в целом, создания возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, содействие сохранению культурного наследия и сохранения историко-культурной среды, памятников истории и культуры,

Содействие развитию и доступности образования, науки, популяризации знаний, развитию инноваций

Содействие развитию и популяризации физической культуры и спорта, содействие развитию активного досуга, содействие развитию юношеского спорта и физической культуры для пожилых граждан

Содействие проведению мероприятий общероссийского и международного значения, связанных с организацией массовых спортивных, культурных и других зрелищных и общественных мероприятий;

Иная деятельность, не противоречащая законодательству и направленная на помощь другим и/или содействие улучшениям в обществе

Глава 3. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Права и обязанности добровольцев (волонтеров)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

Свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой деятельности;

Свободный выход из добровольческой деятельности в любой момент;

Получение достоверной информации об организации, ее руководстве и принципах деятельности, целях и задачах добровольческой деятельности, ее содержании и организационном устройстве;

Участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

Возмещение расходов на транспорт, проживание, питание, страхование и других связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат, в случаях если это предусмотрено заключенным с организатором добровольческой деятельности гражданско-правовым договором;

Получение от организатора добровольческой деятельности рекомендательных писем, а также записей в добровольческую книжку, подтверждающих осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности и приобретенные опыт и навыки;

Сохранение конфиденциальности персональных данных, и иных конфиденциальных сведений переданных организатору волонтерской деятельности;

Для студентов и школьников образовательных учреждений, на учет в качестве производственной (ознакомительной) практики по решению образовательного учреждения, при условии подтверждения личной книжкой добровольца либо рекомендательным письмом от организатора добровольческой деятельности.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

Добросовестно выполнять задания, полученные от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с условиями договоренности;

Соблюдать правила и принципы осуществления добровольческой(волонтерской) деятельности, с которыми доброволец был ознакомлен организатором добровольческой деятельности

Соблюдать конфиденциальность информации, к которой волонтер (доброволец) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

Не допускать передачи своих обязательств иным лицам без согласия организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;

Бережно относиться к материальным ресурсам, оборудованию, вверенному ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности


Статья 7. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе договора (соглашения), заключаемого в письменной или устной форме между добровольцем (волонтером) и организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, так и без такового. Договоры, предусматривающие возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев (волонтеров) должны быть заключены в письменной форме.

2. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать договор о добровольческой (волонтерской) деятельности с письменного согласия своих законных представителей.

3. Полномочия добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой деятельности.

Статья 8. Ответственность организатора добровольческой деятельности

1. Организатор добровольческой деятельности несет ответственность за:

Организацию деятельности волонтеров (добровольцев);

Обеспечение осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в безопасных условиях, либо с соблюдением обязательных требований в области осуществления опасных работ;

Ознакомление добровольца с порядком и правилами осуществления добровольческой деятельности, предоставлением информации необходимой добровольцу(волонтеру) для осуществления добровольческой деятельности;

Выполнение иных предусмотренных договором о добровольческой (волонтерской) деятельности обязанностей.

Статья 9. Добровольчество (волонтерство) осуществляемое в индивидуальном порядке или в составе незарегистрированных объединений и групп

1. В случае, если организатором добровольческой деятельности выступает гражданин или группа и организация не имеющая юридической регистрации, ответственность за причиненный ими ущерб подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

2. Добровольчество (волонтерство) осуществляемое в индивидуальном порядке или в составе незарегистрированных объединений и групп имеет право на содействие и поддержку со стороны государственных (муниципальных) органов власти, их должностных лиц при осуществлении общественно полезной деятельности.

Статья 10. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации

1. Иностранные граждане и лица без гражданства Российской Федерации имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации.

2. Для иностранных граждан, законно прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров) может быть установлен упрощенный порядок получения визы, а также осуществления деятельности на территории Российской Федерации без получения разрешения на работу.

Статья 11. Личная книжка добровольца (волонтера)

1. Личная книжка добровольца (волонтера) может выдаваться организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования , либо от имени некоммерческой организации с согласия добровольца (волонтера).

2. Личная книжка добровольца (волонтера) служит для учета добровольческой (волонтерской) деятельности и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера),.

3. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке . В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) республики.

4. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 13. Государственная поддержка и участие в развитии добровольческой деятельности

К механизмам поддержки и участия в развитии добровольческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации относятся:

Формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

Разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

Мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности;

Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе.

Создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества,

Осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих акций, направленных на социально полезную деятельность;

Содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению корпоративной социальной отчетности.

Содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере благотворительной деятельности и добровольчества.

Разработка рекомендация для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта мотивирующих их к привлечению организаторов добровольческой деятельности и добровольцев к участию в осуществлении деятельности этих организаций

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации