Ваш бизнес - От идеи до реализации

С 1989

Джеф Раскин - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Human Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

С 1989 года по конец жизни – независимый консультант, журналист. Среди клиентов – Intel, Matias Corp., XOFamily, HP, IBM, Motorola, NCR, Xerox, Ricoh, Kraft Systems, Bayer, Agensys, AT&T, McKesson, Technicon, Baan, Kammand Corporation, Toyama Musical Instrument Co., Enlighten Software, Teknowledge, Fujitsu и множество других, в том числе министерство сельского хозяйства США; постоянный автор Forbes, Wired, Mac Home Journal, Pacifica Tribune, Model Airplane News и так далее...

Он вполне серьезно относился к «первому закону робототехники», придуманному Айзеком Азимовым для художественных целей (робот не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы ему был нанесен вред), переделав его формулировку для собственных нужд: «Никакая система не должна вредить контенту или своим бездействием допускать, чтобы контенту был нанесен вред».

Из этого постулата происходит и знаменитая дружественность интерфейса Apple, и многие другие удобства продуктов этой компании, и, может быть, даже известная заносчивость ее поклонников. Кстати, именно Джеф Раскин изобрел однокнопочную «мышь» в противовес первенцу «мышиного» племени от компании Xerox, имевшему три кнопки.

Одна кнопка всегда проще трех, не правда ли?

Что там говорить, происхождение самого названия Macintosh, которое тоже придумал Раскин, выдает в нем мечтателя и романтика – но с практической головой. McIntosh – так называется любимый сорт яблок Джефа; но он специально чуть-чуть изменил написание этого слова, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Джеф Раскин оставил Apple еще в 1982 году – чтобы основать компанию Information Appliance Inc. У этой компании была всего одна задача – сделать так, чтобы компьютер стал обычным инструментом для решения повседневных бытовых задач; ведь Джеф полагал, что единственная задача вычислительных машин – облегчить жизнь человеку.

Одновременно Раскин принялся за психологию познания – и к началу 1990 -х подвел научную базу под проектирование дружественных компьютерных интерфейсов, после чего стало просто невежливo делать их сколько-нибудь сложными для понимания и освоения.

К 2000 году его знания и опыт получили воплощение в ставшей бестселлером книге «The Humane Interface». Джеф ввел понятие «эргономика разума» и корректно и последовательно описал термины и порядок создания интерфейсов, после чего эта прежде творческая дисциплина встала в жесткие рамки и приобрела четкие правила. Книга послужила основанием для сотен компьютерных курсов по всему миру, она переведена на десяток языков, в том числе русский.

Логическим следствием работы Джефа Раскина по максимальному очеловечиванию отношений с компьютером стало учреждение центра под названием Raskin Center for Humane Interfaces, где ведется работа над проектом Archy, целью которого создатели заявляют «переустройство базовых принципов машинных вычислений» и «принципиально новую парадигму отношений человека и компьютера». Сейчас над проектом работает сын Джефа – Аза Раскин.

Жаль, что публичной презентации первой рабочей модели Archy Джеф Раскин уже не увидит.

Раскин тихо скончался 26 февраля 2005 году в родном доме, окруженный родственниками и друзьями не дожив двух недель до 62 лет. Он был 31-м по счету сотрудником в компании Apple, но именно ему она обязана компьютерами Macintosh. Раскина погубил рак поджелудочной железы.

Джеф Раскин совершенно не соответствовал привычному облику компьютерного гуру, и отнюдь не только потому, что был разносторонним и увлекающимся человеком. Он был не просто программистом, но мыслителем и всегда чувствовал моральную ответственность за те коды, которые писал.

Раскин считал, что создатели компьютерного интерфейса принадлежат к той же этической группе, что и хирурги, и их главная задача – не навредить.

Иванищев

Андреевич

Группа №476

Специальность 190623(э)

Лабораторная работа №10

10.1 Тема: Поиск информации на государственных образовательных порталах

10.2 Цель: изучение информационной технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах.

10.3 Изучил теоретические сведения к лабораторной работе

10.4 Ход работы:

http://www.obrnadzor.gov.ru -

Общая информация о службе: положение о Федеральной службе, сведения о руководстве и структуре, телефонный справочник. Сборник официальных документов. Информационные ресурсы. Освещение конкурсов в интересах Рособрнадзора

Образование: национальный проект

http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml

Общие сведения о проекте: цели и задачи, основные направления деятельности, ожидаемые результаты. Освещение проводимых проектов и программ в области среднего, высшего и профессионального образования. Сборник документов. Новости проекта.

Edvisors.com: каталог образовательных ресурсов США

http://www.edvisors.com/ -

Поисковая система образовательных ресурсов США по категориям: дошкольное образование, средняя школа, колледж и университет, высшее и профессиональное образование, педагогические материалы и статьи, дистанционное обучение и пр.

Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал

http://www.humanities.edu.ru/

Материалы по различным социальным и гуманитарным предметам: философия, история, психология, политические науки, государственное и муниципальное управление, международные отношения. Учебные планы, программы, учебные и учебно-методические материалы, научные и официальные материалы. Курсы лекций..

SchoolNetGlobal: британский портал интернет-ресурсов, созданных школьниками

http://www.schoolnetglobal.com/

Интернет-страницы, создаваемые англоговорящими школьниками во всем мире. "Всемирный учебный план" (GlobalCurriculum) по истории, географии и другим предметам: исследовательские проекты школьников.

Модернизация российского образования

http://modern.ed.gov.ru/ -

Материалы официального сайта Министерства образования Российской Федерации: сборник документов и ссылок на специализированные сайты по проблеме модернизации, информация о конференциях, выставках и семинарах.

Русско-Английский

Русско-Немецкий

Информатика

Клавиатура

Программист

Винчестер

Оператор

Лексическое значение

Метонимия

словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Видеокарта

электронное устройство, преобразующее графический образ, хранящийся, как содержимое памятикомпьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора.

элемент восьмой группы (по старой классификации - побочной подгруппы восьмой группы) четвёртого периода периодической системы химических элементовД. И. Менделеева с атомным номером 26. Один из самых распространённых в земной коре металлов (второе место после алюминия).

писчий материал, в древности использовавшийся вЕгипте и других странах. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperuspapyrus), принадлежащее к семейству Осоковые

Скальпель

медицинский инструмент, используемый для рассечения мягких тканей.

стандартизованные методологические приёмы бухгалтерского учёта. Они раскрывают возможности хозяйственных и других процессов и их направление, и они же ставят границы этим возможностям

Личности 20 века

Фамилия, имя

Годы жизни

Род занятий

Джеф Раскин

специалист по компьютерным интерфейсам.

Лев Ландау

выдающийся советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР

Юрий Гагарин

советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, совершившим первый полёт в космическое пространство

входящие в запрос

Структура запроса

Количество

найденных

Информационная

Информационная! Система!

Информационная + система

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0

Информационная - система

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0

«Информационная система»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6%E8%EE%ED%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0

Персональный

компьютер

Персональный компьютер

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0

Персональный & компьютер

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%EF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%EB%FC%ED%FB%F5_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0%EE%E2

(Персональный компьютер)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED%F8%E5%F2%ED%FB%E9_%EF%E5%F0%F1%EE%ED%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%EA%EE%EC%EF%FC%FE%F2%E5%F0

(Персональный компьютер)

http://www.ancor.ru/

Что понимают под поисковой системой?

программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете

Перечислите популярные русскоязычные поисковые системы.

Яндекс - 54%

это простой ссылочный тип, менее мощный, но более безопасный, чем указатель, унаследованый от языка Си. ссылка может приводить к путанице, так как в информатике.

Возможно ли копирование сведений с одной Web-страницы на другую?

В меню Правка этого документа выберите пункт Вставить. Примечание: Невозможно скопировать информацию с одной Web -страницы на другую

Каким образом производится поиск картинок и фотографий в поисковых системах Интернет?

Для поиска информации используются специальные поисковые системы , которые... Web -страниц и каждый месяц программы-роботы заносят в нее 5 миллионов

10.10Вывод: : изучил информационные технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах.

Сегодня речь пойдет о человеке, который приложил немало сил для борьбы с несовершенными пользовательскими интерфейсами, что, можно сказать, привело к созданию Apple Macintosh и не только – были созданы еще множество интересных и полезных девайсов (правда, не все они стали популярны).

Обычно, когда слышат слово (название фирмы) Apple , все думают, что речь пойдет о Стиве Джобсе. О нем у нас тоже будет отдельный разговор, но чуть позже (может, через месяцок). А сегодня предлагаю поговорить о человеке, которого иногда называют непризнанным гением – Джеф Раскин.

Джеф Раскин (Jef Raskin) родился 26 марта 1943 года. Он с детства стал интересоваться компьютерными технологиями. В 1964-1965 годах закончил Университет в Нью-Йорке, стал бакалавром в области математики и философии. В 1967 году он магистром в области вычислительной техники (получил ее в Университете в штате Пенсильвания). В эти же года он организовал несколько своих собственных дел – например, продажи авиамодельного набора, консалтинговую фирму и еще некоторые (кстати, авиамоделизмом Джеф увлекался довольно плотно, сделал множество известных моделей).

В Apple Раскин пришел в 1978 году. Он стал тридцать первым сотрудником этой компании. Сразу же после прихода в компанию, Раскин предложил руководству свою идею по созданию простого компьютера для обычных людей. Руководителям эта идея не понравилась, но дали Раскину разрешение заниматься этим делом.

В самом начале развития этого проекта, Джеф Раскин работал один. Он дал название своему проекту Macintosh (с ошибкой в слове). Через некоторое время в проект пришли и еще некоторые довольно известные люди (например – Стивен Возняк), но все равно – Макинтош был не главной разработкой Apple .

В то время Стивен Джобс занимался проектов Apple Lisa . Но его отстранили от этой разработки – и он полностью переключился на Макинтош, внезапно увидев в нем множество положительных черт для компании.

После того, как в команду Макинтош пришел Стив Джобс, будущий компьютер стал очень походить на комп Lisa . Туда включили мышку, надо которой Джеф Раскин немного поработал – как уже было сказано, он хотел сделать простой компьютер, а для этого оставил в мышке только одну кнопку. После того, как Стив Джобс стал возглавлять все работы по Макинтошу (который, к тому времени, стал флагманом компании) Джеф Раскин не выдержал и уволился из компании. Произошло это в 1982 году.

После увольнения, Раскин решил заниматься своим делом. Он создал компанию Information Appliance , которая выпустила (первой своей разработкой) карту расширения для Apple II – SwyftCard . Это был текстовый моноблок, в котором не было ни пользовательского графического интерфейса, ни файловой системы.

Из этой карты расширения, Джеф Раскин хотел сделать самый настоящий компьютер. Он нашел инвесторов (в лице компании Canon ) – и приступил к разработке своего Canon Cat . Резилз этого компьютера состоялся в 1987 году. Но многие приняли этот компьютер как текстовый процессор, и продаваться Canon Cat стали плохо. В результате чего – разработка и производство было свернуто. Как говорится – Кошка сдохла.

После того, как в девяностых годах компьютер стал очень популярным устройством – Джеф Раскин стал еще больше задумываться о интерфейсах программ. В результате всех этих раздумий, он выпустил книгу « The Humane Interface », которая вышла в 2000 году. В этой книге была описана концепция интерфейса, который был воплощен в будущем – The Humane Environmen (THE ).

Четверть столетия назад, в июле 1987 года, на свет появился довольно необычный компьютер – Canon Cat. Его история, и особенно творческая биография его создателя, знаменитого исследователя в области компьютерного интерфейса Джефа Раскина, связана со многими интересными и малоизвестными страницами в истории компьютерной техники.

Уроженец Нью-Йорка, Джеф Раскин (1943–2005) был специалистом в самых разных областях одновременно. Высшее образование и степень бакалавра он получил сразу по двум специальностям – математике и философии, а магистром стал в области компьютерных наук, причем дипломным его проектом (1967 г.) была музыкальная программа. Музыкантом и композитором Раскин был довольно-таки серьезным – почти профессионально играл на органе и дирижировал камерным оркестром любительского оперного общества Сан-Франциско. Кроме того, увлекался он живописью, стрельбой из лука, велосипедным спортом и авиамоделированием – и даже получил патент на изобретенную конструкцию крыла планера.

Джеф Раскин с моделью своей «кошки»

При таком разнообразии интересов, Раскин и на жизнь зарабатывал самыми различными способами: сначала преподавал изобразительное искусство в университете Калифорнии, после этого основал независимый центр для разработки курса преподавания программирования студентам гуманитарных и художественных специальностей, а затем создал собственную консалтинговую фирму. Именно с последним предприятием связано начало самого интересного этапа в его жизни: в 1976 году Раскина, с учетом его опыта объяснения новейших компьютерных технологий простым человеческим языком, нанимает на работу только что созданная компания Apple – для консультации в деле написания руководства пользователя по языку BASIC для Apple II. А два года спустя он становится и штатным, 31-м по счету сотрудником – руководителем отдела публикаций, который, собственно, и занимался написанием различного рода инструкций и руководств.


Слева направо: Майкл Скотт (первый глава Apple), Стив Джобс, Джеф Раскин, Крис Эспиноза (программист, ныне старейший сотрудник компании) и Стив Возняк

Занятие это, как выяснил вскоре Раскин, было довольно проблематичным: Apple II оказался далеко не тем устройством, принцип работы которого можно было бы понятно объяснить самому неподготовленному пользователю. Например, система вела себя совершенно по-разному в зависимости от опционально установленных дисковых контроллеров, расширений оперативной памяти, типа подключенной клавиатуры и т.д. Исследователь пришел к выводу, что написать толковую и вразумительную инструкцию для существующих ПК от Apple нереально: в идеале нужно было или делать по дюжине примечаний к описанию каждого действия, или даже составлять целое отдельное руководство по использованию… стандартного руководства пользователя.

Джеф Раскин даже не пытался упростить или перестроить архитектуру компьютеров Apple II, а задумал создать совершенно новый тип ПК. Основные идеи своего проекта он при этом формулирует так :

В машине не должно быть слотов расширения, чтобы конечный пользователь не имел доступа внутрь корпуса (разумеется, внешние порты для подключения разнообразной периферии остаются на своих местах);

Объем оперативной памяти должен быть фиксированным, так чтобы все программы гарантированно запускались на любом экземпляре ПК;

Пользователь должен получить полностью укомплектованную систему – со встроенными клавиатурой, монитором и дисководами (а в идеале еще и с принтером);

Исходя из всего этого, разработчики получают возможность совершенно точно определять, как именно будут выглядеть на экране любые шрифты и любая графика, а это не только упрощает написание ПО, но и – что главное – дает возможность быстро научить любого неспециалиста этим ПО пользоваться.

Как ни странно, руководство Apple поначалу восприняло эти необычные идеи в штыки. Стив Джобс, например, в то время ставил себе цель создавать машины как можно более мощные – и, следовательно, дорогие, преимущественно для бизнес-пользователей, – а не общедоступные, домашние и дешевые. Отныне Раскин и Джобс навсегда останутся идейными и личными противниками и будут отзываться друг о друге с явной неприязнью. Первый из них так и не смог привыкнуть к методам руководства второго: «Из Джобса получился бы неплохой король Франции», – не без иронии заметит позднее Раскин.

Зато другие вожди, Стив Возняк и Майк Марккула, хотя и выразили свои сомнения, но все же проявили нужную терпимость, и в 1979 году Джеф Раскин был назначен руководителем исследовательского проекта по разработке компьютера, как тогда говорили, «для человека с улицы». Автор идеи дал своему предполагаемому детищу имя «Macintosh», что одновременно подчеркивало и разрыв с линейкой Apple, и своего рода преемственность: McIntosh был любимым сортом яблок Раскина, а «неправильное» написание было преднамеренным, чтобы избежать споров о торговой марке с производителями одноименной с яблоками профессиональной звуковой аппаратуры.


Те самые яблоки

Правда, создание нового компьютера поначалу продвигалось крайне медленно. В компании ему не придавали никакого значения и финансировали по остаточному принципу. Кроме Раскина, над проектом работало всего трое сотрудников, и несколько раз Macintosh оказывался под угрозой закрытия. Все коренным образом изменилось в 1980 году, когда собственный проект Стива Джобса, Apple III, с треском провалился в продаже – как по причине грубых ошибок в дизайне, так и потому, что цена предлагаемых компьютеров начиналась в районе пяти тысяч долларов. Для сравнения: Apple II на момент своего выхода тремя годами ранее стоил от $1298 (модель с 4 КБ ОЗУ) до $2638 за 48 КБ; очередной «мега-проект» Джобса – Lisa – будет стартовать вообще с астрономической суммы в 10 тысяч долларов (и тоже обернется провалом); ну а Раскин ориентировался на ПК со стоимостью если не до 500, то, по крайней мере, до 1000 долл.

В ситуации кризиса начальство стало обращать на Macintosh больше внимания – и в 1981 году Стив Джобс попросту взял руководство проектом на себя, оставив Раскину лишь программную и документационную часть. В результате новый ПК преобразился внешне, став больше похожим на мини-версию Lisa, чем на небольшой портативный компьютер, который мечтал создать Раскин, – но зато проект наконец-то получил хорошее финансирование, и у его изначального автора появилось больше возможностей по реализации своего видения идеальной программной среды. Основной идеей Раскина был приоритет человека над электронными технологиями, а конкретнее – первенство любых действий пользователя по отношению к работе ПК: машина должна была понимать намерения оператора и на лету переключать программы. Например, если начать просто набирать текст, компьютер должен был перейти в режим текстового редактора, а когда на клавиатуре набирались цифры – автоматически включался калькулятор. Вообще всю рабочую системную среду нового ПК Раскин видел как интегрированный редактор текста и графики – все остальные приложения должны были работать в нем как дополнительные команды, запускаемые посредством меню и интерфейса редактора .


Муляж: персональный компьютер по Раскину – миниатюрный, моноблочный, включая даже принтер, и портативный

Однако, к 1982 году неутомимый Джобс начал подбирать под себя и программную составляющую проекта – он был сторонником новейшего графического интерфейса пользователя и «мыши» в качестве основного контроллера. Джеф Раскин протестовал против и того, и другого: по его мнению, все это было слишком дорого и только замедляло работу оператора и отвлекало его внимание – пусть и выходило в итоге гораздо более зрелищным. Все же Раскину удалось убедить руководство хотя бы минимизировать использование этого вредного грызуна: вместо изначальных трех кнопок а ля Xerox Alto у мышки Macintosh осталась только одна .

Кстати говоря, именно Раскин в свое время обратил внимание Стива Джобса и других своих коллег на исследования, которые велись в недрах Xerox PARC, откуда Macintosh позаимствовал и мышь, и многие идеи своего GUI. Как известно, в ходе работы над новым ПК Джобс организовал себе и своим сотрудникам ознакомительную экскурсию по центру разработки компьютера Xerox Alto, заплатив за нее правом выкупа акций Apple по льготным ценам. Тем не менее, обвинять создателей Macintosh в плагиате никак нельзя. Раскин написал по этому поводу целую статью, в которой доказывал, что приписывание авторства всех новых идей ПК от Apple команде из Xerox PARC несправедливо вдвойне, так как и эта команда спроектировала много интересного, такого, чего нет и не было в Macintosh, и разработчики последнего сконструировали львиную долю своего детища «с нуля». Сам Раскин, например, пришел к идее WYSIWYG (режим редактирования, который выглядел бы точно так же, как и конечный результат) еще в конце 1960-х годов, до того как эта идея была независимо реализована сотрудниками Xerox Palo Alto Research Center в середине семидесятых.

С другой стороны, в команде проекта Macintosh весь период его существования, и во времена Раскина, и под началом Джобса, работало немало бывших сотрудников Xerox, которые подтверждают: хотя и Lisa, и Mac некоторыми ключевыми своими особенностями обязаны разработкам PARC, они все же были независимыми и новаторскими системами. Позаимствовав общий принцип графического интерфейса, с иконками и управлением «мышкой», разработчики из Apple снабдили его такими важными элементами GUI и всех современных операционных систем как строка меню, способ управления drag-and-drop, файловый менеджер и наличие файлов разных типов, панели управления и многое другое – не говоря уже о чисто «железных» новшествах вроде моноблочного дизайна корпуса, серийных портов или дисководов с автоматическим извлечением .


У готового Macintosh 1984 г. было не очень-то много общего с изначальным замыслом Раскина, но основная идея простого и доступного моноблочного ПК все-таки воплотилась в жизнь

К сожалению, все это увидело свет уже без Джефа Раскина – в 1982 году, утратив контроль над проектом Macintosh и не выдержав борьбы с Джобсом, он навсегда уходит из Apple. Хотя сотрудничество с яблочной компанией он при этом не прекращает – особенно с Возняком, всегда высоко ценившим его вклад в развитие компьютерного интерфейса. Раскин основывает собственную компанию – Information Appliance, где пытается воплотить свои замыслы, нереализованные в Macintosh. Под «информационным устройством» он как раз и понимал свой идеал компьютера – похожего скорее на PDA, чем на настольный ПК, и не столько универсального, сколько подчиненного решению одной конкретной человеческой задачи.

Первым продуктом компании Раскина оказывается SwyftCard, плата расширения для Apple II : реализованный на аппаратном уровне текстовый редактор с расширенной функциональностью – как единое рабочее пространство, позволяющее не только создавать тексты, но и управлять файлами, проводить математические вычисления, проверять почту и т.д. В комплект даже входили наклейки для переименования клавиш стандартной клавиатуры; особую роль играла новая клавиша LEAP («прыжок»): если ее нажимали и набирали какой-нибудь текст, происходил поиск в реальном времени – отображались файлы, чье название начиналось с набираемых букв или цифр (идея, которая сегодняшнему пользователю ПК привычна и понятна, в отличие от человека начала восьмидесятых).


Джеф Раскин с одним из прототипов своего ПК Swyft середины 1980-х годов

И все же мечтой Раскина оставалось создание собственного ПК – реализация всех идей не только в программе, но и в «железе». Было изготовлено несколько прототипов портативного компьютера под названием Swyft , однако дальше этого дело не пошло – собственных средств на запуск полноценного производства у Information Appliance не было. Раскину посоветовали поискать поддержку в крупных корпорациях, что он и сделал, подписав в итоге договор с компанией Canon, которая согласилась лицензировать дизайн Swyft и выпустить его в свет под собственной маркой.

Так двадцать пять лет назад, в июле 1987 года и появился Canon Cat – самое близкое к идеалу воплощение идей Джефа Раскина о том, каким должен быть общедоступный персональный компьютер того времени. В моноблочный, как и следовало ожидать, корпус были встроены 9-дюймовый черно-белый монитор, дисковод НГМД 3,5 “ и клавиатура со всеми «фирменными» для Раскина необычными клавишами, включая Leap, Undo и др. Внутри скрывался ЦПУ 68000 от Motorola (такой же точно, как и у Macintosh) с частотой 5 МГц, 256 КБ ОЗУ и модем 300/1200 бит/сек. Все приложения, включая текстовый редактор, коммуникационные программы, орфографический словарь в 90 тыс. слов и среды программирования на ассемблере и языке Форт, были записаны в ПЗУ объемом всего 256 КБ. Из внешних портов «Кошка» могла похвастаться только двумя телефонными разъемами и одинарными серийным и параллельным. Все это весило около 7,7 кг и предлагалось за 1495 долларов.


Canon Cat во плоти. Две красные кнопки под пробелом – «прыжки» влево и вправо

На первый взгляд, новинка напоминала скорее электронную печатную машинку – для ПК того времени технические характеристики выглядели скорее устаревшими, а цена – завышенной. Зато инновационный интерфейс до сих пор привлекает внимание исследователей : хотя вся среда была реализована как текстовый редактор с управлением только с клавиатуры, «Кошка» предоставляла такие возможности по созданию макросов, программированию и математическим вычислениям, что на ней можно было создавать и базы данных, и электронные таблицы .

Увы, несмотря на все свои новаторские особенности, ПК Раскина находился в продаже не более полугода: было продано всего около 20 тысяч экземпляров устройства. Одной из причин провала было неудачное маркетинговое решение Canon, которая почему-то позиционировала «Кошку», с ее огромными возможностями в области программирования и текстового редактирования, как… компьютер для секретарш. Последние, в свою очередь, не могли оценить функциональности необычного ПК и терялись в ситуации «невидимого» интерфейса (ну а казуальные игры для Canon Cat, понятное дело, отсутствовали как класс). Хотя сам Раскин обвинял в неудаче все того же Стива Джобса, который, по слухам, потребовал закрытия проекта своего старого соперника в качестве условия сотрудничества с Canon собственной новой компании NeXT.


Рабочее пространство на экране Canon Cat

Больше Джеф Раскин не пытался создать оригинальный компьютер, но в области усовершенствования компьютерного интерфейса, его приближения человеческим нуждам, продолжал работать до самой своей смерти. В 2000 году он опубликовал на эту тему книгу под заглавием «Человечный интерфейс» (в русском издании слово «человечный» было, правда, убрано из названия, а в тексте переведено как «человекоориентированный»). Тогда же он запускает и проект The Human Environment (THE), позднее переименованный в Archy и посвященный созданию «человеческой» среды программирования и общения с компьютером. Среди самых интересных (но не бесспорных) идей Раскина – например, такие:

Повсеместное использование текста обязательно: графические иконки хотя и допустимы, но без подписей они лишь запутывают пользователей;

Нужно избавиться от «экранов предупреждения», требующих от пользователя подтверждать свои действия: все равно их по привычке никто не читает. А чтобы избежать нежелательных результатов, нужно, чтобы любое действие можно было отменить, – желательно, особой клавишей, – а документ или приложение – закрыть и открыть заново;

Пора прекращать давать названия каталогам и файлам: само содержимое файла или директории выступает для них наилучшим наименованием;

Предыдущая мысль становится реализуемой благодаря применению масштабируемого интерфейса пользователя: например, маленькая кнопочка, от которой изначально виден только значок, при приближении выдает целый текст – скажем, инструкцию по использованию соответствующей программы, а графическое представление каталога, естественно, при масштабировании раскрывает все содержащиеся в нем документы.


Еще один из прототипов портативного ПК Джефа Раскина

Пока что только очень малое количество из этих идей воплотилось в жизнь – и не только в Canon Cat, но и в Ubiquity, небольшом дополнении к браузеру Firefox, разработанном сыном Джефа Азой Раскиным, после того как проект Archy осиротел и частично влился в Mozilla Labs. У Джефа Раскина был диагностирован рак поджелудочной железы – по жестокой иронии судьбы, почти одновременно с его старым оппонентом, Стивом Джобсом. Но прожить после этого ему было суждено совсем немного – выдающегося исследователя интерфейсов не стало 26 февраля 2005 года. И хотя многие грандиозные замыслы Раскина до сих пор остаются нереализованными, он, наверное, был бы рад появлению и популярности таких устройств как iPad и планшеты на Android. Пожалуй, «очеловечивание» самих компьютеров и того способа, каким с ними взаимодействуют люди, приближение программной и пользовательской среды к уровню обыденного человеческого общения – только еще начинается.

«Интерфейс не должен вредить человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред» . Азимов-Раскин

На фото: Джеф Раскин. То чувство, когда ты один знаешь, как сделать интерфейсы правильно, а весь мир делает не так.

Для тех, кто еще не знает Джеф Раскин (Jef Raskin) - специалист по компьютерным интерфейсам, автор статей по юзабилити и книги «The Humane Interface», сотрудник № 31 фирмы Apple Computer, наиболее известен как инициатор проекта Макинтош в конце 70-x.

  • Привел Стива Джобса в Xerox PARC .
  • Носил «гугл-очки» еще до появления компании Google.
  • Ненавидел компьютерную мышь.
  • Создал компьютерную кошку .
  • Не любил GUI , мечтал о ZUI .
  • Ему было мало одного курсора, он сделал два.
  • Дирижировал оркестром.
  • Вместе с Дональдом Кнутом играл на инструментах , и тоже фанател от органа.
  • Написал язык программирования для гуманитариев , который содержал 6 инструкций.

Мой первый интерфейс, где я был максимально продуктивен на то время (и под задачи молодости) - DOS Navigator , затем его сменил Total Commander .

Под катом немного наследия Джефа Раскина.



Джеф Раскин и его «первое яблоко»



Джеф и его портативные пк



Джеф и его банда



Складной велик



Рабочий стол



У Раскина патент на крыло аэроплана



Прототип «кошки» из картона



Молотками и шуруповертами



Кошка в разрезе



Запилим свой шрифт для удобства



Двойной курсор: черное - то, что можно удалить, серое - где начнется печать.



Пасхалка внутри кошки

инструкция

Also try leaping (either way) to the pattern: QWERASDFZXCV
press and hold USE FRONT N (the EXPLAIN command)



Прозрачность для пользователя



Раскин сделал джойстик для Apple //


Немного комиксов

Плакат

Вместе с Джобсом, Раскин нарисовал подсказку-инфографику по синтаксису

Jef Raskin said it was code.
Steve Jobs said it was art.
You decide.


Большая картинка

Книга

Элементы интерфейса часто можно называть привычными в том случае, что они могут легко использоваться «слепым» пользователем. Интерфейсы, построенные на основе принципов, изложенных в этой книге, часто могут использоваться даже слепыми пользователями, – а по отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все являемся в самом прямом смысле слепыми.

Задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей. Мы должны создавать интерфейсы, которые, во-первых, целенаправленно опираются на человеческую способность формировать привычки и, во-вторых, развивают у пользователей такие привычки, которые позволяют упростить ход работы. В случае идеального человекоориентированного интерфейса доля участия самого интерфейса в работе пользователя должна сводиться к формированию полезных привычек. Многие проблемы, которые делают программные продукты сложными и неудобными в использовании, происходят из-за того, что в используемом интерфейсе «человек-машина» не учитываются полезные и вредные свойства человеческой способности формировать привычки. Хорошим примером служит тенденция предусматривать сразу несколько путей решения одной и той же задачи. В этом случае множество вариантов приводит к смещению локуса внимания пользователя с самой задачи на выбор пути.

  • Книга в html (но с назойливой рекламой)
  • Список статей Раскина
  • Статья из Компьютерры

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации