Слайд 1
Терморегуляция организма. Закаливание
Слайд 2
Терморегуляция
Это способность животных организмов поддерживать температуру тела в определённых границах, даже если температура внешней среды сильно отличается. Этот процесс представляет собой один из аспектов гомеостаза. Если организм не может поддерживать температуру в нормальных для данного вида организмов границах, и температура повышается значительно выше верхней границы нормы, такое состояние называется гипертермией. Если же температура снижается значительно ниже нижней границы нормы, такое состояние называется гипотермией.
Слайд 3
Регуляция осуществляется нервно-гуморальным путем
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ = ВЫРАБОТКА ТЕПЛА ТЕПЛООТДАЧА 1
Слайд 4
Роль кожи в терморегуляции
Тепловые рецепторы 30 тыс. рецепторов диаметр кровеносных сосудов, покраснение кожи, теплоотдачи, температуры тела, потоотделения.
Холодовые рецепторы 250 тыс. рецепторов диаметр кровеносных сосудов, теплоотдачи, теплообразования потоотделения.
Слайд 5
ПЕРЕГРЕВАНИЕ
Перегревание - болезненное состояние, возникающее в результате длительного воздействия высокой температуры окружающей среды.
Слайд 6
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание - тренировка и совершенствование теплорегулирующих механизмов, усиление способности организма быстро приспосабливаться к колебаниям температуры и другим изменяющимся климатическим факторам.
ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ: Индивидуальность (подбор процедур под контролем врача) Постепенность (постепенное увеличение дозировки) Систематичность (многократное воздействие фактора)
Виды закаливания: общее (для всех) специальное (люди определенной профессии для работы в экстремальных условиях: космонавты, водолазы, полярники)
ТерморегуляцияСлайд 2
Терморегуляция (теплообмен) - это совокупность физиологических процессов в организме теплокровных животных и человека, обеспечивающих поддержание постоянства температуры тела на определенном уровне с очень небольшими колебаниями.
Слайд 3
Пойкилотермия (от греч. ποικίλος - различный, переменчивый и θερμία - тепло; также эктотермность; ранее использовался термин холоднокровность) - состояние организма, при котором температура тела живого существа меняется в широких пределах в зависимости от температуры внешней среды. Гомойотерми́я (от др.-греч. ὅμοιος - сходный, одинаковый и θέρμη - тепло; также эндотермность, теплокровность) - способность живого существа сохранять постоянную температуру тела, независимо от температуры окружающей среды.
Слайд 4
Голый землекоп (Heterocephalus glaber) – единственное гомойотермное млекопитающее.
Слайд 5
Чему равна температура тела человека?
Слайд 6
А – Температура среды = 20°C B – Температура среды = 35°C или при физической нагрузке Температурная точка
Слайд 7
Слайд 8
Функциональная система терморегуляции
Слайд 9
Центральные терморецепторы (терморецепторы гомойотермического ядра) – термочувствотельные нейроны, располагающиеся в преоптической доле переднего гипоталамуса (меньшее количество термочувствительных нейронов можно найти в мышцах абдоминальной зоны, а также в шейно-грудном отделе спинного мозга. В основном представлены теплочувствительными нейронами. Имеют порог чувствительности в 0,011°C
Слайд 10
Периферические терморецепторы – окончания тонких чувствительных нервных волокон, расположенных в коже, слизистых оболочках, мышцах, сосудах и внутренних органах. В основном представлены холодовыми рецепторами Холодовые рецепторы (около 250000) концентрируются на верхней губе, коже носа, подбородка, грудной клетки и пальцев. В коже располагаются более поверхностно (~0,17мм) Тепловые рецепторы (около 30000) концентрируются в коже кончиков пальцев, носа и локтей. В коже расположены глубже (~0,3мм)
Слайд 11
Центр терморегуляции
Слайд 12
Состоит из двух центров: Центр теплоотдачи и центр теплопродукции. Центр теплоотдачи локализован в области преоптического поля переднего гипоталамуса. Является высшим координирующим (интегративным) центром информации от всех типов терморецепторов организма. Центр теплопродукции в ядрах заднего гипоталамуса и дорсомедиальной гипоталамической области. Взаимодействие осуществляется по реципрокному механизму. Также участвует серое вещество вокруг сильвиевого водопровода, двигательные ядра продолговатого мозга и мотонейроныспиного мозга.
Слайд 13
Слайд 14
«Кажется, мне не нужна эта футболка…» «Где этот чёртов венти- лятор?» «Пойду, штоль, в душ схожу…» Вазодилатация(нат. Конвекция) Излучение Испарение (потоот- деление) Вывод тепла с выды- хаемым воздухом Усиленная конвек- ция. - Повышение секреции вазопрессина в супра- оптическом ядре гипо- таламуса увеличивает реабсорбцию воды в почках. Эта вода способ- ствует теплоотдаче при выделении с мочой и в виде пота.
Слайд 15
Слайд 16
«Кажется, мне нужна Эта футболка… и тот Свитер из шерсти гор- ного барана.» «Бррр» *Скачет на мес- те, потирая плечи.* «Пойду, штоль, в ванне тёп- лой полежу…» Вазоконстрикция «Холодовая дрожь» Липолиз Увеличение синтеза Адреналина Увеличение синтеза Тироксина. (Увеличе- ние интенсивности ме- таболизма клеток при длительном нахождении на холоде.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Увеличенная у новорожденных теплоотдача в сравнении со взрослыми и детьми старшего возраста, т.к. отношение поверхности кожи к массе увеличивается с уменьшением возраста (у новорожденных на 1 кг массы тела приходится 700 см2 кожи, у десятилетних детей - 425 см2, а у взрослых - 220 см2) Также увеличению теплоотдачи способствует сильное развитие кожной сосудистой сети (наибольшее у новорожденных) Основной процесс теплообразования – липолиз. Но в последствии появляется и физическая терморегуляция
Слайд 20
При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37,7-38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5-2,0 °С, а затем через 12-14 часов стабилизируется на отметке в 37 °С. У незрелых, недоношенных детей температур ниже нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных. Приблизительно у 0,3-0,5% новорожденных на 3-5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка.
Слайд 21
После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1,5-2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепло, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32-35°С, для недоношенных - 35-36°С, для запеленатого доношенного - 23 - 26°С, а для недоношенного - 30-33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5-2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. Температура тела становится устойчивой к 3-м годам. Процессы теплоотдачи полностью созревают к 7-8-му году.
Слайд 22
Температура тела в норме в течении суток изменяется в пределах 1°C (36,4-37,4) Наибольшая температура регистрируется вечером (19-20ч) Наименьшая утром (7-8ч) Перепады обуславливаются эмоциональной и мышечной активностью в течении дня.
Слайд 23
Аксиллярный метод – Помещение термометра в подмышечную ямку (норм. t=36,6°C колебания 36,2-36,9°C) Оральный метод – Помещение термометра в рот (норм. t=37°C колебания 36,6-37,2°C) Ректальный метод – Помещение термометра… Нувыпоняли. (норм. t=37,4 колебания 37,3-37,7°C)
Слайд 24
Слайд 25
Гипотермия – снижение температуры гомойотермического ядра до 35-ти градусов Цельсия и ниже. Гипертермия – повышение температуры гомойотермического ядра выше 37-ми градусов Цельсия. Изотермия – Температура в нормальных значениях. При гипертермии и гипотермии терморегуляция в организме человека направлена на возвращение температуры тела к температурной точке.
Слайд 26
Индивидуальность. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов. В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка (данные Г. П. Юрко и др.): I группа - абсолютно здоровые дети, которых раньше уже закаливали; II группа - дети, ранее не закаливаемые, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также относящиеся к группе риска; III группа - дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.
Слайд 27
систематичность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать человека нужно с рождения и на протяжении всей жизни (необходимо, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку, так же как и чистка зубов). Многофакторность. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и др. Принцип сочетания действия местных и общих закаливающих факторов. Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности - периодически менять температуру или продолжительность процедуры. Еще один важный принцип - все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности. Положительная эмоциональная реакция.
Слайд 28
Посмотреть все слайды
«Почвенное питание растений» - Можно также использовать вермикулит и перлит. Участвует в процессе дыхания. Калий K. Почвенное питание растений. Входит в состав хлорофилла, необходимого для фотосинтеза. Кальцийca. Окисление органических веществ. Солнечный свет. Фосфор P. Молибден Mo. Путаница. Жизнедеятельность организмов. Вода и минеральные соли.
«Передвижение веществ в растении» - ПАСТУХ КОРУ НАДРЕЗАЛ У БЕРЕЗЫ» Н. Брауна. Корневое давление. Покровная ткань. Строение стебля. Закрытое устьице. Лист. Так ясен день! Зоны корня. Функции жилок. Зона всасывания. Выяснить: путь движения воды и минеральных веществ по разным органам растения; биологическое значение транспорта веществ; соответствие строения данных органов растения выполняемым функциям.
«Фотосинтез и дыхание растений» - Изображен опыт, доказывающий необходимость углекислого газа для фотосинтеза. Движение растворов органических веществ обозначено синим цветом. На рисунке изображен опыт, демонстрирующий корневое давление. Питание 10. Все живые организмы питаются органическими веществами. Чем питаются все живые организмы?
«Условия жизни растений» - Роль света в жизни растений. Растения, распространенные в засушливых местах. Важную роль в жизни растений играет движение воздуха – ветер. Роль воздуха и ветра в жизни растений. Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней. Высота солнца над горизонтом и отношение растений к свету. Водные растения и растения избыточно увлажненных мест.
Всего в теме 17 презентаций
Cлайд 1
Cлайд 2
Мы узнаем: Сущность и способы терморегуляции, ее рефлекторные механизмы; Механизм закаливания и способы закаливания; Как оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах и переохлаждении.Cлайд 3
? В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?Cлайд 4
Терморегуляция - это уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме. Прием пищи Мышечная работа «холодная дрожь» Образование тепла Отдача тепла Испарение Теплообмен теплоизлучениеCлайд 5
Регуляция теплоотдачи кровеносными сосудами кожи. Заполните таблицу: Температура Окружающей среды Кровеносные Сосуды кожи Температура кожи теплоотдачаCлайд 6
? Опыт доктора Ч.Блэгдена Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126 без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.Cлайд 7
Условия терморегуляции Благоприятствующие Сухой воздух. Умеренная температура среды. Чистота кожи. - Правильно подобранная одежда Затрудняющие Высокая влажность воздуха. Низкая или высокая температура среды. - Воздухонепроница-емая, слишком холодная одежда.Cлайд 8
Перегревание Тепловой удар Общее перегревание организма, температура тела 39-40 Солнечный удар Перегревание головыCлайд 9
Решите биологические задачи: 1.Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? 2.Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению. 3. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода(ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции.Cлайд 10
Выводы: Кожа – главный орган терморегуляции; Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды. Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально.Cлайд 11
? Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?