Ваш бизнес - От идеи до реализации

Батик — трудоемкая роспись ткани, в результате которой появляются уникальные изделия необычайной красоты. В статье описаны самые популярные виды и технологии батика.

Увидев однажды дивную роспись на ткани, забыть ее уже не удастся. Оригинальность мотивов в сочетании со сложностью исполнения выражают внутренние взгляды и настроение мастера. В то же время ценители и обладатели эксклюзивных вещей, расписанных в технике батик, подчеркивают свою индивидуальность и хороший вкус.

Что такое батик – определение, виды

«batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.

В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.



Батик — ручная роспись ткани

Первые ткани, расписанные в технике батик, появились в 4 веке до н.э. Древние египтяне хоронили мумий, завернутыми в эти изумительной красоты материи.

Виды батика:

  • – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
  • – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
  • – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
  • Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.


Индонезия – страна горячего батика. При помощи расплавленного воска женщины создают огромные картины, обладающие, по мнению индонезийцев, целебными и магическими свойствами.

В Нигерии батик обрел популярность в середине 20 века. Технология африканского батика (адире) заключается в нанесении на ткань перьями крахмального раствора и последующем окрашивании рисунка в цвет индиго. Также в Нигерии часто используется узелковый способ окрашивания ткани.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:

  • Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
  • Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
  • Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
  • Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
  • Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
  • Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
  • Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
  • Фен с режимом холодной сушки.

ВАЖНО: Краски для шелка имеют маркировку Silk. Они более текучие и прозрачные, чем краски для текстиля, обозначенные Textile.



Холодный батик: техника выполнения для начинающих

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить :

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет

ВАЖНО: Чтобы аккуратно набрать, а затем нанести, резерв, опустите в состав «носик» стеклянной трубочки. В это время с другой ее стороны вставьте спринцовку, нажатием на которую можно будет регулировать количество поступаемой и выделяемой жидкости.



После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе :

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.

ВАЖНО: Если картина будет висеть на стене, можно приступать к ее оформлению сразу же после того, как она высохнет. Если же вещь предназначена для носки на теле, батик необходимо предварительно закрепить и обработать паром.



Видео: Технология холодного батика для начинающих

Видео: Мастер — класс «Маки». Панно в технике холодного батика на хлопке

Горячий батик: техника выполнения для начинающих

Выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).


Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты :

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • старые газеты


Ход работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.

ВАЖНО: Газеты для проглаживания батика должны быть старыми. Если использовать свежие газеты, работу можно испортить отпечатавшимися на ткани газетными строчками.



Видео: Мастер — класс. Горячий батик

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.

Материалы и принадлежности:

  • ткань хлопчатобумажная светлая
  • анилиновые красители для тканей х/б
  • плотная нить, веревка, жгут или шнур
  • палитра
  • емкость для окрашивания
  • лопаточка для помешивания


Вся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:

Этап 1 . Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:

  • зашейте
  • завяжите
  • скрутите
  • сложите
  • подогните

ВАЖНО: Внутрь узелков и сгибов можете помещать пуговицы, камешки, ракушки и другие мелкие предметы. Эффект от таких экспериментов может оказаться совершенно неожиданным.

Этап 2 . Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.

ВАЖНО: Окрашивание проводят, следуя указаниям инструкции к краске. Некоторые производители рекомендуют предварительно погружать ткань в кипящий солевой раствор, а только после того, как она прокипит, постепенно вводить в соленую воду краситель.

Этап 3 . После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.

ВАЖНО: Выбранный способ резервирования определяет конечный узор, который получится в результате проведенной работы.



Видео: Мастер — класс по узелковому батику, узор «Спираль»

Батик роспись, живопись по ткани, шелку – картины, панно

Техника батик позволяет создавать настоящие шедевры, служащие впоследствии украшением квартир и домов. Картины и панно батик, выполненные различными способами, могут стать изюминкой любого интерьера, а яркие цвета и диковинные узоры – оживить даже самую строгую обстановку.





Идеи батика — натюрморт, маки, абстракция, цветы, розы, лошади, сакура, рыбы, сова, морская тема, подсолнухи, ирис: фото





Батик. Панно. Натюрморт



Батик, платок «Маки»



Шарф «Абстракция». Батик





Платок «Розы». Батик





Батик. Картина «Лошадь»

Шелковый шарф «Сакура». Батик



Платок «Рыба». Батик

Роспись на шелке «Рыбы»

Шейный платок «Сова». Батик







Платок «Подсолнухи». Батик



Платок шелковый «Ирисы». Батик

«Синие ирисы». Батик

Батик в интерьере: идеи, фото











Батик в интерьере. Подушки

Батик на футболке: идеи, фото







Видео: Футболка в технике шибори, узелковый батик

Какое многообразие цветов в природе!

Какие нежные и яркие цвета, пестрые клумбы, веселые летние поляны.

Сочные и трогательно хрупкие, цветы, несомненно, украшают нашу жизнь!

А как совершенна и разнообразна форма, какие красочные переходы цвета даже в отдельно взятом лепестке!

И всю эту красоту хочется перенести и на бумагу, и на ткань.

Акварель, растекаясь по бумаге, может передать нежные переходы цвета.

Но краски, положенные на ткань, дают еще более неожиданный результат, еще больше подарков от жизни.

Вот этим мы с вами и займемся.

Будем рисовать акварелью эскиз на бумаге, изучая форму цветка,

создавая композицию работы,

пробуя разные варианты цветового решения,

добиваясь максимальной выразительности и декоративности картины.

А потом воплощать задуманное на ткани.

Как панно,

Как платок или шарфик,

Как штора или ширма,

Как волшебное платье или накидка.

Что принести на батик:

Лист акварельной бумаги А3

Карандаш, ластик

Пузырьки маленького размера с крышечкой (хотя бы один)

Несколько крышечек от бутылок воды

Кисти белка разного размера, включая большую

Пакет, чтобы поместилась рама с работой размером 40 х 50

Тряпочка мягкая для вытирания кисточки

Несколько салфеток бумажных

Ватные диски (2-3 шт.) и несколько ватных палочек на случай, если нужно будет исправлять капли

Иголка и катушек ниток

Фломастер черный

Из истории батика.

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова "анбатик" - рисовать, писать.

При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Ткань вымачивали, отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов - для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции - для жилищ и храмов.

Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название "бандхана" и "лахерия".
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки неокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань в начале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет.

Такая роспись могла быть и многоцветной.Техника "лацзе" (узоры воском) очень похожа на батик.
В Японии, куда батик попал из Индии или Китая, он назывался "рокэти". Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.
Когда в начале XVII начале века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик становится уделом кустарей-ремесленников.
Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке.
Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни.Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится в другие страны и культуры. Батик имеет в основном утилитарный характер.

Маргарита
Цветы в технике «Батик»

Цветы в технике "Батик "

Цель : знакомство детей с искусством батика .

Задачи :

1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик » .

2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.

3. Учить применять солевую технику .

4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.

5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.

6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.

7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.

Материалы и инструменты, необходимые для работы : деревянная рамка, пяльца, отрез ткани, акриловая краска по шелку, резерв и цветной контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика » :

Подготовка всех материалов для росписи

Подбор ткани

Создание эскиза на бумаге

Натяжка ткани на пяльца

Перенос эскиза на ткань

Обводка резервом эскиза

Проверка, чтобы не было протёков

Закрепление картины утюгом

Нанесение цветным контуром

Расписать ткань в технике «батик » не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы, выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. Дети 5-6 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Обычно для батика используют тонкие , плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Публикации по теме:

(рисование нитью) В нашем регионе наступили сильные морозы, мы с детками не гуляем, времени много и мы решили сделать что-то необычное для.

Изобразительная деятельность. Нетрадиционная техника рисования-(репчатый лук) «Цветы» Образовательная область: «Художественно – эстетическое.

Конспект НОД в технике рисования граттаж «Цветы» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с цветами из различных материалов. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе «Цветы» в технике «по сырому» Цель: иметь представления о новым жанре живописи - работа акварелью “по сырому” уметь передавать в рисунке образ знакомых предметов,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике батик в ГКП по подготовке детей к школе «Звезда по имени Солнце» ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с техникой холодного батика. Отметить особенности росписи по ткани. Закрепить знание детей о звезде-солнце. 2. Осваивать.

Конспект рисования в нетрадиционной технике граттаж «Цветы в вазе» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе нетрадиционным способом. «Цветы в вазе". (процарапывание по восковой доске).

Мастер – класс «Цветы в технике миллефиори» Воспитатель 1 категории Аблаева Марина Рифкатовна Тема: «Цветы в технике миллефиори».

За окном весна, просыпается природа от зимнего сна, солнышко пригревает и распускаются первые цветы, появляются растения. Столько всего было рождено вдохновленными их красотой поэтами, писателями, художниками, композиторами. Картины, стихи, песни, музыка… Интересно, способны ли творения человека в полной мере передать все великолепие живой природы?

Цветы, как люди, абсолютно разные — нежные, колючие, надменные, скромные, упрямые, величественные. Каждый со своим потрясающим лицом и характером, со своим волшебным ароматом.

Цветы могут выступать как элемент натюрморта или быть главным объектом картины.
Это, пожалуй, самая благодатная натура для рисования. Цветы можно изображать в реалистичной манере или стилизовать их. Гибкие линии растений, листьев, бутонов иной раз сами образуют совершенную композицию на ткани.

Стилизованные цветы часто выступают украшением предметов, которыми мы пользуемся в быту. Они практически везде — на посуде, одежде, часто используются в ювелирном искусстве, а иногда выступают как элементы архитектуры.

В батике, как и в любой работе, все начинается с замысла. Сегодня это будут цветы.

Изображение с цветами строится на всей плоскости картины, не забываем о правилах композиции. Выделяется центр, ему подчиняются второстепенные элементы (например, могут присутствовать ритмические повторы), определяется общий колорит картины.

Когда я рисую цветы, то стараюсь не заполнять все пространство бутонами, стеблями и листьями. Мне кажется, в картине вокруг каждого цветка нужно оставить место. Это пустое пространство уравновешивает заполненное.

Второй момент, на котором я концентрирую внимание — это цвет. В композициях с растениями можно добиться очень красивых цветовых переходов. Для этого на влажную ткань сначала капаем одну краску, чуть поодаль краситель другого цвета и соединяем их сырой кистью по направлению друг к другу.

Контур при всех манипуляциях с красками обязательно должен быть замкнут, иначе цвет покинет границы, и возникнет совсем не тот эффект, который мы хотели получить.
Часто мастера, занимающиеся батиком, рекомендуют сначала прорисовать все листья и лепестки контуром, а потом уже начинать работу с цветом. Однако мне нравится рисовать немного иначе.

Сначала я “раскидываю” по ткани основные цвета. На то место, где предполагается нарисовать бутоны, ложится краска, подходящая их цвету, там, где листья — различные оттенки зеленого. Затем сушу ткань и только после этого уже по раскрашенному полотну работаю контуром. Выбор за Вами, как действовать. Есть масса вариантов, и мне кажется, каждый художник выбирает приемлемый для себя и чуть корректирует под те цели, которые преследует.

Очень важен выбор ткани. Блестящую или матовую, плотную или прозрачную, гладкую или фактурную. Все варианты хороши и имеют свои особенности.


Так на блестящей, нежной, гладкой ткани цвета будут переливаться нежными оттенками и приобретут перламутровое сияние. На матовой, плотной ткани цвет будет ярким, громким. Фактурная ткань придаст особое звучание краскам. Иногда на таком материале удается изобразить даже шорох листьев.

Рисуя цветы на ткани, соблюдаем те же правила, которыми пользовались при работе над другими жанрами.

1. Мысль, идея картины. Выполняем эскиз или несколько. Выделяем композиционный центр, определяем общий колорит работы. Когда поиски лучшего решения закончены, делаем итоговый вариант в масштабе 1:1.

2. Натягиваем предварительно выстиранную и выглаженную ткань на подрамник. Материал должен быть по размерам чуть больше. Закрепляем полотно силовыми кнопками. Следим, чтобы натяжение проходило равномерно и туго.

3. Подкладываем итоговый эскиз под натянутую основу и переводим рисунок. В последнее время я для этого стала пользоваться серебристой гелевой ручкой.

4. Начинаем работу с контуром. Набираем в стеклянную трубочку резерв для холодного батика и аккуратно обводим линии нашего рисунка. Самое важное — контур должен быть замкнут. После того, как резерв нанесен, мы оставляем работу на пару часов до полного его высыхания.

5. Состав высох, значит, пора проверить его целостность — капнуть воду внутрь замкнутого контура и посмотреть, не проходит ли вода границы. Если тест не пройден, нужно высушить этот участок и поверх нанесенного резерва провести дополнительную линию контуром.

6. Итак, все линии проверены и допущены до следующего этапа, можно работать красками. Я смешиваю их на белой тарелке и наношу на влажную ткань. Мне очень нравятся переходы, которые цвета образуют на полотне, соединяясь друг с другом.

7.Снова сушим ткань. Процесс нанесения контура, высыхания и работы с цветом, можно повторять много раз, усложняя картину, делая ее более насыщенной и детализированной.

На каждом этапе важно наблюдать и думать. Случайное пятно может, конечно, испортить и настроение, и работу, а может заставить пофантазировать, как обыграть его и вписать в композицию.


Вы имеете полную свободу действий, ведь Вы автор происходящего на полотне события. И умение “минусы” превращать в “плюсы” будет, несомненно, Вашим достоинством.

Я очень хочу, чтобы в нашей жизни появлялось больше смелых людей, позволяющих себе творить, создавать свою реальность, применяя для этого новые знания и навыки. Пробуйте, даже если страшно. Поверьте мне, это очень интересный, затягивающий процесс.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации