Ваш бизнес - От идеи до реализации

Роман Александра Сергеевича Пушкина называют энциклопедией русской жизни. Действительно, в этом произведении удивительно полно отражена русская действительность. Это роман и социальный, и психологический, и исторический…И, несомненно, это роман о любви. «Евгений Онегин» привлекает в том числе и захватывающим, а главное, нестандартным любовным сюжетом.

Композиция романа зеркальна. В начале романа – письмо Татьяны к Онегины, затем свидание героев и отповедь Онегина. В конце романа – письмо Онегина к Татьяне, потом второе свидание.

Проследим за историей любви с самого ее зарождения. Знакомство героев происходит в деревне, куда приехал скучающий Евгений. Татьяна обращает внимание на молодого человека, «В сердце дума заронилась/ Пришла пора – она влюбилась». Образ возлюбленного жил в сознании Татьяны еще до того, как она встретила Евгения. Этот образ складывался при чтении французский романов, которые она так любила. Девушка жила мечтой о любви. Ничего удивительного в том, что, встретив видного dendi, она «вмиг узнала» его. Закономерным кажется и дальнейшее письмо девушки, адресованное возлюбленному, в котором она признается ему в любви (очень смелый шаг для девушки по меркам того времени). Однако уже в первых строках письма можно увидеть намек на будущую Татьяну, которая сумеет отказать Евгению. «Я к вам пишу/ Чего же боле?» Татьяна отлично понимает смелость своего письма. Но не может пересилить себя: чувство сильнее.

Нельзя утверждать, что Евгений безразличен к Татьяне. Он, в отличие от Ленского, сумел оценить ее поэтичность, ее индивидуальность. Вспомним, как он говорит другу: «Я выбрал бы другую,/ Когда, как ты, я был поэт». Письмо Татьяны встрепенуло в Евгении «давно умолкнувшие чувства». Его поразила искренности девушки, та искренность, которую не встретишь в свете. Но скучающая душа Евгения бежит от сильных чувств. Евгений не готов к любви. В этом главная его трагедия на тот момент.

Далее события развиваются закономерно: Татьяна, охваченная сильным чувством, пишет Евгению письмо, Евгений, прочитав письмо, решает объясниться с Татьяной. Во время свидания героев Онегин поучает Татьяну, говоря, что нужно уметь сдерживать свои чувства. На этом первое свидание героев заканчивается.

Перенесемся в конец истории. Последняя глава. В Петербурге, в блестящей зале, в вихре бала, мы видим старого знакомого, Евгения. Он приехал в Россию после долгих путешествий. И вот Евгений видит блестящую даму, «законодательницу зал». Он очарован, пленен ею. Он влюбляется как ребенок, поначалу не осознавая этого…

Эта дама, жена генерала – Татьяна. Она запомнила совет Евгения и теперь при встрече с ним ведет себя сдержанно. Холодность Татьяны вводит Онегина в отчаянье. В порыве чувства он пишет ей письмо, в котором говорит о любви. Сравнивая два письма, нетрудно заметить, что они очень похожи, в том числе и по композиции. «Когда б вы знали, как ужасно/Томиться жаждою любви…» пишет Евгений Татьяне, которая когда-то сама это все испытала. Но во время второго свидания уже Евгений получает отповедь Татьяны. События зеркальны.

Было ли возможно счастье Евгения и Татьяны? Сложно ответить на этот вопрос. Но рискну предположить: их счастье невозможно. Евгений в начале произведения не способен полюбить, как и Татьяна в конце произведения не способна на измену мужу. Это заложено в характерах героев. По этим законам построено все произведение.

    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...

    Роман Пушкина учил презирать общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал все прекрасное, подлинно человеческое, провозглашая необходимость связи русской культуры с народом, с...

    В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает немаловажное место тема дружбы и любви. Уже в первой главе автор говорит, что Онегину «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм,...

    Начиная читать литературное произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин», я даже не могла представить себе, насколько прекрасно и интересно это произведение. Стихотворная форма литературное произведение гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувства...

«Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво-его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна »,— справедливо писал в одной и своих ста-тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский . Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения, именно их характеры стали объектом пристального авторского внимания. Раскрыть как можно глубже внутренний мир «милой» Татьяны и «доброго приятеля» Онегина — было одной из важ-нейших задач поэта.

Огромное значение в этом плане имеют письма ге-роев друг к другу. Письмо, в особенности таящее в себе любовное признание,— это опрокинутая чаша мыслей и чувств. Подлинная искренность и откровен-ность такого послания являются залогом того, что душа автора письма будет действительно обнажена.

Кроме того, настоящая сущность человека проявляет себя именно в критические моменты жизни, а любов-ное признание — одно из тяжких испытаний.

Итак, Татьяна решается писать Онегину. Ее пись-мо, как отмечал В. Г. Белинский, «высочайший обра-зец откровения женского сердца». И с ним нельзя не согласиться. Критик полагал, что «сочетание просто-ты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения....», потому что в послании Татья-ны, действительно, рядом с предельной откровенно-стью соседствует простота.

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Уже в самом начале письма звучит глубокая вера Татьяны в порядочность ее избранника и доверие к нему. Боясь быть наказанной презрением, Татьяна все же изливает откровения «души неопытной». Она уверена, что пишет именно тому человеку, который послан ей Богом, а потому она будет верна ему до кон-ца. Сколько страсти в ее словах, сколько подлинного умения любить! Не признаться Онегину Татьяна не может: ее душа пылает чувством, которое она давно ждала и о котором мечтала. Кокетничать и пытаться заслужить внимание иным способом не в ее характе-ре. Такое поведение — доказательство исключитель-ности героини.

Онегин отвечает на откровения Татьяны холодным и отрезвляющим разговором, но наступает момент, когда и этот знаток «науки страсти нежной» берется за перо. Что же толкает его на это? Новое свидание с когда-то отвергнутой им женщиной. Самая первая ре-акция Онегина на появление Татьяны — смятение, сомнение, шок:

Ужели,— думает Евгений,— Ужель она? Но точно... Нет... Как! из глуши степных селений...

Он ожидает того же и от Татьяны. Робкая, молча-ливая, некогда пораженная стрелой Амура , она не-пременно должна была испытать замешательство, ра-дость, стыд.... Что угодно! Онегин надеялся поразить ее своим появлением. И героиня, конечно, «удивлена, поражена», но внешне... абсолютно спокойна. А ведь скольких душевных сил стоило ей, страстной и по-прежнему любящей, это самообладание. Она «дру-гому отдана » и будет «век ему верна». Ни тени посто-роннего чувства не может появиться на ее лице.

Независимость Татьяны, ее неприступность, сдер-жанность, положение в свете задели Онегина, взвол-новали его. Она уже не деревенская девочка, а «равно-душная княгиня», «неприступная богиня роскош-ной, царственной Невы». Сраженный, Евгений садится за письмо.

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски», — отмечал Белинский. Но уже первые строки этого письма отличают его от послания Татьяны:

Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Какому злобному веселью Быть может, повод подаю!

Онегин, в отличие от Татьяны, не доверяет адреса-ту письма, он воображает себе ее злорадство, счастье от осознания отомщения, высокомерие. Но ведь этих качеств в Татьяне никогда не было и появиться уже не могло.

Любви Татьяны Евгений так и не понял, да и ее саму тоже вряд ли «раскусил». А тот огонь подлинно-го чувства, который терзает ее сердце и заставил неко-гда сделать первый шаг, Евгений называет всего лишь «искрой нежности».

Теперь у него изменилось отношение к пониманию счастья, теперь он осознает, что «вольность и покой» не могут заменить любовь и счастливую семейную жизнь. Но это не утешает героиню, потому что Онегин и не задумывается о том, что Татьяна осталась преж-ней: положение в свете нисколько не переменило ее. Замечательно сказал об этом Ф. М. Достоевский: «...это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!» Но именно прежнюю-то Онегин и не понял, он не смог ее полюбить, не оценил, пренебрег ею. И, явись она ему в прежнем образе, он пренебрег бы Лариной и сей-час.

«А счастье было так возможно, Так близко! » — с грустью замечает Татьяна. Онегин так и не понял, что такие натуры, как она, любят один раз в жизни. По-следние слова героини, адресованные Евгению, явля-ются свидетельством высокого душевного благородст-ва, нравственной чистоты, верности долгу, целомуд-рия.

Два письма... Оба о любви, и оба совершенно раз-ные. Они дают ясное представление читателю о герое и героине, помогают увидеть, понять, почувствовать их характеры, прожить вместе с ними маленькую час-тичку их духовной биографии.


Сочинение

Два письма – два признания (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Вступление – ставим основной вопрос

I Что их объединяет

1 Боязнь осуждения обществом

2 Предположение вероятного отказа

3 Одиночество

4 Незнание объекта любви

5 Отказ от личного счастья

II Чем они отличаются: Т. – мечтательница, О. – эгоист (ответ на осн.

Заключение – о современности

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель встречает два письма, два пылких, отчаянных признания в любви. Однако именно письмо Татьяны Лариной продолжает восхищать миллионы людей на протяжении столетий. Быть может, послание Евгения Онегина незаслуженно «уходит на второй план»? Попытаемся в этом разобраться.

Казалось бы, эти письма столь многое объединяет. Оба автора переживают от мысли об осуждении обществом и боятся, что их чувства почти наверняка будут отвергнуты. Не принято, чтобы девушка первая открыто признавалась в любви. Тайная связь замужней дамы также будет подвергнута всеобщему порицанию, станет предметом для сплетен. Тем не менее, чувства, испытываемые героями, настолько сильны, что молчать о них они просто не в силах. В первых же строках Татьяна склоняет голову от стыда:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Такую же реакцию на своё признание ожидает Евгений Онегин:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Оба главных героя страдают от одиночества, наедине с собой в окружении множества людей. Татьяна резко отличается от своей жизнерадостной сестры:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает…

Пресыщенный высшим светом, повидавший мир во время путешествий, Евгений Онегин ни к чему и ни к кому не испытывает привязанности, ощущает себя «чужим для всех». Впрочем, такие умонастроения могли быть навеяны модной литературой, ведь портрет лорда Байрона в кабинете «москвича в Гарольдовом плаще» висел не случайно.

И Онегин, и Татьяна искренне заблуждаются относительно того, что на самом деле представляет из себя объект их любви, какими качествами он обладает. Татьяна, воспитанная на романтических романах, живёт ожиданием единственного на всю жизнь ангела-хранителя:

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Онегину же именно богатый жизненный опыт не позволяет оценить и принять счастье, дарованное судьбой. Как мог он даже предположить, что его признание Татьяне может стать поводом для «злобного веселья»! Первую любовь, всецело завладевшую Татьяной, он характеризует как «искру нежности». Для него завести очередной роман – лишь «милая привычка». Обидно, что из-за холодного, эгоистичного человека Татьяна вынесла столько горя и обрекла себя на брак без любви.

Оба героя наивно полагали, что найдут счастье в чём-то другом: Татьяна – в привычных ежедневных занятиях (как её мама), Онегин – в вольности и покое. Однако их ожидания не оправдались. В конце романа Татьяна плачет, потому что по-прежнему любит Онегина, но твёрдо решила остаться верной мужу.

Казалось, что книги из библиотеки Онегина должны были подсказать Татьяне, кем на самом деле является её возлюбленный:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес…

Но тем и отличается Татьяна от Онегина, что вопреки фактам видит не то, что есть на самом деле. Она по-прежнему погружена в мир своих мечтаний, только научилась скрывать это от окружающих. И этой «бедной Тане» Онегин своим письмом причиняет очередное тяжёлое потрясение.

Послание Татьяны к Онегину продиктовано возвышенным, чистым чувством. Невелика её вина в том, что свою мечту Татьяна так желала встретить наяву. Письмо Онегина, напротив, изобилует жалобами на судьбу, извинениями, подозрениями и, в конечном итоге, имеет целью то, чтобы взрослый ребёнок получил-таки запретную игрушку. В нём нет ни слова о том, что должна была пережить отвергнутая Татьяна, каким образом она теперь должна поступить по отношению к своему мужу. Это письмо эгоиста, привыкшего получать то, что ему хочется. Никакая пылкость фраз о «совершенстве» и «блаженстве» не может поднять этот жалобный призыв до уровня вдохновенного письма Татьяны.

В наше время быстрого обмена информацией, когда эмоции заменяют «смайлики» в интернете, мы разучились выражать свои чувства, облекая их в словесную форму. Признание в любви Татьяны Лариной заставляет задуматься, какие слова мы бы хотели чаще слышать друг от друга.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • образовательные:
проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
  • развивающие:
  • развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
  • воспитательные:
  • развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.

    Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Сообщение темы урока

    3. Сопоставительный анализ писем

    Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне.

    Рубеж XVIII-XIX веков называют эпистолярной эпохой. Любовная переписка русских дворян нашла отражение в шедевральном произведении А.С.Пушкина – романе “Евгений Онегин”.

    Специфика знаменитого пушкинского произведения, метко названного В.Г.Белинским “энциклопедией русской жизни”, заключается в особой манере рифмовки, названной впоследствии “онегинской строфой”.

    Однако письма главных героев, адресованные друг другу, выбиваются из общей строфической картины. Возможно, это сделано с целью создания эффекта включенности в произведение “чужого” текста.

    Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.

    Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.

    Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).

    Если попытаться сопоставить письма Татьяны и Онегина, то можно выявить определенные сходства в них. Оба героя изначально бросают вызов моральным нормам, ведь Татьяна в своем письме первой признается мужчине в чувствах, а Онегин пишет о своей любви замужней женщине.

    Некая заведомая обреченность на неудачу давлеет над героями в их письмах. Они готовы к презрению со стороны адресата, однако каждый из них совершает этот шаг – жажда выговориться, признаться неодолима.

    Татьяна юна и неопытна, но как мог Онегин ожидать презрения во взгляде некогда любившей его женщины?

    Татьяна рассуждает о возможном будущем, не будь в ее жизни Онегина. А Онегин, возвращаясь мысленно в прошлое, даже не пытается раскаяться в убийстве Ленского. Он причисляет покойного поэта к причинам, помешавшим счастью героев.

    Выражая желание видеть объект своего обожания, Татьяна робко надеется хотя бы на редкие встречи. Онегин же дерзко хочет быть уверен в ежедневности встреч.

    И герой, и героиня ожидают укоризны в ответ на свои душевные излияния.

    Последние строки обоих писем звучат в унисон друг другу. И Татьяна, и Онегин, завершив свои душевные излияния, вверяют судьбу объекту своих признаний.

    Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания.

    Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его экзальтации. Однако он на протяжении всего письма обращается к Татьяне на “Вы”, в то время как героиня, забываясь, импульсивно переходит на “ты” в объяснении с малознакомым человеком.

    Следует обратить внимание на интонацию в письмах.

    Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

    Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.

    Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

    Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

    Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.

    Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

    4. Подведение итогов урока, выставление оценок

    5. Домашнее задание

    Урок литературы в 9-м классе по теме

    "Два письма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»".

    Презентация к уроку

    Цели урока:

      образовательные: проведение сопоставительного анализ писем Татьяны и Евгения; выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина; доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;

      развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;

      воспитательные: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности; воспитывать читательскую культуру школьников.

    Оборудование: компьютер, мудьтимедийный проектор; портрет А.С.Пушкина, иллюстрации с изображением Татьяны и Онегина.

    Ход урока

    Любви нас не природа учит,

    А первый пакостный роман…

    А.С.Пушкин

    Она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им;

    в том и трагедия их романа.

    Ф.М.Достоевский

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    III. Слово учителя.

    Современникам А.С.Пушкин представил свой роман как «собранье неспелых глав», «небрежный плод» своих забав.

    Позволим себе не поверить поэту, так как содержание произведения говорит об ином. Нет ничего непродуманного или лишнего, каждый эпизод представляет высочайшую художественную ценность и несет в себе большую содержательную, смысловую нагрузку для понимания всего произведения и его главных героев.

    Большую роль в понимании характеров героев, в определении их судьбы играют письма Татьяны и Онегина. То, что А.С.Пушкин придавал большое значение письмам героев, говорит факт написания письма Онегина в 1831 году, когда роман уже был написан. А.С.Пушкин посчитал необходимым иметь в романе именно два письма. Эти письма помогут нам разобраться в характерах героев, понять их «из первых рук», мы сможем связать их с судьбой героев, лучше понять замысел поэта.

    IV. Чтение писем учащимися наизусть:

    - письма Татьяны (под музыку вальса);

    -письма Онегина (под музыку баркаролы).

    Вопрос: что заставило героев написать письма? (глубокое чувство)

    V. Сопоставительный анализ писем.

    Сегодня мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне. Мы чувствуем, что в письмах есть общие темы . Мы найдем их, сопоставим друг с другом, произведя таким образом сравнительный анализ.

    На доске обозначена общая тематика в письмах. Ваша задача – найти текст в письмах, проанализировать содержание, коротко записать в соответствующий раздел таблицы (раздаточный материал).

    Оценка характера

    Письмо Татьяны

    Письмо Онегина

    Оценка характера

      Предполагаемое отношение к написанному письму:

    Совесть – стыд –скромность.

    Возможно, презрение (девушка первая пишет письмо к малознакомому человеку).

    Горькое презрение и злобный смех (месть за опоздавшее чувство).

    Незнание Татьяны - эгоизм.

      Для счастья достаточно:

    Скромность – мечтательность – романтичность.

    Изредка видеть его, а все остальное время только думать о нем.

    Требует видеть её ежедневно, поминутно.

    Эгоист – не уважает её положение.

      Что означает их встреча:

    Судьба.

    Послан Богом, узнала: «Вот он!..»

    Случайно…время.

    Лишь случай.

      Что означает для них любовь?

    Скромность. Любовь – жизнь для любимого.

    Горькое мученье!

    Блаженство!

    Состояние – светский роман.

      Сила чувства.

    Скромность.

    Я вам пишу…

    Противиться не в силах боле…

    Слабость.

      Окончание письма.

    Скромна, доверчива.

    Стыдится своего письма. Доверяется чести Онегина.

    Сильное чувство. Отдает свою судьбу решать Татьяне.

    Эгоистичность.

    - Что можно сказать о письме Татьяны?

    (Это письмо провинциальной русской дворянской барышни, молодой, неопытной, романтической, влюбленной в светского молодого человека. Она чисто русская девушка: скромная, мечтательная, стыдливая, доверчивая, искренняя в своих сильных чувствах, готова отдать себя любимому.)

    - Что можно сказать о письме Онегина?

    (Это письмо опытного, много знавшего в жизни светского человека, которого неожиданно поразила любовь к замужней женщине. Онегин сильно влюблен в Татьяну, однако думает только о себе.)

    Учитель: Письма Татьяны и Онегина существуют как текст в тексте, перед каждым посланием есть заголовок.

    - Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.

    Письма Татьяны и Онегина создают симметрию в композиции романа, являясь своеобразным отражением друг друга. Признание Татьяны и запоздалый ответ на него Онегина разделяют шесть лет и 5 глав (с 3 по 8).

    - Следует обратить внимание на интонацию в письмах.

    Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.

    Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.

    - Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка.

    Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина, но они, так же как оригинал письма Татьяны, написанный на французском языке, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма Онегина - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

      Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться.

      Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

    VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание: письменная творческая работа «Два письма в романе «Евгений Онегин»».

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш бизнес - От идеи до реализации