Ваш бизнес - От идеи до реализации

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Россия - лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров). Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

1. Северный центр судостроения (Северодвинск).

2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).

3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).

4. Южный центр судостроения (планируется).

В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» - крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).

Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров. Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

Бронетанковая промышленность. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод". Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.

ВПК состоит из нескольких основных отраслей:

Производство ядерного оружия;

Авиационная промышленность;

Ракетно-космическая промышленность;

Производство стрелкового оружия;

Производство артиллерийских систем;

Военное судостроение;

Бронетанковая промышленность.

Авиационная промышленность представлена в ВПК 220 предприятиями и 150 научными организациями. Основная их часть размещена в Поволжском и Уральском районах, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолетов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолеты-амфибии.

Промышленность боеприпасов и спецхимии включает около 100 предприятий, осуществляющих разработку и изготовление боеприпасов. Основная часть сосредоточена в Центр. России и Сибири .

Промышленность вооружений - это более 100 предприятий-разработчиков и производителей ракетных комплексов (кроме зенитных и космических), танков, артиллеристских вооружений, стрелкового оружия, спецоптики и оптикоэлектроники. На нее приходится свыше 1/5 всего объема производства ВПК. Предприятия отрасли размещены в основном в Урало-Поволжье и Центральном экономическом районах.

Промышленность средств связи и радиопромышленность объединяют 200 предприятий и чуть менее 200 научных организаций, которые разрабатывают и производят средства связи, теле- и радиоаппаратуры. Эти отрасли традиционно имеют высокую долю гражданской продукции и производят в России 90% телевизоров, 75% аудиоаппаратуры. Предприятия отрасли имеются во всех экономических районах РФ.

Промышленность ракетно-космической техники включает в себя свыше 70 предприятия и более 60 научных организаций, осуществляющих разработку и производство зенитных ракетных комплексов и космической техники (Центр, Урал).

Судостроительная промышленность включает свыше 200 предприятий, производящих все типы гражданских и военных судов, деталей и узлов к ним (размещены в Северо-Западном, Северном, Волго-Вятском и Дальневосточном районах).

Электронная промышленность наиболее рассредоточена: около 500 предприятий и организаций производят микросхемы, полупроводники, радиодетали (Моск. регион, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск и некоторые др.).

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в «закрытых» городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

Ядерно-оружейный комплекс - часть атомной промышленности России. Он включает в себя следующие производства:

1. Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата. В России сейчас действует только один урановый рудник в Краснокаменск (Читинская область). Там же производится урановый концентрат.

2. Обогащение урана (разделение урановых изотопов) происходит в городах Новоуральске (Сведловск-44), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7) и Ангарске. В России сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли все более ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как на гражданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленные реакторы для производства плутония.

3. Изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для атомных реакторов осуществляется в Электростали и Новосибирске.

4. Наработка и выделение оружейного плутония сейчас осуществляется в Северске (Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26). Запасы плутония в России накоплены на много лет вперед, но атомные реакторы в этих городах не останавливаются, поскольку они обеспечивают их теплом и электричеством. Ранее крупным центром производства плутония был Озерск (Челябинск-65), где в 1957 году из-за отказа системе охлаждения взорвалась одна из емкостей, в которой хранились жидкие отходы производства. В результате территория в 23 тыс. км оказалась загрязненной радиоактивными отходами.

5. Сборка ядерных боеприпасов происходила в Сарове (Арзамас-16) Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45) и Трехгорном (Златоуст - 16). Разработка опытных образцов осуществлялась в Сарове и Снежинске (Челябинск-70). Первые атомная и водородная бомбы разработаны в Сарове, где сейчас находится Российский Федеральный ядерный центр.

6. Утилизация ядерных отходов на сегодняшний день является одной из самых сложных экологических проблем. Главным центром является Снежинск, где осуществляется переработка отходов и их захоронение в горных породах.

Ракетно-космическая промышленность - одна из наиболее наукоемких и технически сложных отраслей. Например, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) содержит до 300 тысяч систем, подсистем, отдельных приборов и деталей, а крупный космический комплекс - до 10 миллионов. Поэтому ученых, конструкторов и инженеров в этой области, гораздо больше, чем рабочих.

Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесь разрабатываются МБР (в Москве и Реутове), ракетные двигатели (в Химках и Королеве), крылатые ракеты (в Дубне и Реутове), зенитные ракеты (в Химках).

Производство этой продукции разбросано почти по всей России. МБР производятся в Воткинске (Удмуртия), баллистические ракеты для подводных лодок - в Златоусте и Красноярске. Ракеты-носители для запуска космических аппаратов производят в Москве, Самаре и Омске. Космические аппараты производятся там же, а также в Санкт-Петербурге, Истре, Химках, Королеве, Железногорске. Главным космодромом бывшего СССР был Байконур (в Казахстане), а в России сейчас единственный действующий космодром - в городе Мирный Архангельской области (близ станции Плесецк). Зенитные ракетные комплексы испытывают на полигоне Капустин Яр Астраханской области.

Управление военно-космическими силами и всеми беспилотными космическими аппаратами ведется из города Краснознаменска (Голицыно-2), а пилотируемыми - из центра управления полетами (ЦУП) в городе Королеве Московской области.

Артиллерийско-стрелковое вооружение является очень важной отраслью ВПК.

Самый знаменитый и массовый вид выпускаемого стрелкового оружия - автомат Калашникова, которым пользуются, по крайней мере, в 55 странах (а в некоторых он даже изображен на государственном гербе). Главные центры производства стрелкового оружия - Тула, Ковров, Ижевск, Вятские Поляны (Кировская область), а ведущий научный центр находится в Климовске (Подмосковье).

Артиллерийские системы выпускаются в основном в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде.

До недавнего времени вся информация по такой отрасли ВПК, как производство бронетанковой техники, была закрытой. В последние годы, в связи с общим курсом на большую открытость, коммерческой заинтересованностью производителей в рекламе своей продукции, стремлением к расширению экспорта в средствах массовой информации и специальной литературе появилось много публикаций о производстве в ВПК. Производство бронетанковой техники наряду с автомобиле -, тракторо- и авиастроением является символом второй промышленной и научно-технической революции, которая развернулась в 30-х гг. в СССР. Более подробно остановлюсь на истории танкостроения в России.

До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны - Петроградском - собирались бронеавтомобили.

Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков (15 штук) была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк.

В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе «Большевик» (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1 (900 штук), а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

С начала 30-х гг. началось широкомасштабное производство танков, созданных на базе передовых иностранных образцов. Это было связано с тем, что модернизационные возможности продукции, выпускавшейся ранее на основе трофейных образцов, были исчерпаны, а отечественная школа танкостроения отсутствовала. Фактически в научно-техническом плане страна оставалась зависимой от западных технологических нововведений в этой области .

Закупались лицензии на производство танков в других странах, на базе иностранных проектов создавалась новая бронетехника. Тогда бронетанковая промышленность смогла выйти вперед, и самое главное - была создана национальная школа танкостроения.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе «Красное Сормово» в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод»».

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Сейчас ведущими центрами производства бронетехники являются:

Санкт-Петербург (Кировский завод - танки Т-80 и самоходные орудия);

Нижний Новгород (Нижегородский машиностроительный завод - орудия для БМП-3 и боевые башни для ЗРК «Тунгуска»);

Омск (завод транспортного машиностроения - танки Т-80У, и многие другие.

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону.

Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей. Атомные подводные лодки в настоящее время их производятся в Северодвинске. Другие центры военного судостроения - Калининград и ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

военный промышленный конверсия компания

Особое место в отрасли занимает военное машиностроение, производящее вооружения и военную технику. Кроме , характерных для других производств, для него важное значение имеет военно- стратегический фактор — удаленность от государственных , размещение важнейших предприятий в «закрытых» городах, куда ограничен доступ иностранцев и посторонних людей. Наибольшей концентрацией предприятий военного машиностроения отличаются регионы Урала (Свердловская и Пермская области, Республика Удмуртия). Основные подотрасли следующие.

Производство ядерного оружия

Производство ядерного оружия, включающее добычу урановой руды и изготовление уранового концентрата, обогащение урана, производство тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛ) и оружейного плутония, сборку ядерных боеприпасов и утилизацию ядерных отходов. Основные предприятия находятся в «закрытых» городах, само существование которых до середины 1990-х годов было засекреченным. Главными центрами разработки ядерного оружия являются Саров (Арзамас-16) в Нижегородской области и Снежинск (Челябинск-70), в которых расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Сборка (в настоящее время демонтаж — в соответствии с международными договорами) ядерных боеприпасов осуществляется в Сарове, Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45), Трехгорном (Златоуст-16). Утилизация ядерных отходов (захоронение в горных породах) происходит в Снежинске и Железногорске (Красноярск-26).

Ракетно-космическая промышленность отличается высокой наукоемкостыо и технической сложностью продукции . Ведущие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро подотрасли находятся в Москве и Московской области (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Крупнейшие серийные производства ракет и космических аппаратов расположены в Воронеже, Самаре, Златоусте (Челябинская область), Воткипске (Республика Удмуртия), Омске, Красноярске, Железногорске (Красноярский край).

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность производит самолеты, вертолеты и авиационные двигатели . Предприятия располагаются в основном в крупных городах, имеющих хорошие возможности для кооперирования и значительные квалифицированные трудовые ресурсы. Высока концентрация центров самолетостроения в Поволжском районе — это Казань, Ульяновск, Самара, Саратов. На территории Центральной России самолеты производят в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Воронеже. В азиатской части страны самолеты выпускают в Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. В городе Таганроге Ростовской области размещаются разработка и производство гидросамолетов. Вертолетостроительные заводы находятся в Москве, Люберцах (Московская область), Казани, Ростове-на-Дону, Кумертау (Республика Башкортостан), Улан-Удэ, Арсеньеве (Приморский край). Важнейшие заводы по производству авиационных двигателей расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Уфе, Рыбинске (Ярославская область).

Заводы военного судостроения

Заводы военного судостроения расположены в тех же городах, что и гражданское судостроение. Главным центром является Санкт-Петербург, в котором на многочисленных предприятиях производились суда различных типов — от катеров и сторожевых кораблей до ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В настоящее время российские атомные подводные лодки выпускают только в городе Северодвинске Архангельской области. Утилизация отслуживших атомных подлодок происходит в городах Большой Камень (Приморский край) и Снежногорск (Мурманская область). Военные суда производят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Зеленодольске (Республика Татарстан), Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).

Бронетанковая промышленность является наиболее металлоемкой подотраслью военного машиностроения. Поэтому главные предприятия расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле (Свердловская область), бронетранспортеры выпускают в Арзамасе (Нижегородская область), а боевые машины пехоты — в Кургане.

Производство стрелкового оружия является самой старой подотраслью военного машиностроения. Еще с XVII в. крупным центром производства является Тула. С XIX в. в больших масштабах выпускают оружие в

Ижевске, где делают охотничьи ружья и самый массовый на Земле вид стрелкового оружия — автомат Калашникова. Важными центрами производства являются Ковров (Владимирская область) и Вятские Поляны (Кировская область).

Производство артиллерийских систем со времен сконцентрировано па Урале. Главные центры подотрасли — Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Златоуст (Челябинская область). Современные артиллерийские системы выпускают в Туле, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

Производство боеприпасов состоит из выпуска взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборки боеприпасов (машиностроение). Предприятия отрасли находятся во многих регионах (Челябинская, Пермская, Кемеровская, Владимирская, Тульская области, Республика Татарстан и др.).

Бронетанковая промышленность ФРГ является развитой отраслью ВПК страны. Она способна обеспечить производство всех видов боевых бронированных машин (ББМ): танков, боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), боевых разведывательных машин (БРМ) и другой бронетанковой техники, а также высокий технический уровень разработок и конкурентоспособность как конечной продукции, так и основных систем и подсистем (вооружение, броневая защита, ходовая часть, двигатели).

Германия располагает производственными мощностями с полным технологическим циклом по выпуску современных ББМ. В настоящее время в производстве бронетанковой техники задействовано более 60 заводов базовых отраслей промышленности, в том числе свыше 30 машиностроительных, до десяти автомобильных, три металлургических, два судостроительных, три электротехнических и другие. Это обусловлено особенностями производства составных элементов бронетанковой техники (башни, корпуса, ходовая часть, вооружение, двигатели, различные узлы и агрегаты).

Важное место среди этих предприятий занимают машиностроительные и автомобильные заводы, на которых осуществляется окончательная сборка бронетанковой техники. Расположенные, как правило, в крупных промышленных центрах или в непосредственной близости от них, они оснащены современным станочным и другим технологическим оборудованием. На их территории располагается до 30 производственных корпусов, до 90 технических, служебных, складских и административных зданий, площадки для открытого хранения готовой продукции, комплектующих и заготовок, поступающих с других заводов. Характерным для большинства этих предприятий является наличие на их территории или в непосредственной близости полигонов для ходовых испытаний техники и грузовых железнодорожных станций.

К наиболее важным и постоянно занятым производством бронетанковой техники относятся машиностроительные заводы компаний «Краусс-Маффей Вегманн» (г. Мюнхен), «Мак систем» (г. Киль) и «Тиссен Хеншель верке» (г. Кассель), а также «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (г. Кайзерслаутерн).

Завод компании «Краусс-Маффей Вегманн» является головным предприятием по выпуску танков «Леопард» различных модификаций. На его территории расположены 12 корпусов основных производственных цехов, а также более 20 производственно-испытательных, лабораторно-производственных корпусов и технических зданий. Кроме того, там оборудованы площадки для хранения готовой продукции (часть из них имеет навесы) и есть испытательный полигон для проведения ходовых испытаний выпускаемой техники. На заводе помимо бронетанковой техники налажено производство тягачей, специальных автомобилей и другой транспортной техники для бундесвера. Из гражданской продукции здесь выпускаются локомотивы, автомобили, тягачи, автобусы и различное оборудование для металлообрабатывающей, горнодобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, стекольной и пищевой промышленности.

В настоящее время на этом предприятии по заказу сухопутных сил ФРГ проводятся работы по комплексной модернизации танков «Леопард-2А4» до уровня «Леопард-2А6», а также по усовершенствованию ЗСУ «Гепард».

Танк «Леопард-2А4»


Танк «Леопард-2А6»

За счет собственных средств компании разработан и запущен в серийное производство БТР АТF-2 «Динго» на базе тактического автомобиля «Унимог». Он предназначен для оснащения миротворческих контингентов бундесвера в Афганистане. Поставки сухопутным силам ФРГ ведутся с 2000 года. Также в инициативном порядке разработан и представлен демонстрационный образец легкого БТР «Терьер».

Завод фирмы «Мак систем» является вторым предприятием в стране, специализирующимся на производстве танков «Леопард» и бронированных машин на их базе. Кроме того, здесь налажен выпуск инженерных машин и артиллерийского вооружения (гаубицы, торпедные аппараты, 40-мм ЗСУ). Из гражданской продукции производятся локомотивы, дизельные двигатели и чугунное литье. На территории завода размещены 17 корпусов основных и вспомогательных цехов, до десяти технических и лабораторных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен Хеншель верке» (старейшее предприятие отрасли) специализируется на производстве БМП, БТР и БРМ. Гражданская продукция - дизель-электровозы, электровозы, дизельные двигатели, детали различных машин и механизмов. В настоящее время на заводе проводится капитальный ремонт и модернизация техники. На базе многоцелевой платформы ТН 495 созданы демонстрационные образцы БМП и БТР. На территории предприятия размещены 22 корпуса основных и вспомогательных цехов, до 20 технических, лабораторных и служебных зданий, складские здания для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен индустри-Рейншталь» до середины 90-х годов занимался сборкой БТР (главным образом для войск пограничной охраны) и БРМ на экспорт. Кроме того, здесь было налажено производство башен для танков «Леопард», корпусов САУ и бронетранспортеров. Сейчас завод полностью переведен на выпуск гидротехнического оборудования. Производственное оборудование и техническая документация на БТР ТМ-170 и UR-416 были переданы объединению «КУКА Хеншель». Из гражданской продукции здесь выпускаются оборудование для шахт, резервуары, сварные конструкции, чугунное литье, а также проводится ремонт железнодорожных вагонов. На территории завода размещены 11 корпусов основных и вспомогательных цехов, до 15 технических, лабораторных и административных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

В 1999 году концерн «Рейнметалл» приобрел контрольный пакет акций компании КУКА и сформировал производственное отделение «Боевые машины сухопутных сил». В его состав была включена также фирма «Мак систем», все акции которой с 1992 года принадлежат ему. Рассматривался вопрос о переносе производства БРМ «Визель-2» из г. Киль на предприятие «Рейнметалл Де Тек» (г. Унтерлюс, земля Нижняя Саксония).

БРМ «Визель-2»

Фирмы «Краусс-Маффей Вегманн» и «Рейнметалл» с 1999 года ведут разработку БТР GТК «Боксер», предназначенного для замены бронетранспортеров «Фукс» и М11З. Кроме того, в программе участвуют Нидерланды (местное наименование РWV). Первый прототип нового БТР был продемонстрирован в июле 2002 года, а к серийному его выпуску приступили в 2007-м непосредственно после завершения разработки. Первая серия будет включать 200 бронетранспортеров для каждой страны.

БТР СТК «Боксер»

По финансовым причинам отложена разработка боевой машины NGP, которую предполагалось использовать в качестве базы для создания нового основного боевого танка, БМП и ЗСУ.

Важную роль в обеспечении потребностей сухопутных сил ФРГ в инженерной технике и амфибийных машинах играет фирма «Эйзенверке Кайзерслаутерн». Ее продукция экспортируется в США, Великобританию, Австралию, Канаду и другие страны.

К числу заводов, которые также могут привлекаться к выпуску бронетанковой техники, следует отнести те, что имеют опыт ее производства в предыдущие годы. Это прежде всего предприятия фирм «Арнольд Юнг локомотив фабрик» (г. Кирхен) и «Лютер верке» (г. Брауншвейг - предсерийные образцы танков «Леопард-1»), «Келлер унд Кнаппих» (г. Аугсбург - прототипы танка МВТ-70), «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (БРМ АРЕ), «Даймлер- Бенц» (БТР и БМП) (г. Гаггенау), «Рейншталь, Ганномаг баумашинен» (г. Ганновер), а также компании «Машинен фабрик Аугсбург-Нюрнберг, Верк Нюрнберг (МАН)» (г. Нюрнберг - танки). Возможности перечисленных заводов по производству бронетанковой техники обеспечиваются также внедренными в 80-е годы требованиями к стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции (применение в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции). Этому также способствовали реконструкция отрасли, направленная на установку новейшего оборудования (в том числе микрокомпьютеров и станков с числовым программным оборудованием), и внедрение автоматизированных систем управления производством.

Особое место в отрасли занимают заводы по ремонту и модернизации бронетанковой техники. К их числу относятся шесть специальных ремонтно-восстановительных предприятий, принадлежащих частным фирмам (в городах Бад-Бергцаберн, Берггейм, Веттер, Дармштадт, Франкфурт-на-Майне, Фрейзен), машиностроительный завод компании «Лютер-Верке» и судостроительный - «Фленсбургер Шифсбаугезельшафт» (г. Фленсбург). К ремонту и модернизации бронетанковой техники может привлекаться завод фирмы «Вегманн унд Ко» (г. Кассель).

В ФРГ имеется пять государственных ремонтно-восстановительных заводов (РВЗ), входящих в состав командования поддержки сухопутных сил. Четыре из них занимаются ремонтом бронетанковой техники. Это 800 РВЗ (г. Юлих, земля Северный Рейн-Вестфалия) и 850 РВЗ (г. Дармштадт). В г. Бад-Бергцаберн расположен 870 РВЗ, который специализируется на ремонте радиоэлектронной аппаратуры, в том числе встроенной. После объединения Германии в интересах бундесвера используется 890 РВЗ (г. Доберлуг-Кирххайн, земля Бранденбург).

Ремонтом и модернизацией бронетанковой техники занимаются частные фирмы: «Индустри-Верке Саар» (г. Фрейзен) и «ФФГ Фленсбургер Фарцойгбау» (г. Фленсбург), а также «НФВ Нойбранденбургер Фарцойгверке» (г. Нойбранденбург, земля Мекленбург-Предпомерания). В 2000 году компания «Краусс-Маффей Вегманн» основала в г. Кёлледа (земля Тюрингия) дочернюю фирму «Системинштандзетцунгс Ост», специализирующуюся на ремонте бронетанковой техники на гусеничном и колесном ходу (численность персонала до 150 человек).

Основными направлениями модернизации являются: повышение противоминной и противокумулятивной защиты ОБТ за счет установки на днище дополнительной плиты из титанового сплава и новых бортовых экранов корпуса, а также башни из композиционных материалов со стальной облицовкой; усиление прочности конструкции аварийного люка под механиком-водителем; применение амортизационной конструкции его сидения, что позволит значительно снизить воздействие ударной волны при подрыве на мине. Кроме того, машину предполагается оснастить дистанционно управляемым модулем вооружения с 40-мм автоматическим гранатометом GMG и комплексом оптико-электронного противодействия MUSS, а в состав табельного имущества танка включить навесное бульдозерное оборудование для преодоления завалов на маршрутах выдвижения и оборудования огневых позиций в обороне.

В ходе разработки вооружения и военной техники в интересах ВС ФРГ немецкими специалистами создано новое поколение ББМ средней грузоподъемности, предназначенных для выполнения задач управления, связи и транспортного обеспечения подразделений сухопутных сил. При этом особое внимание при проектировании было уделено возможности их последующей модернизации.

Так, компании «Краусс-Маффей Вегманн» был предоставлен заказ на реализацию проекта создания ББМ «Гризли». Программа разработки предусматривает ее выпуск в вариантах машины управления, транспортной и санитарной машины.

ББМ «Гризли»

В конце 2007 года немецкий парламент одобрил запрос бундесвера на выделение 3 млрд. евро в рамках закупки новых БМП «Пума», предназначенных для замены устаревших «Мардер». Предполагается, что на вооружение сухопутных сил Германии поступят 405 таких машин, после чего 634 «Мардер» будут сняты с вооружения.

БПМ «Пума»

«Мардер-1А3»

Планируется, что с 2010 года БМП «Пума» будет представлена на рынке ВВТ для продажи другим странам.

В рамках программы оснащения сухопутных сил ФРГ новыми видами ВВТ во второй половине 2007 года был разработан экспериментальный образец ББМ «Гефас». При ее создании разработчики основывались на следующих принципах: модульность, высокая защищенность экипажа, подвижность и живучесть.

Машина «Гефас» создавалась с 2003 по 2007 год в конструкторском бюро компании «Рейнметалл лэндcистем» в сотрудничестве с фирмами, которые занимались проектированием и производством отдельных ее систем и агрегатов:

IBD Deisenroth Engineering - разработка пассивной и активной брони;
ESW - проектирование электрической генераторной системы;
MTU Friedrichshafen - производство четырехцилиндрового дизельного двигателя серии 890 мощностью 560 л. с. (MTU 4R890);
Sensor-Technik Wiedemann - разработка системы электропривода;
Timoney Technology - разработка элементов подвески.
Анализ иностранной прессы показывает, что за последние десять лет в производственной базе бронетанковой промышленности ФРГ существенных изменений не произошло. Однако она отмечает наращивание темпов НИОКР по разработке современного ОБТ и модернизации танка «Леопард-2», а также по созданию ББМ.

В целом бронетанковая промышленность ФРГ располагает мощной производственной и научно-технической базой, позволяющей разрабатывать и выпускать современную бронетанковую технику в таких количествах, которые не только обеспечат потребности собственных вооруженных сил, по и позволят осуществлять экспортные поставки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации