Ваш бизнес - От идеи до реализации


В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую - Гутенберг.

В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.


Наборные доски с подвижными литерами (слева деревянные, справа - металлические)

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

Книгопечатание на Руси

В Россию искусство книгопечатания в тридцатых годах шестнадцатого века привез Иван Федоров - дьякон московской церкви Николая Чудотворца Гостунского. Свое образование Иван получил в Краковском университете, который закончил в 1532 году.

Первое точно датированное русское печатное издание было выпущено им и его помощником - Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве. Называлась эта работа "Апостол". Второе издание, "Часовник", вышло через год. И это оказалась последняя книга, напечатанная в московской типографии Федорова.

Не обрадованные появлением полиграфии переписчики устроили массовые гонения печатников. При одном из мятежей сгорела до тла типография Федерова. После этой стории Иван с Петром Мстиславцем бежали из Москвы в Литовское княжество. В Литве их с большим гостеприимством принял гетман Ходкевич, основавший типографию в своем имении Заблудове. Там, в Заблудове Федоров проработал до семидесятых годов, после чего, уже без Мстиславца переехал во Львов, где продолжил печатное дело в основанной им типографии.

Знаменитую Острожскую библию - первую в истории полиграфии полную библию на славянском языке, первопечатник выпустил в городе Остроге (где прожил три года до возвращения во Львов) по поручению князя Константина Острожского в конце семидесятых готов шестнадцатого века.

Кстати, история помнит Ивана Федорова не только как первого русского печатника. Имея разностороннее образование, он неплохо отливал пушки и стал изобретателем многоствольной мортиры с взаимозаменяемыми частями.


История России от древнейших времен до начала XX века Фроянов Игорь Яковлевич

Начало книгопечатания

Начало книгопечатания

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена первых мастеров нам неизвестны. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и на государственные средства сооружается типография. Создателями и руководителями Печатного двора (размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице) были дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и белорусский мастер Петр Мстиславец. В марте 1564 г. вышла первая книга «Апостол», хорошо исполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была также выполнена гравюра «апостол Лука» и т. д. В 1565 г. вышли два издания другой книги - «Часовник». Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг «Священного писания», приближал их язык к языку своего времени. Однако вскоре он и Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Причины этого до конца остаются невыясненными. Обосновавшись на Украине (во Львове и Остроге), они в последующие годы снова выпускают ряд крупных изданий: вновь «Апостол», а также «Библию». Во Львове была напечатана и первая книга светского содержания: букварь с грамматикой (1574).

Не прекратилось издательское дело и в России: во второй половине XVI в. работали типографии в Москве и в Александровской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до тысячи экземпляров.

Впрочем, печатная книга даже в XVII в. не вытеснила рукописную, потому что печаталась в основном богослужебная литература, летописи, сказания и даже Жития святых по-прежнему переписывались от руки.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Иван Грозный автора

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Начало книгопечатания Царь Иван был человеком любознательным от природы и не чуждался иноверцев. В юности он подолгу расспрашивал немца Ганса Шлитте об успехах наук и искусства в Германии. Рассказы сведущего иноземца так увлекли царя, что он под конец отправил его в

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ Иоганн ГутенбергЗначение этого изобретения трудно переоценить. Широкое распространение знаний, к которому вело изобретение печатной книги, неимоверно ускорило развитие человечества. Прогресс наступил во всех областях деятельности

Из книги Иван Грозный. Жестокий правитель автора Фомина Ольга

Глава 17 Начало книгопечатания Царь Иван был человеком любознательным от природы и не чуждался иноверцев. В юности он подолгу расспрашивал немца Ганса Шлитте об успехах наук и искусства в Германии. Рассказы сведущего иноземца так увлекли царя, что он под конец отправил

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1445 Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом Суть открытия Гутенберга (ок. 1400–1468), ювелира из Майнца, была в том, что он вырезал из металла отдельные выпуклые буквы, собирал их в строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Первой книгой, напечатанной таким

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.6.3. Изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг На самом деле книгопечатание изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг. Считать так - значит придерживаться так называемого европоцентристского подхода, при котором на первое место принято выдвигать достижения европейцев,

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

108. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславеп в типографии, основанной по инициативе Ивана IV, выпустили первую книгу «Апостол». Эта книга, выполненная очень хорошо в техническом отношении, положила начало книгопечатанию в

автора

7.1. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ Возрождение, великие открытия, научно–техническая революция, капиталистическое промышленное развитие - эти всемирно–исторические процессы требовали разнообразнейших знаний и сведений, распространявшихся убыстряющимися темпами,

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

8.1. КНИГА В ЕВРОПЕ И НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В XVII ВЕКЕ XVII век с его усилением политической борьбы, век надвигающихся революций и демократизации общества потребовал выпуска большего количества дешевых изданий.Если в XVI веке основную массу книг

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

Глава 12. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

12.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В МОСКВЕ Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства.Прежде всего

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

12.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЛИТВЕ, НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ Из Москвы Иван Федоров и Петр Мстиславец отправляются в Великое княжество Литовское. Они обосновались в Заблудове у гетмана Г. А. Ходкевича, который принадлежал к числу сторонников

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания 2.1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Революция книгопечатания Между 1440 и 1450 годами ювелир и шлифовщик зеркал Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг первым начал изготовлять из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде. Он набирал из литер строки в специальном коробе и с помощью

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

4. Появление в России книгопечатания Огромное значение имело появление в России книгопечатания. Печатание книг началось лишь в середине XVI в., при Иване Грозном. Сначала это бьша т. н. «безвыходная печать» (с 1550-х гг.), потом – с выходными данными (т. е. указанием места, года

14 марта, в нашей стране празднуется День православной книги. Этот праздник, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла и отмечается в этом году шестой раз. День православной книги приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года.

Берестяные грамоты

Сегодня мы бы хотели познакомить вас с историей возникновения книгопечатания на Руси. Первые древнерусские письма и документы (XI-XV вв.) процарапывались на березовой коре – бересте. Отсюда и пошло их название - берестяные грамоты. В 1951 году археологи нашли в Новгороде первые берестяные грамоты. Техника письма на бересте была таковой, что позволяла текстам сохраняться в земле столетиями и мы можем благодаря этим грамотам узнать, чем жили наши предки.

О чем же они писали в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли там же, в Новгороде сразу, 16 берестяных грамот, датируемых XIII в. Это были ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Рукописные книги

Рукописные книги появились немного позже берестяных грамот. Многие века они являлись объектом восхищения, предметом роскоши и собирательства. Стоили такие книги очень дорого. По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» появилась на свет в середине XI века. Книга эта принадлежит перу диакона Григория, который переписал Евангелие для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие» - истинный шедевр книжного искусства! Книга написана на отличном пергамене и содержит 294 листа! Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: «Евангелие от Иоанна. Глава А». Также в нем имеются три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука. Диякон Григорий писал «Остромирово Евангелие» шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.

Создание рукописи было тяжёлым и изнурительным трудом. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах, и основными центрами книгописания в средние века служили монастыри.

Изготовление древних рукописных книг было также делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел только царь.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе. Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Летописи

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то» и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.

Самым знаменитым из летописных сочинений (XII в.), описывающем в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси можно назвать «Повесть временных лет» - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры и, прежде всего, Нестора летописца.

Книгопечатание

Книги на Руси ценились, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон. Но всевозрастающая потребность в книгах положила начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине XVI столетия, в пору царствования Ивана Грозного, который в 1553 году устроил в Москве книгопечатню. Для помещения типографии царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Этот печатный двор был сооружен на средства самого царя Ивана Грозного. В 1563 году его возглавил диакон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Он закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, на котором писал и печатал, знал латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Первую книгу Иван Федоров со своим учеником печатали целый год. Называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов») и выглядела внушительно и красиво, напоминая рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам. Она состояла из 267 листов. Эта первая печатная книга вышла в свет 1 марта 1564 года. Этот год и считается началом русского книгопечатания.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стали готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.

Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла «Азбука» в 1574 году. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова.

Так и появились на Руси первые православные книги и азбука.

Ю.С. Верещетина, журналист

Книгопечатание во второй половине XV века уже получило значительное распространение в славянских землях.

В Чехии первая печатная книга вышла в 1468 году, а в Польше в конце XV века в краковской типографии Фиоля было напечатано уже пять книг на церковно-славянском языке. В 1517 году в Праге приступил к изготовлению Библии Франциск Скорина. Переехав из Праги в Вильно, он основал там типографию, из которой в 1525 году вышла первая печатная книга на белорусском языке. Издания Фиоля и Скорины получили распространение в Москве.

В Черногории, Цетинье, первая книга на славянском языке была напечатана в 1493 году, а в Сербии, в Белграде, - в 1553 году. Начиналась подготовка к организации печатного дела в Москве.

В 1552 году датский король Христиан III отправил посла с письмом к Ивану IV Грозному, в котором убеждал молодого государя принять лютеранскую веру и предлагал царю разрешить его подданному Гансу Миссенгейму напечатать Библию и ещё две протестантские книги в нескольких тысячах экземпляров в переводе на отечественный язык, дабы «сим способом можно будет в немногие годы содействовать пользе ваших церквей». Иван IV отклонил это предложение. На Руси были полны решимости организовать печатное дело в Москве собственными силами и средствами.

К сторонникам книгопечатания принадлежал виднейший деятель культуры того времени митрополит Макарий. Но было и немало противников. Многочисленный отряд переписчиков книг тревожила перспектива лишиться заработка, некоторые бояре боялись ослабления своего политического влияния и усиления авторитета царской власти и церкви, среди духовенства опасались распространения в народе «еретических идей». Однако царь и сторонники книгопечатания мало обращали внимания на оппозицию. Церковь крайне нуждалась в богослужебных книгах, спрос на которые не могли удовлетворить переписчики. Особенно - в огромной, недавно присоединённой Казанской стороне. Помимо этого, в рукописных богослужебных книгах было немало ошибок, разных вставок и нелепостей. Необходимо было очистить их от разночтений и заменить печатными книгами.

Сторонники книгопечатания стали искать способного мастера, который мог бы организовать типографское дело. Таким мастером и оказался Иван Фёдоров, дьякон Николо-Гостунской церкви в Кремле, опытный переплётчик, столяр и переписчик. Сведений о его происхождении и жизни практически не сохранилось. Как установил Е. Л. Немировский, в промоционной книге Краковского университета имеется запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен «Johannes Theodori Moscus». Это, в свою очередь, говорит о том, что Иван Фёдоров родился около 1510 года. Мастер использовал в своем типографском знаке элементы герба рода Шренява, к которому принадлежали более десятка украинских, белорусских и польских шляхетских фамилий, живших в то время на территории Великого княжества Литовского. Это свидетельствует в пользу того, что сам Иван Фёдоров был также из этого рода.

Сначала в Москве соорудили Печатный двор, в строительстве которого Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец, белорус из Мстиславля, приняли самое деятельное участие. Как только на Никольской улице, поблизости от Кремля, было выстроено прекрасное здание, приступили к организации типографии и к первым опытам печатания книг. Таким образом, развитие печатного дела на Руси обязано своим появлением государству, в то время как на Западе книгопечатание появилось благодаря частным лицам.

Недостаточно было иметь только печатный станок, ко всему прочему требовались и литые металлические литеры. В отличие от книг Франциска Скорины, приспособившего для славянского книгопечатания европейские шрифты, книги Ивана Фёдорова продолжали традиции русской рукописной книги. Его шрифты удивительно изящны и восходят к московскому полууставному письму.

Первая книга, изготовленная Иваном Фёдоровым, - «Апостол». Она набиралась и печаталась почти год и вышла 1 марта 1564 года.

В послесловии к ней о появлении первых печатных книг было сказано: «Благоверный

царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торжищах покупать и в церквах класть... Но среди них нашлось мало пригодных, прочие все растлены (испорчены) от преписующих ненаучных и неизкусных в разуме и не исправлявших то, что писали. Когда это дошло до слуху царя, он начал помышлять, как бы изложити печатные книги, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и в прочих языках, дабы впредь святые книги излагались правильно... и так возвестил мысль свою преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Святитель же, услышав это, очень возрадовался и сказал царю, что он от Бога извещение принял и дар свыше сошедший». Вскоре царь отдал распоряжение приступить к изготовлению второй книги - «Часовник». Печатание её началось 7 августа 1565 года и было закончено 29 сентября того же года. Иван Фёдоров очень высоко поставил типографское дело в Москве. Итальянский купец Барбарини, посетивший Печатный двор, изумился мастерству русских в книгопечатании: «В прошлом году ввели у себя печатание... и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве».

Между тем вокруг московской типографии и Ивана Фёдорова сгущались тучи. Его противники и завистники - «начальники» (боярство) и «священно-начальники» (духовен тво) - обвинили мастера в ереси, стремясь погубить дело, как это свойственно «злонравным неучёным и неумным людям». В 1563 году умер митрополит Макарий, покровительствовавший московским печатникам. Это принудило Ивана Фёдорова и его помощника Петра Мстиславца бежать «от земли и отечества» в «ины незнаемы (неизвестные) страны».

Но погубить великое дело не удалось. В 1568 году московский Печатный двор возобновил свою деятельность с помощью других мастеров - Невежи Тимофеева и Никифора Тарасиева, быть может, учеников московского первопечатника.

Время бегства из Москвы Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца точно неизвестно. В 1568 году они уже находились в Заблудове, имении крупного белорусского магната Григория Александровича Ходкевича. Убеждённый противник объединения с католической Польшей, Ходкевич боролся противополячивания населения литовских и белорусских земель. Для поддержания Православной Церкви и защиты белорусской народности он задумал напечатать богослужебные книги на славянском языке. Ходкевич предложил московским беглецам организовать типографию в его имении. Предложение было принято, и в Заблудове менее чем за девять месяцев было напечатано «Евангелие учительное».

Вскоре Пётр Мстиславец покинул Заблудово и ушёл в Вильно, где приступил к организации типографии купцов братьев Мамоничей, а оставшийся Иван Фёдоров в 1570 году отпечатал другую книгу - «Псалтырь». Но на том и кончилась типографская деятельность Ивана Фёдорова в Заблудове. Ходкевич отказался продолжать начатое дело. В награду за работу он предложил Ивану Фёдорову пожаловать деревеньку, но первопечатник отказался от этого дара.

Сам Иван Фёдоров так определял своё жизненное призвание: «Надлежит мне по свету рассеивать и всем раздавать духовную эту пищу». После долгих мытарств ему удалось организовать типографию во Львове, в которой в конце февраля 1573 года он приступил к печатанию первой на новом месте книги. Это был тот же «Апостол», который мастер когда-то отпечатал в Москве. По внешнему виду вышедшее через год львовское издание «Апостола» напоминало московское, был использован тот же шрифт. Однако продолжить начатое дело во Львове не удалось. Материальное положение первопечатника сильно пошатнулось, он попал в долги к ростовщикам и вынужден был оставить город.

По предложению князя Константина Острожского Иван Фёдоров прибыл в его имение. Князь Острожский был также защитником православной веры и украинской народности от натиска польской католической церкви и иезуитов. С начала 1577 года Иван Фёдоров начал печатать в новой типографии ставшую впоследствии знаменитой Острожскую библию. Пока выправлялся текст Библии, он приступил к изданию «Нового завета с псалмами Давида», который вышел в сентябре 1580 года «в насаждение всему народу русскому». Что же касается Библии, то она, с исправленным окончательно текстом, была закончена 12 августа 1581 года. Внешнее и внутреннее её оформление было замечательно красивым. Острожская библия стала «лебединой песней» московского мастера.

Вскоре из-за каких-то недоразумений с могущественным князем он решил вернуться во Львов, где оставалась его семья. Он направился туда со своим помощником Гриней и с книгами острожской печати. По прибытии во Львов, в конце 1582 года, Иван Фёдоров вновь организовал типографию. Но первопечатнику не удалось возобновить дорогое для него дело. Осенью он заболел, а 5 декабря 1583 года скончался. Знаменитый мастер умер в полной нищете. Все имущество ушло на погашение многочисленных долгов. На могиле великого сына Русской земли была поставлена надгробная плита. В центре её высечен книжный знак печатника. Ниже надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных»

Это событие считается революционным в истории книжного дела. Начало книгопечатания дало огромный толчок к развитию грамотности. Это было связано с быстрым распространением человеческой мудрости, копившейся веками, культурных творений. Среди населения мира резко повысилась тяга к чтению, что способствовало развитию культа знания.

Необходимо отметить, что изобретение типографского станка не являлось событием спонтанным. Все его элементы формировались постепенно. В различные эпохи функциональные части станка приобретали различные формы.

Существуют различные сведения о том, кто положил начало книгопечатания. История описывает первые опыты книжного дела в Корее, Монголии, Японии, Китае уже в 10-11 веках. Но, к сожалению, реально созданные книги, так многократно описанные, до наших дней не дошли. Именно поэтому считается, что начало книгопечатания было положено Иоганном Гуттенбергом (1399-1468). Соединив различные технологии, существовавшие тогда в производстве, он изобрел совершенный на тот момент способ издания книги. Во-первых, Гуттенберг стал основоположником нового шрифта. Вместо отдельных литер стали применяться отлитые в зеркальном изображении металлические штампы. Их вдавливали в углубления заливались специальным сплавом, который содержал сурьму, свинец и олово. Таким образом, стало возможным отливать слова и буквы в большом объеме.

Гуттенберг в 1450 году приступил к изданию полной версии Библии (первой в Европе). Между 1452-м и 1454-м (по разным источникам) ему удалось отпечатать 42-строчное издание. Называлась так Библия из-за того, что на каждой ее странице (всего страниц было 1282) располагалось 42 строки в две колонки.

Ученики Гуттенберга (Паннарцт и Свенгейм) начали распространять изобретение издательской технологии в странах Европы. Таким образом, начало книгопечатания способствовало созданию новой отрасли культуры и производства одновременно - типографского дела. Ввиду того, что понятие «издательство» отсутствовало в те времена, новая специальность предполагала восприятие дела полностью, включая продажу изданий в лавках при типографиях.

В истории издательского дела 1500 год считается знаковым. К этому моменту производство книги приобрело массовый характер, несмотря на достаточно высокую себестоимость. При этом отпечатанные ранее 1500 года издания назывались «инкунабулы» - произведенные в «колыбели» книжного дела, выпущенные позднее этого года получили название «палеотипы» - «старинные книги».

Начало книгопечатания на Руси датируется 1550 годом. В то время правителем был который оказал значительную поддержку развитию типографского дела. Но, к сожалению, были выпущены «анонимными» (не содержали выходных сведений). Поэтому в истории не зафиксированы данные о первой типографии.

Считается, что Иван Федоров стал первопечатником на Руси. Выпущенный им «Апостол» 1 марта 1564 года стал образцом полиграфического искусства того времени. Эту книгу выпустили при содействии и по указанию митрополита Макария. Издание представляло собой классическое толкование христианского учения последователями Христа. Предназначена была книга для религиозных деятелей.

В 1565 году Федоров в месте с помощником выпустили ставшую более популярной книгу «Часовник». Таким образом, было положено начало российского типографского дела. Последователи Федорова после выпустили «Псалтырь». В общем в16 веке в Московской типографии было издано девятнадцать книг. В последствии штат издательского дома был расширен. В нем начали работать корректоры, редакторы и прочие специалисты.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации